Воспитательный потенциал урока иностранного языка
учебно-методический материал по английскому языку по теме
Предварительный просмотр:
МКОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1
Воспитательный потенциал
урока иностранного языка.
Данькова Антонина Леонидовна
учитель английского языка
высшей категории
с. Октябрьское
2012г.
Оглавление
- Аналитическое обоснование.
- Урок как основная единица учебного процесса.
- Воспитательный потенциал урока иностранного языка:
- содержание используемых материалов;
- методическая система обучения;
- личность учителя.
- Принципы реализации воспитательной деятельности.
- Реализация идей ФГОС в новых примерных программах по иностранным языкам для начальной и основной школы .
- Заключение.
- Литература.
- ПРИЛОЖЕНИЕ.
Аналитическое обоснование.
Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь. Л.Н.Толстой. Сегодня наше государство переживает период кардинальной перестройки во всех областях жизни. В том числе и в области образования. Перемены в российском образовании привели к переосмыслению социальных функций системы образования, выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и школы. Перед образованием поставлена следующая стратегическая цель: воспитание в общественном сознании установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование национальной системы позитивных ценностей. Воспитание признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. Компетентностный подход еще более усиливает воспитательную направленность обучения. Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно – значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт Педагогический процесс – целостное явление, нераздельно включающее как обучение, так и воспитание. Соотношение обучения и воспитания, безусловно, вневременная фундаментальная педагогическая проблема. Принцип воспитывающего обучения был введен в педагогику педагогом и психологом И.Ф.Гербартом, который утверждал, что «из мыслей вытекают чувствования, а из них – принципы и поступки». И что воспитывать можно тем же способом, что и учить. Стержнем системы образования всегда выступал процесс воспитания гармонично развитой личности. Главная задача учителя, проектирующего и осуществляющего педагогический процесс – обеспечить единство действия механизмов воспитания и обучения. Но особую актуальность данная проблема приобрела в условиях кардинальных политических, идеологических и социокультурных трансформаций общества и государства, характеризующей быстрой сменой фундаментальных ценностей и парадигм. И современное обучение должно опираться на новое понимание содержания школьного образования, в состав которого входит не только «знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности», не только «опыт осуществления известных способов деятельности», но и «опыт творческой деятельности», и опыт «эмоционально-ценностного отношения к миру, к действительности» (М.Н. Скаткин, В.В.Краевский). Это означает, что механизм обучения нельзя замыкать на передаче суммы научных знаний, умений, навыков. Необходимо выработать на этой основе у обучающихся способность к практическому использованию знаний на благо человека и общества. Поэтому сегодня бесспорна актуальность осмысления существующих проблем, подходов, путей и возможностей в реализации воспитательной функции урока, а также существующего опыта обучения, приводящего к формированию у учащихся определенных отношений к обществу, природе, собственной личности и деятельности. Россия – многонациональная страна. В ней проживают более 160 народов. А это значит, что система образования страны является многоязычной. В этой связи встает еще один вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здоровую личность в наших условиях. Отсюда вытекает педагогическая необходимость проектирования воспитательной системы школы, которая учитывала бы не только фундаментальные российские традиции воспитания подрастающего поколения, но и традиции и ценности народов мира. Программами общеобразовательной школы России предусмотрены главные направления воспитания в процессе обучения: социальная адаптация, формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, передача духовных богатств отечественной и мировой культуры, навыков общежития с представителями иных наций. На первом месте при этом стоят предметы гуманитарного содержания. Изучение и освоение этих предметов рассматривается как противоядие от жесткости, черствости. Предметы естественно-математического цикла формируют материалистическое мировоззрение. Содержание обучения выступает в качестве педагогической модели социального заказа школе. Каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию в формировании у учащихся нравственности, эстетических ценностей, мировоззрения. Урок как основная единица учебного процесса. Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение, воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок – дело непростое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. На уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить "прибавку" к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка. Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития. На уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока. Таким образом, урок как сложное образование играет решающую роль В овладении учащимися иностранным языком. Урок иностранного языка требует особенно тщательной подготовки. Воспитательный потенциал урока иностранного языка. |
Предыдущие десятилетия двадцатого века круг людей в России, у которых была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, а в настоящее время ситуация изменилась. Коммуникационные и технологические преобразования в обществе, идущие полным ходом экономические реформы, политическая открытость современного российского общества вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение (например, через систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранного языка. Приоритетную значимость приобрело обучение иностранному языку как средству общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов. Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом.
