Методический материал на тему: "Технология проблемного обучения".
статья по английскому языку
Методический материал на тему: "Технология проблемного обучения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения относится к интерактивному обучению и обладает огромным образовательным потенциалом. Основы проблемного обучения заложил американский философ и педагог Д Дьюи, разрабатывая проблему развития мышления в учебном процессе. Д. Дьюи считал, что обучающийся должен пройти тот путь, который уже прошел ученый, совершивший то или иное открытие в науке, обучающийся должен самостоятельно разбираться в проблеме, выдвигать гипотезы, искать ответы, ошибаться и снова искать. В России проблемное обучение также стало разрабатываться в русле психологии мышления в пятидесятых годах под руководством известных психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Основу теории проблемного обучения составили их идеи о том, что процесс мышления осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблем; одним из главных условий управления обучением, обеспечивающим развитие мышления, является преднамеренное создание проблемных ситуаций и решения проблем.
Дидактические аспекты проблемного обучения получили раскрытие в работах И.Л. Лернера, М.Н. Скаткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина. Сущность проблемного обучения И.Л. Лернер видел в том, что обучающийся под руководством преподавателя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем. М.И. Махмутов на основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований определяет проблемное обучение как этап развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципов проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходу усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. Создание в процессе обучения специальных ситуаций ителлектуального затруднения – проблемных ситуаций и решение проблем – способствует эффективной активизации мыслительной деятельности школьников, формированию у них нестандартных подходов к решению проблем, развитию творческого мышления. Проблемная ситуация служит не только источником интеллектуального затруднения, что является необходимым условием развития мышления обучающихся, но и важным мотивационным, а вместе с тем и эмоциональным средством в процессе обучения. Таким образом, педагогические возможности проблемного обучения состоят в следующем:
- создание возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности школьников.
- развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности.
- развитие эвристических и творческих способностей школьников.
- обеспечение прочности приобретаемых знаний.
Проблемное обучение позволяет формировать все виды УУД: познавательные, регулятивные, личностные.
Приемы, этапы, стратегии.
Проблемное обучение – это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.
Таким образом, в основе проблемного обучения лежит решение какой-либо задачи или проблемы. Применительно к теории обучения можно сказать, что проблемная ситуация представляет собой особый вид взаимодействия субъекта и объекта, при котором возникает явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и способов действий. Необходим анализ проблемной ситуации, в результате которого возникает, формулируется проблема. На первом этапе технологии педагог всегда предъявляет проблемную ситуацию, осуществляет постановку наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы. А обучающийся осознает проблемную ситуацию, анализирует исходные данные и формулирует проблему.
Формулирование проблемы - в отличие от проблемной ситуации – означает, что теперь познающему удалось хотя бы предварительно и приблизительно расчленить данное (известное) и исходное (неизвестное). Это расчленение выступает в словесной формулировке проблемы в виде проблемной задачи. Проблемная задача предполагает ряд действий – для ее решения обучающемуся нужно самостоятельно провести частичный поиск.
Способы создания проблемных ситуаций (по А.М. Матюшкину)
- Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность обучающихся и приводит к активному усвоению новых знаний.
- Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления.
- Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности.
- Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении обучающимися заданий практического характера. Проблемные ситуации возникают при попытке обучающихся достигнуть поставленной цели.
Способы создания проблемных ситуаций (по Г.К. Селевко)
- Педагог подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
- Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
- Предлагает рассмотреть явление в различных позиций.
- Побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации.
- Ставит проблемные задачи, например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допустимыми ошибками, с ограниченным временем решения.
Алгоритм решения проблемы.
- Формулировка проблемной ситуации. (Что известно для решения проблемы, что требуется найти? Достаточно ли данных для решения данной проблемы.
- Составление гипотез и отбор оптимальной. (Какие пути решения проблемы можно предложить?)
- Решение проблемной ситуации. (Оценивание каждого шага)
- Анализ решения проблемной ситуации.
Приемы технологии и УУД
- Предъявление проблемной ситуации. Педагог предъявляет проблемную ситуацию, осуществляет постановку наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы.
УУД ( познавательные, коммуникативные) – ученик научится:
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
2. формулировка проблемной задачи. Приблизительное расчленение данного (известного) и искомого (неизвестного).
УУД (познавательные) – ученик научится:
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
3. Проблемный вопрос. Постановка проблемного вопроса. Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать.
УУД (познавательные) – ученик научится:
- объяснять явления, процессы, связи.
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
-делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
4. Составление гипотез и отбор оптимальной. Педагог осуществляет постановку наводящих вопросов, сообщает необходимую информацию. Ученик выдвигает гипотезу, обосновывает ее.
УУД (познавательные) – ученик научится:
- выдвигать гипотезы.
- делать умозаключения.
5. Решение проблемной ситуации. Ученик осуществляет проверку гипотезы, решает проблему.
УУД (познавательные, регулятивные) – ученик научится:
- строить логические рассуждения.
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые корректировки.
- осуществлять сравнение и классификацию.
- объяснять явления, процессы.
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
6. анализ решения проблемной ситуации. Педагог осуществляет анализ действий ученика в ходе решения. Ученик анализирует ход решения.
УУД (познавательные, регулятивные) – ученик научится:
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология проблемного обучения относится к интерактивному обучению и обладает огромным образовательным потенциалом. Разработка технологии проблемного обучения требует от педагога большого педагогического мастерства и много времени для дидактического построения проблемной ситуации. И хотя проблемная задача всегда вызывает затруднение у обучающегося в учебном процессе, на ее осмысление уходит больше времени, чем при традиционном обучении, она, безусловно, развивает мышления обучающегося, что определяет ее несомненную важность в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Методический материал для изучения к дистанционному обучению "Конструкторы стрелкового оружия"
Исторический экскурс о конструкторах стрелкового оружия....
Материал на тему: конкурсное задание "Методический семинар" на тему: ""технологии и методики направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог"
В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета "Музыка"....
Методическая разработка по теме: «Методы проблемного обучения на уроках химии»
Известно, что прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно или только что. Важно определиться за счёт чего предполагается обеспечить достижение хороших результа...
Методическая разработка на тему "Методы проблемного обучения"
Разработка предназначена для учителей и преподавателей....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Учебно-методическая разработка определяет применение метода проблемного обучения на уроках математики в общеобразовательных учреждениях страны....
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Технология обучения в сотрудничестве как эффективный метод активизации деятельности обучающихся".
Технология обучения в сотрудничестве как эффективный метод активизации деятельности обучающихся....