Интерактивные методы обучения английскому языку
статья по английскому языку

При интерактивном обучении учащиеся являются участниками учебного процесса, а сам урок строится на основании их интересов и жизненного опыта. Учитель выступает как партнер, не предлагая готовых знаний, а побуждая учащихся к самостоятельному решению проблемных вопросов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_metody_obucheniya_angliyskomu_yazyku.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы обучения английскому языку

Интерактивные методы обучения английскому языку относятся к инновационным. Основываясь на исследованиях А. Л. Андреева, под инновационным процессом понимается «целенаправленный, мотивированный процесс, направленный на создание, освоение и использование современных идей, которые являются актуальными и адаптированными для конкретных условий и соответствуют четким критериям» [1, с. 19].  

Обучение английскому языку представляет собой целостную систему, основные цели которой сводятся к формированию и развитию иноязычной коммуникативно-культурной компетенции учащихся. При этом в центре внимания должны находиться индивидуальные особенности учащихся, их активная учебная деятельность. Учителю необходимо прилагать максимум усилий, чтобы сформировать положительную мотивацию к изучению английского языка. В то же время противоречия между запросами общества и низкой мотивацией учащихся к изучению иностранных языков в целом указывает на необходимость использовать эффективные методы и формы обучения, способствующие формированию коммуникативной компетентности. Опыт методистов свидетельствует о том, что такими методами являются интерактивные, т.к. они строятся на взаимодействии и сотрудничестве учителя и учащихся.

Обучение интерактивному взаимодействию требует применения на уроках английского языка взятого из жизни учебного материала, который в правильно организованных условиях способствует естественному общению на изучаемом языке. Для того, чтобы создать ситуации интерактивного взаимодействия, необходимо исключать ограничение работы заданиями, при которых учащимся необходимо представить себя в какой-либо ситуации. Напротив, целесообразными являются задания, в самой формулировке которых содержится необходимость интерактивного взаимодействия. Подобные задания построены таким образом, что их невозможно сделать самостоятельно.

По мнению С. Б. Суворовой, «интерактивное обучение является способом познания, осуществляется только при условии совместной деятельности учащихся. Интерактивное обучение выстраивается на взаимодействии учащихся и учебного окружения, которое представляет собой область получаемого опыта, основывается на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Такое обучение рассматривается в качестве совместного процесса познания, при котором знания получаются в процессе совместной деятельности через диалог, полилог» [4, с. 10].  

С. Б. Суворова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения, основанную на коммуникативных функциях. В данной классификации все методы подразделяются на три группы:

  1. дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций);
  2. игровые (дидактические игры, деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельностные методы);
  3. психологическая группа интерактивных методов (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия) [4, с. 10].

Интерактивные методы обучения английскому языку возможно широко применять в старшей школе при изучении страноведческих и социально-бытовых тем. В качестве интерактивных подходов выделим интерактивные лекции, ролевые, имитационные, образовательные игры, к которым относятся, например, «Ученик в роли учителя», «Каждый знает каждого», «Интервью» и т.д. Активную мыслительную деятельность учащихся вызывают такие задания, как «Дюжина вопросов», «Выбор», при выполнении которых учащимся необходимо демонстрировать собственное восприятие окружающего мира. Коммуникативным характером отличаются творческие задания под названиями «Ассоциации», «Выбор афоризма». Задания «Рефлексивный круг», «Цепочка пожеланий» базируются на методах организации рефлексивной деятельности и направлены на развитие умений самоанализа.

К интерактивным методам также относятся дискуссии, деловые игры, мозговой штурм, тренинги, кейс-метод, занятия в игровой форме и т.д. Перед учащимися моделируется конкретные ситуации, приближенные к реальным. Учащимся необходимо решить определенную задачу, что приводит к активной вовлеченности в процесс обучения английскому языку [5, c. 210].

Одной из наиболее популярных форм проведения интерактивных занятий является ролевая игра, то есть игра, основанная на выполнении учащимися определенных ролевых функций и действий, которые предполагают принятие того или иного решения. Ролевая игра предполагает имитирование участниками поведения, соответствующего полученной роли. Правильно организованная ролевая игра является эффективным средством развития навыков принятия решения.

Не менее популярной формой проведения занятий по английскому языку является деловая игра, в рамках которой обучающиеся развивают профессиональное мышление и приобретают навыки применения своих теоретических знаний на практике. Деловая игра способствует развитию умения работать в коллективе, вести дискуссии и выступать на публике.

Актуальной является игра по кейс-методу, которая представляет собой исследование и анализ реальных ситуаций с последующим предложением возможных решений проблемной ситуации [6, c. 28].

