Воспитательный потенциал урока иностранного языка
методическая разработка по английскому языку

Буренко Владислав Николаевич

В статье рассказываю о тех приёмах и технология, которые использую на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitatelnyy_potentsial_uroka_burenko_vn.docx924.95 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал урока иностранного языка

Буренко Владислав Николаевич,

учитель английского языка

первой квалификационной категории

       

Когда спорят о том, какую роль играет иностранный язык,  как учебный предмет в учебном заведении, все доводы в пользу иностранного языка сводятся обычно к тому, что  каждый образованный  человек должен знать хотя бы один иностранный язык, что иностранный язык необходим для будущей профессии, что знание иностранного языка развивает, ибо позволяет узнавать много нового и т. п.   Все это, разумеется, так.  

Но основное достоинство иностранного языка как учебного предмета заключается, на мой взгляд, не только в этом. Знание само по себе мало обогащает человека, так как важен практический эффект обучения.

Знание и процесс его приобретения формируют человека как личность. Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале.

     А потенциал этот просто огромен! Можно без преувеличения сказать, что вряд ли какой-нибудь из учебных предметов может в этом плане сравниться с иностранным языком. Именно по этой причине воспитательный потенциал является специфической чертой всех уроков иностранного языка.

      Он включает в себя: воспитание идейной убежденности и политической сознательности, нравственности, сознательного отношения к труду, развитие общественной активности, воспитание эстетического вкуса.

      Трудно сказать, что не является предметом нашего обсуждения на уроках иностранного языка.       У него как учебного предмета есть ещё одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который происходит воспитательное воздействие.

     Для того, чтобы воспитательный потенциал был реализован, на своих уроках я создаю систему воспитания, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, приводящих к поставленной цели.

    Например, при работе со старшеклассниками это проявляется в тщательном отборе учебного материала. Как и многие коллеги я стараюсь не ограничиваться стандартными учебными пособиями, прибегаю к помощи иноязычных УМК, так как в них наиболее широко раскрываются самые актуальные жизненные темы – семья, отношения в коллективе, как быть успешным в учёбе и в работе, что нужно знать и уметь, чтобы встреча со взрослой жизнью и миром профессий и поиска работы в будущем не стала для учащихся большим разочарованием.

    В частности, отдельные уроки в 11 классе в течение года были посвящены таким темам как:

- «Составление портрета успешного человека» на примерах известных личностей (Бил Гейтс, Илон Маск, Стив Джобс, Ричард Брэнсон),

-«Факторы успешности»,

-«Составление резюме»,

-«Правила поведения при первом собеседовании» в рамках, которой проводилась небольшая мини-игра, где старшеклассники примеряли на себя роли и соискателя, и работодателя.        

     Помимо вышесказанного, в рамках уроков было уделено большое внимание формированию навыков ведения грамотной деловой переписки, составлению и написанию официально-деловых email писем, служебных записок.

   Ещё одной из тем, которая была пройдена в течение учебного года, являлась тема «Развитие Soft Skills» - модное нынче понятие, обозначающее умение вести грамотное деловое общение с коллегами по работе.    

Как утверждают многие современные образовательные платформы, это один из аспектов, который у большинства соискателей попросту западает и ведёт к недопониманию при решении коллективных вопросов, задач, работе над проектами, умению грамотно распределить роли внутри мини группы и тд.

   В процессе прохождения тематического блока «Выбор профессии» мною на уроках с обучающимися выполнялись такие задания, как, например, 

Jobs Fair (Биржа труда)

  Цель – отработать использование тематической лексики в реальной ситуации. Класс делится на две половины. Учащимся раздаются ролевые карточки «Соискатель» и «Рекрутер». Учитель объясняет ситуации на карточках. Учащимся даётся время для подготовки. При этом соискатели могут, как быть честными, рассказывая о себе, так и приукрасить свои умения. Когда обе группы готовы, учащиеся повторяют тематическую лексику. Ученики с карточкой «Соискатель» перемещаются по классу от стола к столу, отвечают на вопросы о себе, а также задают другие интересующие их вопросы. В конце игры обсуждаются выбранные вакансии.

Карточка 1.

Карточка 2.

  Часто с учениками мы выполняем в этом тематическом блоке

Задание Three Jobs.  (Три вакансии)

  Цель – научить задавать грамотные вопросы, точнее формулировать свои мысли, чтобы получить требуемую информацию.

Учащимся раздаются ролевые карточки опять же соискатель и сотрудник отдела кадров. Учащиеся знакомятся с ситуациями на карточках, их задача – задать правильные вопросы, чтобы получить недостающую информацию о представленных вакансиях. Далее учащиеся меняются ролями.

       Например, для усовершенствования диалогической речи и грамотной формулировки вопросов по теме учащиеся 11 класса выполняли задание Gifted. (Талантливый) 

      Учитель объясняет ситуацию на карточках. Учащиеся опрашивают друг друга, используя опорные слова, чтобы выяснить, какими качествами должен обладать, чтобы быть успешным. Далее они меняются партнёрами и задают вопросы остальным одноклассникам. По окончании данного задания учащиеся вместе с учителем обсуждают ответы, данные на вопросы, и выбирают наиболее интересные, зафиксировав их на доске в виде диаграммы.

Карточка 1.

Карточка 2.

   При выполнении задания Listen and draw (Слушай и рисуй) основной целью было совершенствование умения слушать собеседника.

    Это задание – игра одновременно и лёгкая, и сложная. Она требует полного внимания участников и умения внимательно слушать.

Класс делится на группы, каждой группе выдаётся лист бумаги и выбирается диктор, который будет давать им устные инструкции, что именно и как нужно нарисовать, по одному действию за ход.

Например:

1) Нарисуй квадрат, размером 5 сантиметров, с каждой стороны.

