Актуальность слушания как одного из видов речевой деятельности
статья по английскому языку

 Разгоняй Светлана Васильевна

Данный материал - это статья, которая посвящена одному из видов речевой деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность слушания как одного из видов речевой деятельности

                                                Разгоняй Светлана Васильевна

                                                ГБОУ №62 г.Санкт-Петербург

Изучение иностранного языка в современном мире становится неотъемлемой частью процесса обучения. Иностранный язык – это жизненная необходимость, позволяющая личность развиваться гармонично. Изучение родного языка вызвано жизненной необходимостью, то иностранный язык может помогать расширять кругозор учащихся, повышать мотивацию к получению знаний, способствовать гармоничному развитию личности. Общаясь на иностранном языке, проговаривая рифмовки, участвуя в диалогах, составляя монологические высказывания, ребёнок приобретает навыки общения, становится мотивированным к общению не только на иностранном языке. Для построения высказывания, происходит анализ полученных знаний и развивается логика, что очень важно на всех этапах обучения.

Обучение иностранному языку, которое начинается в начальной школе, подразумевает овладение всеми видами речевой деятельности.

Основные виды речевой деятельности – это:

  • слушание (понимание речи и восприятие речи на слух и ее понимание),
  • говорение (устное выражение мысли),
  • чтение (восприятие и понимание чужой записанной речи).
  • письмо (графическое, письменное выражение мысли),

Все перечисленные виды речевой деятельности существуют только во взаимосвязи. Взаимообусловленность разных видов речевой деятельности при рациональном обучении предполагает обязательный учет  особого, специфического,  соотносимого с сущностными характеристиками каждого отдельного вида речевой деятельности.

Речевая деятельность является одним из самых сложных видов деятельности для любого обучающегося.

Когда дети встречаются со слушанием, как с самостоятельным видом речевой деятельности? Они слышат речь собеседника, слышат песни, смотрят мультфильмы и фильмы, наконец, если конкретно к ним обращены вопросы или просьбы, всё это так или иначе связано с понятием слушание.

Соответственно можно сформулировать цели обучения слушанию на уроках. На начальном этапе необходимо сформировать навыки слушания, которые пригодятся в ситуациях реального общения, в первую очередь научиться слышать и воспринимать звуковой ряд иностранного языка. Необходимо адекватно воспринимать лексические единицы и речевой материал в потоке информации, научиться запоминать высказывания с целью понимания более сложных структур в речи. Необходимо развитие слуховой памяти и слуховой реакции, что при правильной работе приведёт к развитию необходимых психических функций для восприятия неродного языка.

Механизм слушания затрагивает разные виды памяти, соответственно мы пользуемся кратковременной, оперативной и долговременной памятью. Именно  с работы кратковременной памяти начинается успех овладения словарным запасом. Слуховая память, зрительные образы будут хорошей опорой и большим подспорьем для того, чтобы другие виды памяти могли выполнять свои функции. Эмоциональное восприятие и эмоциональное переживание иногда также является очень важным звеном.

Какие же могут быть трудности в обучении слушанию?

Во-первых, это трудности фонетического плана. Не нужно забывать, что те звуки, которые отсутствуют в родном языке, следует тренировать особенно тщательно, поскольку только после произнесения учеником слов с этими звуками, они будут восприниматься в речи. Для уровня младших школьников необходимо тщательно выбирать материал для слушания, чтобы сложность материала была адекватной тем лексическим единицам, которые предполагается запомнить к выполнению заданий на слушание. На более высоком уровне очень важную роль может играть темп речи и манера речи говорящего. Индивидуальные особенности произношения, а именно акцент носителя языка или диалекты, распространённые в тех или иных странах также нужно принимать в расчёт. Из личного опыта могу сказать, что не часто, но задания на слушание я даю более высокого уровня, чем нужно конкретной группе. Но работать тогда нужно больше, чтобы помимо целей слушания данный речевой материал поднимал бы группу на другую высоту. И это работает. В любом случае, чем больше слов ученик знает, тем легче выполнить задание на слушание.