Одной из наиболее эффективных форм стимулирования творческой активности обучающихся является мозговой штурм, суть которого заключается в том, что до начала работы с обучающимися учитель формирует проблему, задает учащимся ряд вопросов с целью получения ответов. В ходе занятия, обучающиеся обдумывают возможные варианты решения данной задачи. В конце занятия учитель и учащиеся подводят итоги и отмечаются наиболее творческие идеи.  

Интерактивность на уроках английского языка сводится к замене теоретических вопросов на практические задания и решение проблемных ситуаций. Интерактивные методы обучения позволяют учащимся старших классов активно участвовать в образовательном процессе, формируют и развивают их познавательную активность. Как верно замечено в статье Е. Ю. Петрашунас «Интерактивные технологии в становлении языковых компетенций студентов» интерактивный подход представляет собой «основу принципов построения деловой игры, так как включают в себя интеграцию содержания, научных методов, дидактических целей, что позволяет формировать интерактивный характер профессиональных компетенций» [2, с. 52]. Игры дают возможность выходить за пределы традиционного урока как по иностранному языку, так и по другим предметам. Подобная форма организации процесса обучения увеличивает возможности как учителя, так и учащихся, и стимулирует их к общению, к диалогу на английском языке в своей группе, дает возможность каждому учащемуся познакомиться с реалиями иноязычного общения, не выходя из стен школы. Ролевые игры в сравнении с традиционными формами проведения уроков по английскому языку в условиях старших классов средней школы имеют следующие преимущества:

  1. в ролевой игре возможно достичь более высокого уровня общения, чем в процессе традиционного обучении, т.к. ролевая игра включает в себя реализацию конкретной деятельности, например, обсуждение проекта, участие в конференции, беседа с коллегами;
  2. ролевая игра является коллективной деятельностью, которая предполагает активное участие всей группы в целом и каждого ее члена в отдельности;
  3. выполнение различных заданий приводит к конкретному результату, вследствие чего у учащихся появляется чувство удовлетворения от совместных действий и желание ставить и решать новые задачи [3, с. 156].

Использование ролевых игр в процессе обучения английскому языку в старших классах средней школы возможно только посредством моделирования естественного общения на иностранном языке, в процессе которого реализуется принцип воспитывающего обучения. Успех проведения ролевой игры зависит от четкого моделирования плана содержания и плана выражения. На подготовительном этапе учащимся необходимо овладеть навыками языкового оформления коммуникативных намерений, которые понадобятся для реализации поставленной цели коммуникации. В процессе непосредственной подготовке ролевой игры учитель занимается обработкой материала, который он получает от учащихся, определяет тип игры, состав участников, цели каждого участника проекта, планирует возможные пути достижения целей, прогнозирует проблемные ситуации, которые могут появиться при решении поставленных задач.

Таким образом, в процессе обучения учащихся старших классов средней школы английскому языку использование интерактивных методов является весьма важным, т.к. оно обеспечивает формирование коммуникативной компетенции. Кроме знания английского языка, учащиеся получают возможность развивать свою личность, формировать необходимые как для будущей профессиональной работы, так для повседневной жизни навыки общения с другими людьми.

Литература:

  1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. 2005. № 4. С. 19–27.
  2. Ломов Б. Ф. Психические процессы и общение / Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 2005. 230 с.
  3. Степанова С. Н. Применение информационных и образовательных технологий в обучении ииностранному языку студентов неязыкового вуза / С.Н. Степанова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. – № 9. – Ч. 2. – С. 156 – 159.
  4. Суворова Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы. М.: Вербум, 2005. 42 с.
  5. Baumer Т. Handbuch Interkulturelle Kompetenz. Zürich: Orell Füssli Verlag AG, 2002. 223 S.
  6. Lamy M. N., Hampel, R. Online communication in language learning and teaching. London: Palgrave Macmillan, 2006. 258 p.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена применению интерактивных методов обучения английскому языку в школе. Большое внимание уделяется технологиям сотрудничества, которые успешно используются во внеклассной работе по...

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система образования требует новых подходов в обучении иностранному языку. В данной статье рассматривается интерактивный метод, его сущность и положительные стороны....

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения.

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения....

Применение интерактивных методов обучения английскому языку для достижения планируемых результатов ФГОС.

В основе современных инновационных технологий лежит личностно – ориентированное обучение. Технология интерактивного обучения одна из них. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаим...

Интерактивные методы обучения иностранным языкам.

Характеристика интерактивных методов обучения иностранным языкам....

Интерактивные методы обучения английскому языку

Обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у учащихся, а также на побуждение учащихся к самостоятельному решению...