Статья. Формирование умений в иноязычной письменной речи у учащихся основной школы на основе ИКТ (на материале английского языка).
статья по английскому языку

Система образования постоянно обновляется. Важным фактором, определяющим характер изменений в системе образования, является научно-технический прогресс, который не мыслится без информационных технологий. Большое внимание уделяется разработке стандартов ИКТ в образовании. Так  как  общество  хочет  видеть  всесторонне  развитую  личность,  то  овладение  школьниками  и студентами высших  учебных  заведений  умений и  навыков саморазвития  и  самосовершенствования  личности  в  значительной мере достигается  путем  применения  инновационных  технологий. Таким  образом, актуальность  исследования  проблемы  применения  мультимедийных  средств обучения  в  процессе  изучения  иностранных языков  обусловлена  социальными потребностями в специалистах с высоким уровнем знаний иностранных языков. Использование  ИКТ в  преподавании  иностранного  языка  позволяет интенсифицировать  образовательный  процесс,  ускорить  передачу  знаний  и опыта,  а  также  повысить  качество  обучения  и  образования.  Значительное  количество  работ  всё больше  посвящается  проблемам  разработки  и  внедрения инновационных  методик  в  процесс  обучения  иностранным  языкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умений в иноязычной письменной речи у учащихся основной

школы на основе ИКТ (на материале английского языка)

 Фисенко Н.С. учитель английского языка

ГБОУ средняя школа  376

Московского района г. Санкт-Петербурга

Электронная образовательная среда (ЭОС) подразумевает ИКТ-инфраструктуру, включающую совокупность программно-аппаратных средств для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Формирование и развитие ЭОС определяется рядом факторов, включая нормативно-правовой, технологический, операционный и информационный. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются неотъемлемой частью информационного общества, а новейшие ИКТ раскрывают перед всеми участниками образовательно-воспитательного процесса неограниченные возможности их творческого использования.

Это связано, в первую очередь, с тем, что наше общество является постиндустриальным, в экономике которого преобладает инновационный сектор индустрии знаний. На сегодняшний день, как учащиеся, так и преподаватели не могут обойтись без помощи сети Интернет, ведь именно там содержится вся необходимая информация. Есть данные о том, что около 90% существующей информации в настоящее время хранится в цифровом формате в компьютерных сетях. Бумажные носители информации все реже используются учащимися, на любое мобильное компьютерное устройство можно загрузить всю необходимую учебную или художественную литературу.

Мультимедийные программы предоставляют доступ к компьютерному представлению языкового материала на основе статей, художественной литературы, материалов информационных сайтов; работ со словарем, побуждают школьников к изучению иностранных языков, расширяют мотивацию обучающихся к обучению, предоставляя им возможность работать над языком в удобном для них темпе. Исследователи определяют ИКТ как спектр информационных технологий, использующих различные технические и программные средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя, ведь при компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем в условиях традиционного обучения за то же время.

 На сегодняшний день мультимедийные технологии представляют собой одно из направлений информационных технологий, наиболее динамично развивающихся. Это, в первую очередь, объясняется тем, что мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Поскольку мультимедийные средства могут быть представлены различными форматами, то их использование дает возможность упрощения восприятия информации потребителем. Использование мультимедиа делает возможным представление информации не только в текстовом виде, но и сопроводить ее аудио данными или видео клипом. Различные формы предоставления информации делают интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Мультимедийные средства обучения иностранному языку в школе не могут заменить преподавателя, но они могут усовершенствовать и разнообразить деятельность преподавателя, тем самым повышая производительность школьников. Как известно, человек, при изучении иностранного языка запоминает двадцать процентов видео информации, тридцать процентов аудио информации. Если же соединить то, что они видят, слышат и делают одновременно, то продуктивность запоминания составляет восемьдесят процентов информации. Именно благодаря ИКТ возможно решать целый ряд задач на занятиях английского языка, например,

 1) применение компьютерной технологии в школах способствует более активному и сознательному усвоению учащимися знаний по английскому языку;

2) компьютерные программы создают положительное отношение учащихся к учебному материалу;

3) внедрение компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы позволяет усилить внутреннюю мотивацию к учебной деятельности;

4) учебные и контролирующие программы, программы-тесты, стимулируют интерес школьников к учебной деятельности, способствуют формированию логического, творческого мышления, развития способностей учащихся. На начальном этапе ознакомления с дисциплинами школьники имеют возможность: изучать лексический материал; развивать технику чтения; совершенствовать понимание аудио текста; тренировать правописание; изучать грамматику. На практике это возможно применить с помощью таких средств как: использование электронных тренажеров; обеспечение дистанционной формы обучения; проведение интерактивных учебных телеконференций; построение систем контроля и проверки знаний и умений школьников; создание и поддержка учебных сайтов.

