Воспитательный потенциал урока иностранного языка
статья по теме

Данная работа посвящена изучению проблем воспитания в школе. А так же рассмотренны некоторые методы достижения задач воспитания на уроке иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал урока иностранного языка

        Современные государство и общество в виду стремительно развивающихся политических и социально-экономических условий предъявляют  все новые требования к образовательному процессу в школе. Смешались ценностные ориентиры, и в качестве самой большой ценности в соответствии с принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить, принимать решения в условиях постоянно меняющегося мира. В концепции модернизации Российского образования воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. В решении этой задачи не случайно особую роль играет именно школа, т. к. в школе дети проводят 60-70-% всего своего активного времени суток. В данном контексте особую важность приобретает проблема воспитательного потенциала урока.

         Урок как основная форма организации обучения школьников прошел длительный путь своего становления и совершенствования. Многие ученые, учителя обращали внимание на его недостатки ( передача готовых знаний, отсутствие связи между различными уроками, доминирующая роль учителя на уроке, отсутствие диалога в обучении, недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся и т. д. ) Поэтому всегда продолжалось совершенствование структуры урока, его организации, проведения, обращалось внимание на согласование образовательной, развивающей и воспитательной целей урока.

         В настоящее время совершенствование урока обуславливается современными условиями обучения, развития и воспитания творческой, высоконравственной личности, особенностями современной деятельности учителя и учащихся по достижению запланированной цели. Задача современного урока состоит не только в усвоении школьниками системы знаний по тому или иному предмету, приобретении умений и навыков, но и в развитии у них творческих способностей и склонностей, в учете их индивидуальных способностей, интересов и стремлений каждого учащегося, воспитании успешного человека. Он отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения. При этом воспитательный потенциал урока может быть реализован не только на уроках литературы, истории, музыки, природоведения, чьи возможности влиять на мировоззрение, внутренний мир, вкусы ребенка неисчерпаемы. Каждый учебный предмет воспитывает, каждый учитель – воспитатель, на каждом уроке должен быть реализован его воспитательный потенциал.

      К сожалению, в обществе, как среди родителей, так и в педагогической среде, сложилось мнение, что воспитание на уроке – это прежде всего некие примеры «плохого» и «хорошего», которые должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Однако на самом деле это совершенно не так. Кроме данной воспитательной задачи в процессе обучения решается множество других не менее важных задач, которые остаются нами не замеченными. Воспитательный потенциал урока заключается так же в формировании эстетического вкуса учащихся, сохранении и охраны их здоровья, развитии таких черт характера как трудолюбие, доброжелательность, аккуратность, усидчивость и т.д.

       В решении всех этих задач огромную роль играет урок иностранного языка, который исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Несмотря на этот общеизвестный факт, воспитательные и развивающие ресурсы этого предмета до сих пор остаются не изученными и не реализованными. Гуманистическая позиция, принятая в современной школе, дает нам возможность переосмыслить процесс преподавания, ориентированный сегодня на личность.

      Сам процесс преподавания иностранного языка имеет огромные возможности развития личности. Вопрос о воспитательных возможностях иностранного языка как средства общения неоднократно ставиться в отечественной литературе методистами Роговой Г. В., Бим И. Л., Верещагиной И. Н. В школе иностранный язык выступает, прежде всего как средство коммуникации, и главная цель его изучения – развитие иноязычной компетенции, которая носит прагматический характер, т. е. ориентирована на практическую пользу. Кроме этого изучение учебного материала дает учащимся возможность узнавать культуру народа изучаемого языка, познакомиться с его обычаями и традициями, а так же познать особенности мышления и мировоззрения его носителей.

        Для того, что бы воспитательный потенциал мог быть реализован, необходимо создать систему воспитания на уроке, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, приводящих к поставленной цели. Основу гуманистической воспитательной цели составляют наивысшие ценности, которые выработала история человечества: человек, жизнь, счастье, общество, природа. Отношение к данным ценностям и есть те ключевые показатели в личности школьника, которые формируются в ходе урока иностранного языка.

         Иностранный язык как предмет охватывает все стороны жизни людей. Например, содержание действующих учебников иностранного языка дает возможность заострять внимание учеников на нормах поведения дома, в общественных местах, на природе. Учитель разъясняет также учащимся, как следует обращаться с книгой, вести переписку с друзьями и близкими. И что следует понимать вообще под культурой общения. Наметившаяся в обществе тревожная тенденция недооценки важности соблюдения культурно-эстетических норм общения, дефицита культуры в целом и культуры общения в частности заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь. Одним из таких резервов может быть ориентация на культуру изучаемого языка, учет культурных и страноведческих способностей в общении на иностранном языке.

     Каждый современный учебник иностранного языка имеет в своей структуре раздел посвященный речевому этикету, который каждый учитель может использовать в реализации воспитательных целей. При обучении речевому этикету важна интонация, которая выражает доброту и искренность, что требует немало усилий со стороны учителя и ученика. Без знания правильного речевого и неречевого поведения и умения следовать им, невозможно ожидать коррективных речевых поступков со стороны изучающего иностранный язык и адекватных реакций на собеседника.

