Статья "Виды рефлексии, ориентированные на цель урока, на уроках английского языка"
статья по английскому языку
Статья предлагает наиболее часто используемые виды рефлексии на уроках английского языка, ориентированные на цель урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наиболее часто используемые виды рефлексии, ориентированные на цель урока. | 718.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды рефлексии, ориентированные на цель урока, на уроках английского языка.
Учитель английского языка: Кацанда Е.Н.
Школа- интернат №49 Петродворцового района Санкт- Петербурга.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Если ребенок понимает:
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Виды рефлексии
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока. Выделяют рефлексии по содержанию, по форме деятельности и по цели.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
III. По цели: эмоциональная рефлексия, рефлексия деятельности и рефлексия содержания материала.
Предлагаю остановиться и более подробно рассмотреть виды рефлексии, ориентированные на цель урока.
Эмоциональная рефлексия
оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно". Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если превалируют негативные настроения, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.
Эмоциональную рефлексию можно проводить в начале урока с целью установления контакта с классом. Для этого можно следует спросить 3-4 учеников: “How are you feeling? Are you happy or sad? Are you ready for the lesson? What was your homework? Was it easy or difficult?”. Учащиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
По окончании урока учащимся предлагается оценить свое отношение к уроку с целью установления их эмоционального состояния. В начальной школе для этой цели хорошо использовать карточки- смайлики с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению.
«Choose the drawing that reflects your spirits”.
I liked the lesson I liked the lesson but it was difficult I didn’t like the lesson
Можно использовать карточки “Солнышко-тучка” –«Солнышко» мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
Показ большого пальца вверх или вниз. “Thumb up or thumb down”
«Цветовая миниатюра»
Red – I’m enthusiastic
Orange – I’m happy
Yellow – I’m pleased
Green – I’m calm
Blue – I’m sad and dissatisfied
Purple - I’m worried
Black – I’m stressed
Прием рефлексии «светофор». Все учащиеся получают по три карточки цветов светофора. На определенном этапе урока учащиеся поднимают карточки, соответствующие их настроению.
It was easy, I’m pleased
I need to revise, I’m confused
I didn’t understand, I’m sad
На средней и старшей ступени обучения учащимся предлагается оценить свое эмоциональное состояние, воспользовавшись следующими опорами.
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. При обучении иностранному языку для реализации данного типа рефлексии мы используем следующие приемы:
1.Прием «Выбор»
At the lesson I was | active/ passive |
I worked | hard/ not very well |
I’m pleased / displeased with | my work at the lesson |
The lesson seemed to be | long/ short |
I got tired / I didn’t get tired | at the lesson |
The material was | interesting / boring/ useful / useless |
2«Лестница успеха». В конце урока можно предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
Рефлексия содержания материала.
Этот вид рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
1.Cинквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. «Синквейн» - это стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных в определенной форме.
В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).
Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия).
Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета.
Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету.
Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).
Например, для определения темы «школа» учащиеся составили следующий синквейн:
School.
Interesting, exciting
Study, work, communicate.
School prepares us for the future.
Education.
2.Прием «Закончи предложение» (“Finish the sentences”) Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали. Каждый ученик формулирует итоги урока, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске, и таким образом обобщает свои впечатления, знания, умения.
1. Сегодня я узнал… (Today I have known (about)…)
2. Было интересно… (It was interesting to work with/to learn about...)
3. Было трудно… (It was difficult for me to use/ understand/ answer the questions...)
4. Было легко... (It was easy to...)
5. Я понял, что… (I have understood that …)
6. Теперь я могу… (Now I can …)
7. Я научился… (I have learnt to …)
8. Я смог…(I could ...)
9. Теперь я знаю, как... (Now I know how to speak about/explain the problem/ express my opinion...)
10. Меня удивило… (…surprised me)
11. Мне бы хотелось… (I would like to ….)
3. Прием подбора афоризма или фразеологизма.
Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения.
Express your feelings:
- каша в голове (I am a muddlehead)
- ни в зуб ногой (I haven’t a clue)
- светлая голова (I have bright spirit)
- Мне пришлось шевелить мозгами (I had to use my brains)
- Краем уха (I listened with half an ear)
- Я хлопал ушами (I fell on deaf ears)
Подводя итог, можно сказать, что при выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности изучаемого материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучаемых.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование приемов рефлексии на уроке иностранного языка может сделать обучение иностранному языку более эффективным и интересным. Как проводить рефлексию - для себя сам решает каждый педагог. Это процесс творческий, позволяющий опробовать новые методы, использовать карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это способствует достижению лучших результатов. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у учащихся. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок информатика и английский язык "Компетентностно - ориентированное задание по английскому языку «День Святого Валентина» 5 класс".
Интегрированный урок информатика и английский язык 5 класс. (создать открытку-презентацию, выполнив компетентностно - ориентированное задание)Компетентность: КоммуникативнаяАспект: пи...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Цели и задачи обучения английскому языку в системе дополнительного образования
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обу...
Основные цели и методы преподавания английского языка
Обобщенный опыт работы учителя иностранного языка средней школы....
Чтение как цель и средство обучения английскому языку
Чтение – средство обучения, так как использование чтения для получения информации возможно при условии определённой сформированности механизмов чтения, овладения техникой чтения вслух и про себя, при ...
Интегрированный урок литературы и английского языка по теме: "Цель искусства - поучать развлекая"
Конспект интегрированного урока по английскому языку и литературе для учащихся 9 класса общеобразовательной школы по произведению Оскара Уайльда "Кентервильское привидение"...
Урок: Интегрированный урок географии и английского языка "Страны Западной Европы. Великобритания".
Урок изучения нового материала предполагает подготовительный этап, в ходе которого учащиеся самостоятельно подбирают материал. В процессе подготовки и проведения урока у учащихся укрепляются меж...