Во-вторых, могут возникать грамматические сложности восприятия речи. Грамматически иностранный язык может не соответствовать родному языку, соответственно, интонация, наличие пауз, логическое ударение во фразе, это важные компоненты правильного восприятия мысли, высказанной на иностранном языке. Составление  диалогов, чтение стихов, текстов, рифмовок, в конце концов, отдельных фраз, повторение фраз за диктором – всё это тренировочные упражнения, которые будут работать на успешное овладение навыком слушания и создание дополнительной мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка.  

В-третьих, слушание тем успешнее, чем выше навык слушания. Для младших школьников развитию навыка слушания способствуют песни, стихи, рифмовки, мультфильмы, физкультминутки на уроках. Очень хорошо воспринимаются и фразы и лексические единицы, когда младшие школьники могут показать фразы руками. [5] Здесь вполне можно гоняться за множеством зайцев: и лексика, и грамматика, и навык слушания.  На более высоком уровне доступными становятся фильмы, сериалы, любимые песни, особенно, если посмотреть в интернете текст.

Ещё одним подводным камнем при выполнении слушания может быть социо-культурный аспект.  Как правило,  иностранный язык начинают изучать в родной стране, соответственно, речевое поведение экстраполируется на страну, в которой живём и которую лучше знаем. Это может привести к неправильному пониманию воспринимаемой информации и контекста.  В моей практике именно на слушании ученики четвёртого класса непонимающе смотрели на меня, когда услышали, что девочка, с загоревшимся на сковородке маслом быстро выбежала из кухни в сад, и пожара не произошло. Как это из кухни, да сразу в сад? В нашем понимании дома кругом многоквартирные, описание небольшого английского города сразу не возникает в памяти. К сожалению, не всегда можно подстелить соломку, но учитывать такие особенности необходимо.

Все это находит отражение в социолингвистической и социокультурной компонентах коммуникативной компетенции. Знание норм пользования языком в различных ситуациях и владение ситуативными вариантами выражения одного и того же коммуникативного намерения помогает определить контекст в конкретной ситуации. Нормы поведения, традиции, история должны рассматриваться как неотъемлемая часть знаний, которые ученик получает на уроках иностранного языка. Обладая суммой знаний, ученик может успешно справляться с заданиями на слушание. Соответственно, для успешного обучения слушанию, нужно учитывать и успешно преодолевать трудности.  

Иностранный язык играет очень значительную роль в современном образовании. Это и средство общения, и средство самообразования и самосовершенствования. Благодаря знанию иностранного языка расширяется кругозор, и вера в свои силы становится больше. Использование эффективных методов и приёмов работы, направленных на активизацию речевой деятельности приводит к хорошим результатам. Необходимо не останавливаться на достигнутом, анализировать свои успехи и неудачи

        

Литература:

1. Зимняя И. А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

2. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991.

3.Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования.
 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends

5. https://www.youtube.com/watch?v=lJR1C_yMzac

6. https://www.britishcouncil.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение аудированию как виду речевой деятельности

Обучение аудированию как виду речевой деятельности (РД) является нелегкой задачей для учителя. Аудирование – единственный вид РД, при котором от лица ее выполняющего, почти ничего не зависит. При этом...

Развитие рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности с помощью УМК Opportunities

Статья об особенностях подачи материала на развитие различных видов речевой деятельности в  УМК Opportunitie...

"Формирование и развитие навыков и умений чтения, как одного из видов речевой деятельности, на начальном этапе обучения английскому языку"

Теоретический материал по теме обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе....

Опытно - методическая разработка «Обучение аудированию как одному из видов речевой деятельности»

Тема данной работы является одной из самых актуальных в современной методике обучения иностранным языкам, поскольку без аудирования невозможно речевое общение. В работе рассматриваются теоретические о...

Доклад "Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству формирования сложных языковых и речевых навыков и умений.

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речево...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...