       Человек живет среди людей, и он должен научиться вести себя так, чтобы общение с ним было приятно другим. Знакомство с правилами поведения должно побудить школьников задуматься над своим поведением, и вести себя так, как бы он хотел, чтобы окружающие вели себя по отношению к нему: быть вежливым, приветливым, доброжелательным. Таким, должен быть и сам учитель. С правилами поведения можно знакомить учащихся, используя рифмы и стихи. Ученики выполняют задание: написать правила поведения за столом, в школе, на улице, которые можно проиграть. Также возможно использование наглядности (советы). Знакомство с правилами общения с книгой (тема книги) можно показать, используя две книги: одна в хорошем состоянии, другая – носящая следы прегрешения. Можно продолжить работу с пословицами, отражающими роль книги в жизни человека. Задание: объяснить, как ученик понимает ту или иную пословицу. Также можно организовать посещение школьной библиотеки. При изучении темы воспитывается любовь к чтению, уважение к труду создателей, издателей, людям, связанным с производством книги, учебника.

      Актуальным является трудовое воспитание в документах о школьной реформе. Для развития навыков умственного труда можно использовать самостоятельную работу на уроке со справочником и словарем. Необходимо стараться так организовать работу на уроке, чтобы увеличить время говорения и чтения каждого ученика. При изучении  темы «профессии» проводится разъяснительная работа о труде, воспитывается уважение к людям труда. Учащиеся делают сообщение о своей будущей профессии, о профессии, которая нравится, где они убеждают одноклассников в том, что та или иная профессия действительно  интересная и нужная; о качествах современного профессионала.

     По мнению социологов и гигиенистов здоровье человека зависит от медицины на 20%, в большей мере оно зависит от факторов, определяющих здоровье и здоровый образ жизни. Многие специалисты указывают на необходимость пропаганды гигиенического воспитания всеми учителями- предметниками. Специфика урока иностранного языка позволяет осуществлять это требование. Такие приемы как физкультминутка, элементы инсценирования песни, разного рода игр, сопровождаемых движениями, позволяют предупреждать развитие физической утомляемости на уроке. Задания творческого характера, предполагающие выполнения в первую очередь речевых упражнений, а также упражнений с различной направленностью речевых действий, снижает умственную утомляемость учащихся. Смена видов учебной деятельности применение рифмовок и песен на начальном и среднем этапе, когда дети очень подвижны и одновременно легко утомляются от однообразных выполняемых учебных действий, является необходимым условием повышения эффективности обучения и гигиенического воспитания школьника. Каждый учитель иностранного языка располагает большим количеством материала такого рода.  Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, занятия спортом отражаются в теме «Спорт». Можно предложить   чтение текстов, содержание которых может подкрепить стремление к физическому совершенству.

      Чтение текстов подобной направленности сопровождаются проведением опроса на иностранном языке с помощью анкетирования. В анкетах содержится ряд вопросов, ответы на которые определяет отношение учащихся к собственной физической форме. Опрос можно провести в форме ролевой игры «Интервью» затем проанализировать результаты.

        Кроме того урок иностранного языка в воспитании эстетического вкуса учащихся. Показ эстетической сущности предмета - такая же важная и необходимая задача учителя, как и выявление его научной сущности. Предъявление историко-фактологического материала необходимо сопровождать наглядно-иллюстративными средствами. На первом месте среди них стоит искусство. Искусство (музыка, живопись, кино, литература) называют «школой чувств», так как, воздействуя художественными образами на учащегося, оно порождает сопереживание, пробуждает эмоции. Художественный образ, формирующийся в сознании ученика, способствует эмоциональному восприятию материала и эмоциональному развитию личности.

         На иностранном языке учащиеся размышляют, сравнивают, предлагают свои решения актуальных социальных проблем. Все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребёнка, становятся его собственными знаниями, собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к добру и злу, прекрасному и безобразному, что и определяет нравственную позицию человека. И здесь ценность эстетического воспитания, в самом широком толковании, трудно переоценить.

          Воспитание эстетических взглядов, эстетического вкуса, культуры общения не только поможет достигнуть цели обучения иностранному языку, но сформирует полноценную, эстетическую развитую личность. Детей  надо   не просто учить, их надо воспитывать ежедневно, планомерно, но обязательно доброжелательно. Детская радость – мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребенка в чуждый ему поначалу  мир иностранного языка   и иноязычной культуры  должно осуществляться    по эстетическим  законам, в единстве радости, добра и красоты.

Список использованной литературы:

  1. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Интенет ресурсы:

http://live-blogs.ru/wp-content/uploads/2011/09/shkola.jpg

http://www.shadrinsk.info/albums/408/img_1134_jpg_840x840_q85.jpg

http://pribaikal.ru/sayansk-school-5.html

http://allforchildren.ru/pictures/showimg/school4/school0415jpg.htm

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Burger_King_Whopper_Combo.jpg?uselang=ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенциал, как специфическая черта урока иностранного языка и его роль в развитии личностного роста учащегося....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка

мультимедийная презентация к теме по самообразованию...

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Статья  (выступление на заседании РМО). Теоретический материал о воспитательном потенциале урока иностранного языка.  На какие виды воспитания следует учителю обратить внимание в своей...

"Воспитательный потенциал урока иностранного языка"

Статья рассматривает вопросы духовно-нравственного воспитания на уроках  английского языка....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

В данной статье анализируется актуальность реализации воспитательного потенциала иностранного языка как учебной дисциплины....