Стоит отметить, что иностранный язык как предмет межкультурной образовательной парадигмы обогащает человека во многих смыслах, так как повышает не только практический эффект обучения, выражающийся в приобретении новых знаний, но также вносит существенный вклад в формирование человека как личности. Поэтому ценность иностранного языка как учебной дисциплины проявляется и в его воспитательном потенциале. В контексте современного развивающего обучения дидакты предлагают кардинально сменить приоритеты целей обучения, на первый план наряду с развивающей функцией следует выдвинуть и воспитательную, которая в большей степени обеспечивают становлении личности обучаемого, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной активности. В эпоху постоянного прогресса и изменений во всех сферах жизнедеятельности человека учащихся необходимо научить учиться.
Обучение иностранным языкам способствует формированию индивидуальных наклонностей, развитию природных задатков, культуры чувств, способностей. На всех этапах обучения иностранному языку поощряются любознательность, инициатива, самостоятельность, усваиваются принятые в обществе социокультурные правила и нравственные нормы, осуществляется накапливание учебного материала с целью дальнейшей его систематизации и обсуждения.
Развивающее значение иностранного языка было вскрыто впоследствии со всей глубиной академиком Л.В. Щербой и его последователями. Он писал, что при правильной постановке преподавания иностранный язык развивает логическое мышление, совершенствует уже сложившиеся мыслительные операции и формирует умение логично строить высказывание (1, 261).
Успешность воспитательного процесса зависит от нескольких фактов, главными из которых являются: 1)содержание используемых материалов; 2) методическая система обучения и 3) личность учителя и его стиль поведения.
Значимость иностранного языка как учебного предмета состоит в том, что в ходе обучения изучению подлежат разнообразные темы, затрагивающие всевозможные стороны жизнедеятельности человека. Значительное внимание акцентируется на культурообразующем характере содержания образования, в котором наряду с ценностями духовной и материальной культуры, познавательной культуры в области основных наук, ведущих сфер искусства, экономической культуры и культуры труда, политической и правовой культуры, культуры семейных отношений, физической культуры, представлены коммуникативные и информационные культуры.
Однако при всем многообразии тем для обсуждения, отбор языкового материала должен быть основан на его актуальности для обучаемых (конечно с учетом уровня знаний и сложности темы обсуждения). Отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современного общества. В этом случае обсуждение изученного строится на обмене мнениями, которое подразумевает не просто повествование, а носит деятельностный характер: высказывание своего мнения, своего отношения к предмету общения, что является, по сути, проявлением личности, которое стимулирует развитие общих речевых способностей. Именно эта личностная заострённость и является тем каналом, через который осуществляется воспитательное воздействие.
Включение общечеловеческих ценностей в качестве культуроведческого материала позволяет воспитать убежденность в их значимости и приоритетности, способствует формированию гуманитарного мировоззрения, способности к решению проблем, связанных с выживанием, милосердием, преодолением кризисов цивилизации, сохранением природной среды.
Говоря о свободе и правах личности как ценности, формируется потребность и способность совершать социальный выбор, воспитывается правовое сознание и сознание собственного достоинства, и уважительное отношение к достоинству других людей.
Рассматривая проблемы общения и сотрудничества – межнациональное и кросскультурное – как ценность, происходит формирование потребности и способности понимать чужие точки зрения на социальные и гуманитарные проблемы, достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и убеждений.
При овладении совокупностью духовных ценностей, накопленных в процессе цивилизации народом страны изучаемого языка, осуществляется диалог двух культур. Это имеет большое значение, так как формирование человека духовного, человека культуры происходит благодаря диалогу культур. При этом обращение к уже накопленному опыту обучаемого, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка. Это дает возможность по-новому взглянуть на привычные реалии жизни и переосмыслить их еще раз. Такой сравнительный анализ в дальнейшем ведет к формированию гражданской позиции и гражданского самосознания молодого поколения.