2) Нарисуй круг внутри квадрата, так, чтобы он оказался прямо по центру квадрата.

3) Проведи две линии через круг так, чтобы они разделили его на четыре равные части.

     По мере выполнения упражнения, оно будет всё сложнее и сложнее. Одна ошибка будет означать, что следующие шаги инструкции будут поняты неправильно. Участникам нужно слушать очень внимательно, чтобы рисунок получился точным. По окончании задания рисунки сравниваются, и определяется победитель.

Большим успехом у учащихся пользуется игра Communication Origami («Коммуникационное» Оригами), цель которой – познакомить участников с различиями в восприятии и воспроизведении информации.

   Данная игра-задание отличный способ, помочь людям понять, что мы все слышим и объясняем вещи по-разному, даже если исходная информация была одной и той же. Суть игры состоит в том, что каждый участник получает одинаковый лист бумаги формата А4, далее им даются пошаговые инструкции, как нужно сворачивать лист, чтобы сделать из него фигурку оригами.

При выполнении инструкций участникам запрещено будет задавать какие- либо вопросы, а также у них будут завязаны глаза.

Когда все инструкции будут выполнены, участники открывают глаза и сравнивают фигурки, которые естественно будут у всех немного разными.

После задания учащимся предлагается обсудить следующие вопросы:

- Почему результаты получились разными?

- Какими, как они думают, были бы результаты, если бы им можно было пользоваться глазами или задавать вопросы?

Для улучшения навыков активного восприятия информации на слух выполнялось   задание Game – «Because» (игра – «Потому что»):

  • Класс делится на мини группы из 3х человек.
  • Первый человек в группе начинает рассказывать какую-либо вымышленную историю.
  • Следующий участник повторяет всё, что сказал предыдущий, добавляет слово because (потому что) и придумывает свое продолжение истории и тд.

     Вышеупомянутые  мною приёмы работы с обучающимися на уроках иностранного языка очень хорошо развивают их  коммуникативные  навыки, умение внимательно слушать, а также тренируют долгосрочную память, чтобы  в дальнейшем правильно применить полученные знания, кроме этого, существенно повышается мотивация к изучаемому предмету.(+ 2% среднее звено,+ 1,5% старшее звено)

              Вся эта работа приумножает воспитательные возможности урока иностранного языка. Прежде всего, это духовно-нравственное воспитание в процессе обучения. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранного языка, затрагиваются многие насущные проблемы, например, проблемы толерантности, современной семьи, национальной культуры.

            Обсуждая с учащимися эти проблемы, использую в своей работе групповую и парную работу. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения.

            Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся с увлечением рассказывают о своей семье, ее традициях, изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев.

           Изучая тему «Досуг» в 11 классе, учащиеся знакомятся с различными видами времяпрепровождения.  Работая  в группах и парах, они рассказывают,  как проводят свое свободное время  жители Великобритании, России и своей семьи.

          Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют такие разделы, как «Education» («Система образования») «Family Relationships» («Отношения в семье»), «Teen subcultures» («Подростковые субкультуры»), «Traditions» («Традиции»). В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.

          Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников, прививают патриотичность, повышают интерес и любовь к Родине и желание постоянно расширят горизонты своего кругозора.

 «…наше образование развивается. А, значит, мы должны принимать то, что даёт нам

государство. Ведь любое развитие - это всегда огромный плюс, как для нас, так и для

государства. Пока мы живём, нужно идти в ногу со временем…». (Багиева Э. 10 «А» класс)

Использование компьютерных технологий в преподавании английского языка таит в себе

неограниченные возможности не только для учителя, но и для ученика, помогает вовлечь

каждого учащегося в активное овладение языком, создать атмосферу психологического

комфорта, ведёт к успешности. 

В доказательство мне хочется привести мнения моих учеников: 

В доказательство мне хочется привести мнения моих учеников:

«…наше образование развивается. Мир тоже не стоит на месте, идёт постоянная охота за светлыми умами и поэтому инвестирование в себя и своё будущее, путем изучения иностранного языка является вполне разумным…». (Шабанова Д. 11 «А» класс)

«Изучая английский язык, мы очень часто будто получаем взгляд на какие – то вещи нашей жизни как бы с другой стороны. Это способствует более глубокому пониманию, каких то вещей……». (Апарин К., 5 «А» класс)

«…английский нам нравится ещё и потому, что на нём мы можем использовать новые технологии, например интерактивную доску. Когда кто-то из учеников делает длинный доклад,  почти сразу все слушатели начинают отвлекаться, использование презентаций на доске помогло решить эту проблему…..(Ефименко К. 5 «Б»)»

«…Работая в течении года с темой Семья и Отношения, я смогла найти в ней ответы на многие волнующие меня вопросы в плане грамотного общения с моими  родителями. Ну вы знаете, в старших классах у всех в этом вопросе какой-то напряг.»  (Нуждина В. 11 класс)

«…наше образование развивается. А, значит, мы должны принимать то, что даёт нам

государство. Ведь любое развитие - это всегда огромный плюс, как для нас, так и для

государства. Пока мы живём, нужно идти в ногу со временем…». (Багиева Э. 10 «А» класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенциал, как специфическая черта урока иностранного языка и его роль в развитии личностного роста учащегося....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка

мультимедийная презентация к теме по самообразованию...

Воспитательный потенциал урока иностранного языка

Данная работа посвящена изучению проблем воспитания в школе. А так же рассмотренны некоторые методы достижения задач воспитания на уроке иностранного языка....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Статья  (выступление на заседании РМО). Теоретический материал о воспитательном потенциале урока иностранного языка.  На какие виды воспитания следует учителю обратить внимание в своей...

"Воспитательный потенциал урока иностранного языка"

Статья рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания на уроках  английского языка....