Реализация идей компетентностного и системно-деятельностного подходов на уроке английского языка
учебно-методический материал по английскому языку

Современная жизнь формирует новую систему ценностей. В центре её личность, способная к гибкой смене способов жизнедеятельности на основе коммуникации и принципа социальной ответственности. Основы структуры ценностей составляет компетентность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хмелева Е.А., учитель английского языка

ГБОУ СОШ №247 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Реализация идей компетентностного и системно-деятельностного подходов на уроке английского языка

Современная жизнь формирует новую систему ценностей. В центре её личность, способная к гибкой смене способов жизнедеятельности на основе коммуникации и принципа социальной ответственности. Основы структуры ценностей составляет компетентность. Компетентность есть "обладание знаниями, помогающими судить о чём-либо". Одной из основных проблем компетентностного подхода является определение адекватных средств его реализации. Основная трудность заключается в том, что компетентность является многофункциональным понятием. Для его формирования нужна определённая учебная среда, позволяющая преподавателю моделировать ситуацию. Это можно решить, организуя исследовательскую деятельность, используя совокупные задания исследовательского характера,  адекватные содержанию учебного материала; домашние задания с элементами исследования;  вариативные исследовательские задания; вовлечение учеников в конкурсы исследовательского характера. Необходимо сформировать у учащихся навыки деятельности в конкретных ситуациях, а это значит - придать образованию личностно-ориентированный характер.

Чтобы реализовать ключевые компетенции учащиеся должны: уметь извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься  своим обучением; запрашивать различные базы данных; получать информацию (из различных источников); уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и иметь свое собственное мнение; уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; уметь договариваться. Таким образом, необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Основу новой структуры ценностей составляет компетентность. Условием успешного формирования познавательной компетентности является выбор и грамотное использование педагогических технологий и методик, отвечающих этим задачам. Некоторые формы и методы (например: монолог учителя, фронтальный опрос, информирующая беседа) не работают на развитие компетентности. К методам реализации компетентностного подхода можно отнести: обращение к прошлому или только сформированному опыту учеников; открытое обсуждение знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция учащихся; решение проблемных задач и обсуждение ситуаций; дискуссию учеников, столкновение их субъектных позиций; ролевые игры; проектную деятельность; метод анализа конкретных ситуаций.

 Современные методы преподавания иностранного языка основываются на творчестве, самостоятельности учащихся, на взаимодействии учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется, вместо контролёра он становится равноправным партнёром и  консультантом. Обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке.

Отсутствие интереса у учащихся зависит от того, что учащиеся не видят возможности реально пользоваться приобретёнными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями, вне класса ученики практически не говорят на иностранном языке. Необходимость применять накопленные знания на практике, необходимость сделать урок иностранного языка более интересным, насыщенным – заставляет педагога искать более эффективные формы и методы  работы на уроке английского языка.

В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации — освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Задача системы образования состоит в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Системно-деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

В условиях реализации ФГОС  в приоритете одним и  эффективных методов в обучении иностранному языку является коммуникативный системно-деятельностный подход. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода:

1.        Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

2.        Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения.

3.        Анализ текстов. Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения иностранного языка, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

4.        Подготовка и оформление сообщения. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

5.        Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы.

Интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода: дискуссии, дебаты, ролевые игры, различные виды групповых работ.

Деятельностный подход к образовательному процессу, применение практико-ориентированных технологий, проектирование, позволяют эффективно добиваться требуемых государственным стандартом, личностных, предметных, метапредметных результатов. Именно такой подход позволяет наиболее полно реализовать содержание курса английского языка, предусмотренное федеральными государственными стандартами общего образования. Возникает необходимость активного внедрения в образовательный процесс деятельностных технологий, которые и позволяют решать данные задачи, полностью соответствуют вызовам и требованиям времени.

При обучении иностранному языку всё чаще  практикуется метод проектной деятельности, системно-деятельностный метод, интенсивные методы, проблемный метод, модульное обучение, которые дают учителю возможность включить учащихся в реальное общение, насыщенное иноязычными контактами, опирающиеся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты своего труда. В качестве положительной мотивации к изучению английского языка и реализации деятельностного подхода в обучении необходимо включение учащихся в творческую деятельность самых разных форм и видов: выполнение творческих заданий, подготовку самостоятельных проектов и участие в предложенных проектах.

Проект – инструмент деятельностной технологии. В его основе лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую.

В работе над проектом необходимо учитывать следующие требования:

– наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;

– практическую и теоретическую значимость результатов;

– самостоятельную мотивированную деятельность участников проекта;

– структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

– выявление проблемы, предложение путей ее решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

В ходе совместного исследования можно использовать «круглый стол», «мозговой штурм», просмотры, творческие отчеты. Выбор тематики проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися, ученики с большим увлечением выполняют именно тот вид деятельности, который выбран ими самими. Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, во внеклассной работе): творческая работа, презентация по теме и т.д.

Коммуникативный системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

С уверенностью можно сказать, что учителю иностранного языка требуется знать: возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, их уровень развития, сегодняшние интересы и планы на будущее; свой предмет, который предполагает не только знание самого языка, но и знание психолого-физиологических механизмов, лежащих в основе усвоения языковых средств, операций и действий с ними, обеспечивающих речевое общение, а также особенности современных методов обучения. Таким образом, педагогу необходим опыт педагогического проектирования. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать. Проект способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке английского языка

Реализация системно-леятельностного подхода  на примере урока английского языка в 5 классе с углубленным изучением по программе О.В. Афанасьевой....

Достижение результативности при реализации системно-деятельностного подхода на уроке английского языка

Данная статья включает как теоретический материал по вышеизложенной проблеме,так и практические разработки,такие как:- Структура уроков введения нового знания  в рамках реализации системно-деятел...

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...

Мастер-класс: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Презентация содержит рекомендации по организации урока английского языка с точки зрения реализации системно-деятельностного подхода...