В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. В силу своей специфики иностранный язык обладает в этом аспекте гораздо большими возможностями, чем другие предметы. Изучение мировой культуры как ценности позволяет воспитать дух интернационализма, чувство причастности к мировой истории, памятникам литературы и искусства, философии и науке. Интернационалист – это человек, который, владея определенным уровнем языка и культурой другого народа, использует его на благо обоих народов, для укрепления международных связей.
Спецификой предмета иностранного языка является то, что методическим содержанием современного процесса обучения должна быть его коммуникативность, т.е. речевая направленность. При этом участники данного процесса должны быть речевыми партнерами, а значит, современное занятие по иностранному языку должно представлять собой акт творческого сотрудничества; если этого нет, то исчезает мотивация, общение становится невозможным. А значит, главная методическая задача, стоящая перед учителями и преподавателями, состоит в том, чтобы придать обучению форму общения. Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только при соблюдении этого условия можно эффективно осуществлять воспитательное воздействие. Необходимо строить процесс обучения на сочетании взаимообусловленных факторов: активности, творчества и самостоятельности. Творчество вызывает активность и требует самостоятельности, активность проявляется в творчестве и самостоятельности, самостоятельность есть обязательное условие активности и творчества. Активная позиция в процессе обучения, при которой обучаемый превращается из объекта обучения в субъект учебной деятельности, и индивидуализация всего процесса способствуют интенсификации когнитивных, познавательных и воспитательных составляющих.
Третьим, и наиболее существенным фактором, влияющим на весь процесс обучения и воспитания, является личность самого обучающего, который должен сделать учебный процесс целостным и привлекательным. От личности педагога зависит психологический климат, который требуется для осуществления общения. Необходимо в совершенстве владеть механизмом проведения занятия, быть методически грамотным и придерживаться современного коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку, учитывать психолого-педагогические особенности обучаемых, развивать педагогическую интуицию, быть гибким и чутким по отношению к текущей ситуации с целью корректировки. Стоит помнить о том, что именно учитель и преподаватель является примером, которому подражают и которому следуют обучаемые, от его личностных качеств, устремленности в профессии, готовности к сотрудничеству зависит успешность как образовательного, так и воспитательного процессов.
Все раннее упомянутые составляющие успешного процесса обучения в рамках предмета «Иностранный язык» являются самостоятельными и достаточными компонентами для осуществления воспитательного процесса. Но их сочетание и взаимопереплетение многократно повышают качество воспитательного воздействия в рамках образовательного предмета, основная цель которого – приобщить к богатству иноязычной культуры. Уровень иноязычной грамотности является показателем цивилизованности общества. Ее высокий уровень приводит к увеличению интеллектуального и нравственного потенциала общества, так как открывает доступ к общечеловеческим ценностям мировой культуры. Каждый человек, владеющий иностранным языком, вырастая взрослым, увеличивает культурный потенциал страны, ее экономическое могущество и усиливает политическую стабильность.
Принципы реализации воспитательной деятельности.
Принципы воспитания - это общие положения, проистекающие из цели и природы воспитания. Принципы воспитания, выступая в качестве оснований деятельности педагога, ориентируют его на достижение должного, являющегося специфическим способом существования морали как вектора сознательной и свободной жизни. Свобода учителя и ученика выражается в свободе выбора ценностей, которые они научаются распознавать в социуме и присваивать в деятельности.
На мой взгляд, для реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:
• принцип гуманизма,
• принцип социального закаливания,
• принцип сотрудничества и
• принцип ценностной ориентации.
Принцип гуманизма как признание ценности реального ученика с его сильны ми и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике , как человеческое достоинство.
Условия реализации принципа
Реализация принципа гуманизма обеспечивается:
- добровольностью включения ребенка в ту или иную деятельность;
- возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели;
- оптимистической стратегией при определении задач воспитания;
- учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребёнка;
- подготовленностью детей к социальной самозащите. Правила реализации принципа в практической деятельности
При реализации принципа гуманизма:
- опирайтесь на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу;
- уважайте личность ребенка, не унижайте его достоинства;
- призывайте ребенка к добру и будьте добрыми сами;
- защищайте интересы ребенка и помогайте ему в решении его
актуальных проблем;
- постарайтесь увидеть в каждом ученике ЛИЧНОСТЬ
независимо от его жизненных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам.
Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.
Условия реализации принципа
Реализация принципа социального закаливания детей обеспечивается:
- созданием позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом;
- включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора;
- стимулированием научного и морального познания и самопознания детей;
- оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в
проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.
Правила реализации принципа в практической деятельности
При реализации принципа социального закаливания детей:
- решайте проблемы С детьми, а не ЗА детей;
- не "предусматривайте" возможных трудностей, а воспитывайте у детей способности к их преодолению;
- воспитывайте волю учащихся; волевых усилий не будет у ребенка завтра, если их не воспитать сегодня;
- воспитывайте чувства детей: не только радость за успех, но и переживания за неудачи воспитывают человека.
Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии и Содействии, в СОоценке, в СОпонимании.
Условия реализации принципа
Реализация принципа сотрудничества обеспечивается:
- определением доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов и детей;
- развитием детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, созданием разнообразных детских объединений;
- формированием позитивного отношения к ЧЕЛОВЕКУ;
- воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и учащихся.
Правила реализации принципа в практической деятельности
При реализации принципа сотрудничества:
- делайте школу родной для ребенка: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
- помогайте друг другу: педагоги и учащиеся - члены одного коллектива;
- ДОВЕРЯЙТЕ детям, а НЕ ИГРАЙТЕ в доверие;
- развивайте у детей потребность во взаимопонимании;
- СОучаствуйте в жизни ребенка: равнодушный педагог "рождает" равнодушных учащихся!
Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я".
Условия реализации принципа
Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается:
- предъявлением детям "очеловеченной" социальной жизни с ее противоречиями;
- организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бы тии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании;
- реализацией учащимися ценностных ориентации как деривата обретенной свободы;
- постановкой перед учащимися проблем, ценностное осмысление которых вы водит их в широкий социокультурный контекст, с противоречиями которого сталкивается рефлектирующий ученик.
Правила реализации принципа в практической деятельности
При реализации принципа ценностной ориентации:
- открывайте перед детьми принципиально новые "измерения" мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема;
- наполняйте внутренний мир учащихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысляемое бытие, в ценностные критерии;
- вовлекайте учащихся в активный процесс открытий в единстве с развитием у них способности проводить гуманистическую экспертизу по критерию ценности;
- вводите учащихся в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится безусловным благом для себя и для других. (3)
Важным аспектом социальной компетентности является подготовка учащегося к общим профессиональным умениям.
Американский учёный Дж. Бруннер выделил три основных способа профессионального становления:
• выработка составляющих компонентов навыка в процессе игры у животных и людей;
• обучение в контексте, т.е. при участии в трудовых процессах (бытовых, сельскохозяйственных и др.);
• абстрактный метод школы, отделённый от непосредственной практики.
Абстрактный метод обучения труду (в своём худшем варианте) используется в технологии традиционного школьного обучения, где сообщаемые знания далеки от реального трудового процесса и жизни общества.
Технологией, объединяющей цели обучения и воспитания в русле компетентностного подхода, можно назвать технологию контекстного обучения.
Реализация идей ФГОС в новых примерных программах
по иностранным языкам для начальной и основной школы.
Стандарт – есть социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством, причем именно семья должна будет более масштабно принимать участие в воспитании личности. В стандарте нового поколения самым важным являются планируемые результаты - личностные, метапредметные, предметные, а ведущая цель – формирование коммуникативной компетенции учащихся. В разрезе иноязычного образования это означает обязательное включение в структуру уроков диалогов различного содержания, призванных обеспечить лингвистические знания и коммуникативные умения учащихся.
Каким в условиях введения ФГОС выглядит идеальный портрет выпускника современной школы? Это деятельный, любознательный, креативно мыслящий молодой человек, уверенный в своих силах и знаниях, обладающий исследовательскими способностями, коммуникабельный, имеющий навыки самоорганизации, настроенный на «обучение в течение всей жизни». Способствовать формированию этого образа и наполнить его соответствующим содержанием призваны направления образовательной программы начального общего и среднего общего образования (инвариантная, вариативная части, внеурочная деятельность). В такой образовательной ситуации школа может вводить обучение и второму иностранному языку. К слову, в большинстве европейских стран владение двумя иностранными языками является обязательным.
