Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения
статья по английскому языку

Наталия Александровна Матвеева

Статья на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения", в которой приводятся примеры их практического применения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения

Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникативная компетентность – один из основных приоритетов в целях общего образования. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее − активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. А значит, успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от их применения. Другими словами, информатизация − это важнейшее направление модернизации системы образования.

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:

  • формирование устойчивой мотивации;
  • активизация мыслительных способностей учащихся;
  • привлечение к работе пассивных учеников;
  • повышение интенсивности учебного процесса;
  • обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;
  • обеспечение учебного процесса современными материалами;
  • приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;
  • реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;
  • активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  • обеспечение гибкости процесса обучения.

В педагогической практике существует следующая классификация средств ИКТ по области методического назначения:

- обучающие (сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности)

- тренажёры (предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала)

- информационно-поисковые или справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации)

- демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения)

- имитационные (представляют определённый аспект деятельности для изучения его структурных или функциональных характеристик)

- лабораторные (позволяют проводить удалённые эксперименты на реальном оборудовании)

- моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения)

- расчетные (автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции)

- учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме).

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся. 
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения. Как использовать эти средства при разработке комплексов учебно-методических материалов? Где и в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом? Где граница применимости мультимедиа вставок в документ? Нужны серьезные исследования этого вопроса, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Это серьезные вопросы, ответы на которые позволят сделать учебно-методический материал не просто эффектным, а эффективным. 

В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении компетентности педагога в области ИКТ, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.

Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги могут научиться использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Важную роль играет методическое сопровождение использования ИКТ, обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ.

Необходимым условием эффективного и систематического использования функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов является внутренняя мотивация, потребность и готовность учителя к проведению уроков с использованием ИКТ, осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков в практическую педагогическую деятельность, использование готовых мультимедийных программ в учебном процессе, образовательных ресурсов сети Интернет, общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами, создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов.

В современной школе учителями широко используются все возможности, которые появляются благодаря применению информационно-коммуникационных технологий. Особенности периода 2020/2022 годов этому также способствовали. Так, конец 2019/20 учебного года выдался на период пандемии и, соответственно, дистанционного обучения. Благодаря этому учителя и учащиеся смогли широко освоить, внедрить и применить различные формы ИКТ в образовательной деятельности, такие как PowerPoint, Zoom, Google Class, InShot, Shotcut, Skype, множество образовательных интернет-платформ и ресурсов, таких как British Council, Quizlet, BBC Learning English, TedEd.

Применение ИКТ стало актуальным также и во время проведения различных творческих районных и городских конкурсов для учеников.

Также возможности ИКТ широко используются учителями при распространении педагогического опыта. Педагоги нашей школы размещают учебно-методические материалы на своих мини-сайтах.

Педагоги школы принимают участие в различных профессиональных конкурсах, связанных с использованием ИКТ, и становятся победителями в них.

Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ - это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации - чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.

Таким образом, к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении педагогам необходимо подходить творчески, не злоупотребляя и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии — это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя. Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит в большей степени от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.

Литература:

1. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2009. — с. 68–70.

2. Абрамов А. Г., Булгаков М. В., Иванников А. Д., Сигалов А. В. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: пять лет в образовательном Рунете //Журнал «Дистанционное виртуальное обучение», 2009. № 3, с.14–30.

3. Иванова И.Н Информационно-коммуникативные технологии / Материалы для методического семинара, 2018

4. Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». — Информатика и образование. 2010. № 4. 4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2011.

6. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. — № 4.

7. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе

     Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...

Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....