Относительно иноязычного образования учащихся ФГОС обязательным выделяет: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме, освоение начальных лингвистических представлений об иностранном языке в условиях взаимосвязи с родным (лингвистический компонент), сформированность толерантности к носителям чужого языка (социокультурный компонент). Эти требования детально представлены в Примерной программе по иностранному языку. По сути, ФГОС является основой для объективной оценки уровня образования обучающегося на соответствующей ступени.
В стандарте нового поколения очевидны приоритеты личностно-ориентированной модели образования – переход от знаниевой парадигмы к центрированной. Речевая, языковая, универсальная, компенсаторная компетенции сохранили «свои позиции» в соответствии с прежним стандартом. Однако приоритет личностно-ориентированной парадигмы заключается в формировании межпредметных связей и метапредметных компетенций. Кроме того, метапредметные навыки составляют основу умения учиться, то есть, выпускник школы должен уметь приобретать дополнительную информацию на иностранном языке, работать с ней. Это опыт специфической деятельности – практико-коммуникативные умения. Все УМК по иностранному языку, одобренные и рекомендованные в федеральном перечне учебников, построены с учетом формирования личностной парадигмы. Личностный смысл содержания образования выражается в учете особенностей, интересов, потребностей и возможностей школьников определенного возраста, что проявляется в отборе предметного содержания речи, соотносимого с реальными проблемами, ситуациями в сфере общения. Предметное содержание речи учащихся должно соответствовать реальным социокультурным условиям. Также личностный смысл содержания образования выражается в постановке учеников в ситуацию выбора (посредством избыточного и вариативного материала, дифференцированных заданий, индивидуального режима работы, возможных вариантов решения проблемы). Обязательным условием является включение дополнительных информационных носителей (в том числе и мультимедиа) в образовательный процесс, научно-исследовательские проекты (возможно, межпредметного характера). С другой стороны, личностный смысл содержания образования выражается в учете профессиональных устремлений школьников, их потребности в самоопределении. Высокое самопозиционирование, успешный профессиональный рост в современном социуме невозможен без свободного владения иностранным языком. Учитель должен разработать мотивационную стратегию обучения школьников, которая выражается в воспитательном и развивающем потенциале предмета «иностранный язык»: создание у ученика целостной картины мира, воспитание уважения к собственной культуре, развитие критического мышления школьника, формирование его ценностных ориентиров. Причем формирование критического мышления должно строиться на основе личностного культурного воспитания, развития аналитических способностей учащегося, стимулировании его творческих способностей и личностного потенциала. Изменения ФГОС – это назревшая необходимость Новый стандарт позволил обобщить то положительное, что существовало в преподавании иностранного языка в прежние годы, и модифицировать условия для более эффективного обучения школьников в новых реалиях. |
Заключение.
Иностранные языки как учебная дисциплина имеет огромный воспитательный потенциал, который необходимо использовать сегодня для решения многих воспитательных задач, среди которых приобщение школьников к осознанию культурного наследия своего народа и народа других стран, поддержание стремления учащихся к осуществлению межличностного общения. Изучение иностранного языка позволяет осуществить социокультурное обогащение мировосприятия и мировидения изучающих язык в процессе совершенствования их иноязычной коммуникативной компетенции. Положительное отношение к другому языку, культуре другого народа, говорящего на этом языке, понимание иностранного языка, потребность пользоваться им как средством общения способствуют приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, помогают осознать свою планетарную принадлежность. В настоящее время все более осознается и все больше внедряется в практику коммуникативный подход в обучении иностранным языкам. На уроках иностранный язык приобретает практическую направленность, становясь средством общения школьников с учителем и друг с другом. В процессе обсуждения разных вопросов, связанных с темами школьной программы, дети учатся технике общения, его операционной стороне, учатся, например, вести диалог-расспрос типа интервью, проявляя инициативу в запросе информации, учатся обмениваться мнениями, суждениями, используя реплики согласия/несогласия, выражая удивление, радость и т.д. Они учатся делать сообщения, описывать, рассказывать, используя оценочные суждения, рассуждать (например, обосновать тот или иной тезис, давать характеристику, отзыв) Школьники приобщаются к чтению иноязычных текстов: от простейших учебных текстов до адаптированных отрывков из оригинальной художественной и научно-популярной литературы, газетных и журнальных статей. В процессе чтения они овладевают приемами работы с книгой, коммуникативными умениями, связанными с поиском информации в тексте, с проникновением в подтекст для выявления основной мысли, идеи отрывка и т.д. Они учатся выражать свою оценку прочитанного, обосновывать своё мнение, проявлять интерес к мнению других, т.е. овладевают культурой общения, приобщаются к социальному опыту предшествующих поколений, к опыту своих зарубежных сверстников, овладевают современным иноязычным этикетом, что обогащает их речевую культуру. Овладение приемами культуры общения не только способствует развитию практических речевых умений (говорения, аудирования, чтения, письма), но и помогает раскрыться разным сторонам личности школьника, освободиться от множества психических барьеров, например, от скованности, застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию чувства коллективизма, т.е. способствует воспитанию личности в целом.
Иностранный язык как предмет охватывает в основном все стороны жизни людей. Содержание действующих учебников иностранного языка дает возможность заострять внимание учеников на нормах поведения дома, в общественных местах, на природе, вести переписку с друзьями и близкими и что следует понимать под культурой поведения. Человек живет среди людей и он должен вести себя так, чтобы общение с ним было приятно другим. Знакомство с правилами поведения должно побуждать школьников задуматься над своим поведением, стремиться к самовоспитанию и вести себя так, как бы он хотел, чтобы окружающие вели себя по отношении к нему: быть вежливым, приветливым, доброжелательным.
Обучение иностранному языку, организованное путем межличностного общения на этом языке, помогает формированию личности в коллективе и через коллектив, способствует развитию ее самопознания, проявлению разных склонностей и способностей, превращает учение в радость.
Таким образом, с помощью иностранного языка как общеобразовательного предмета в средней школе осуществляется комплексный подход к нравственному воспитанию школьников, к их всестороннему гармоническому развитию.
А педагогам очень важно превратиться в союз единомышленников, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству и следовать высказыванию В.Г.Белинского: «орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…»
Литература
1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей//
Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975
3. Болдырёв Н.И. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979
4. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в
учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978
5. Дробицкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение, 1977
6. Матвеева Л.И. Развитие школьника как субъекта учебной деятельности
и нравственного воспитания. - Л.:ЛГПИ им. Герцена, 1989
7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка – М. «Просвещение», 1998. – с.31-33.
8. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык .5-11 классы.-2-е издание.- М.: Просвещение, 2010.
9. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М.:, 1995
10. Г.В. Рогова, Б.Е. Сахарова Методика обучения иностранному языку –Москва: Просвещение, Высшая школа, 1999. – 427 с.
11. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1981г.
12. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения - М: 1980,
т. 2
13. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников. // Ж. Нравственное воспитание школьников. 1976. - №12 - с.104 – 115.
14. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность — М.: Прогресс, 1994. – 381 с.
15. Фатохов Д.В. Вопросы нравственного воспитания на уроках иностранного языка – Уфа: Изд-во УГКР, 2003. – 56 с
16. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/1041/
17. http://ru.wikipedia.org/wiki/Нравственность
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
11.1. Филология
Изучение предметной области "Филология" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Предметные результаты изучения предметной области "Филология" должны отражать:
Иностранный язык. Второй иностранный язык:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный потенциал урока иностранного языка.
Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка.
Воспитательный потенциал, как специфическая черта урока иностранного языка и его роль в развитии личностного роста учащегося....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка
мультимедийная презентация к теме по самообразованию...
Воспитательный потенциал урока иностранного языка
Данная работа посвящена изучению проблем воспитания в школе. А так же рассмотренны некоторые методы достижения задач воспитания на уроке иностранного языка....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка.
Статья (выступление на заседании РМО). Теоретический материал о воспитательном потенциале урока иностранного языка. На какие виды воспитания следует учителю обратить внимание в своей...
"Воспитательный потенциал урока иностранного языка"
Статья рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания на уроках английского языка....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка.
В данной статье анализируется актуальность реализации воспитательного потенциала иностранного языка как учебной дисциплины....