Различные электронные образовательные ресурсы, в том числе, интернет, электронные книги, видеоматериалы служат богатым источником необходимой информации при изучении английского языка. Различные ресурсы из Интернета, видеофильмы, ролики, электронные пособия, презентации при их правильном и уместном внедрении в учебный процесс облегчают изучение языка и готовят обучающихся к иноязычному общению. При работе учащихся с ИКТ естественным образом создаются условия для возникновения у них мотивации овладения письменной речью.

 Используя ЭОР, мы можем сделать уроки разнообразнее, ярче и привлекательнее, используя больше наглядности, в том числе анимацию, музыку, видеоматериалы; вместить в урок гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы; уменьшить количество времени для проведения контроля и проверки знаний наших учеников; обеспечить дифференцированное обучение, предлагая разно уровневые задания; пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами на уроках и т.д. Трудно сегодня представить преподавание страноведческого материала без использования Интернет-ресурсов. Путешествуя по англоязычным странам, мы можем в режиме онлайн заглянуть на Тауэрский мост, зайти в Лондонский зоопарк, пройтись по залам Британского музея. Компьютерная энциклопедия «Британника» позволяет просмотреть цветные фотографии и видеоролики, услышать голос Бернарда Шоу или Бориса Джонсона. При выполнении заданий аудиторной работы учащиеся осуществляют поиск необходимой языковой информации в сети Интернет, что способствует активизации самостоятельной деятельности обучаемых.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, и тем самым способствовать развитию личности в процессе собственной деятельности, ориентированы на развитие исследовательских умений обучающимся, эффективно влияет на повышение уровня успешности овладения иностранным языком.

Компьютер - это средство, используемое учителем в учебном процессе, который может выполнять разнообразные функции в процессе обучения английскому языку:

Средство тренировки;

Средство создания текстов на изучаемом языке;

Средство обработки и хранения статистической информации об учебной деятельности;

Средство коммуникации с носителями языка в системе электронной почты и др.

Основными направлениями использования ИКТ учителями иностранного языка являются:

Мультимедиа-уроки, которые расширяют словарный запас учащихся и помогают более детальному изучению грамматических структур.

Тестирование на компьютерах, когда проверяется, как хорошо ученик знает тот или иной материал, насколько хорошо он усвоил английскую грамматику, насколько обширен его словарный запас.

Дистанционные олимпиады.

Телекоммуникационные проекты.

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:

 изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;

ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;

широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning – LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе.

Однако, существуют определенные препятствия применения ИКТ. К ним относятся: недостаточная материально-техническая база, недостаточное программное и методическое обеспечение, ограниченность доступа к Интернету. Устранение этих проблем позволит преподавателям повысить качество преподавания иностранных языков. Использование новых разработок при изучении английского языка, основанных на использовании мультимедийных технологий, переводит процесс обучения на качественно новый уровень. В работе преподавателя применения ИКТ помогает формировать и поддерживать устойчивую мотивацию учеников к изучению иностранного языка; повысить интенсивность учебного процесса; улучшить контроль качества знаний; расширить кругозор учащихся.

 Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора учебных пособий и других обучающих средств. Однако, ИКТ предназначены в первую очередь для того, чтобы помогать педагогу более эффективно проводить образовательную деятельность, а не заменять её. Компьютерные технологии является лишь инструментом, и от того, насколько педагогически целесообразно и дидактически обоснованно их использование в процессе образовательной деятельности, зависит эффективность усвоения школьниками знаний по иностранному языку. Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

 Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, считаю необходимым рекомендовать преподавателям использовать электронные ресурсы в своей поурочной деятельности.

Вывод. Применение мультимедийных интерактивных технологий существенно улучшает качество обучения и обогащает содержание образовательного процесса, дает возможность работать над языком в удобном для школьников темпе.

Преимущества применения ИКТ на уроках

Реализуется личностно-ориентированный подход в обучении,

обеспечивается индивидуализация и дифференциация обучения с учетом особенностей детей,

повышается мотивация к изучению английского языка,

образовательный процесс становится более наглядным и посильным.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, считаю необходимым рекомендовать преподавателям использовать электронные ресурсы в своей поурочной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопян Э.Г. Творческие упражнения в самостоятельной работеучащихся на уроках иностранного языка / Э.Г. Акопян //Иностранные языки в школе. – 2009 - №4.

2.2 Андреева А.А. Интеграция электронных дидактический средств всистему иноязычной подготовки студентов юридического факультета // Молодой ученый. 2016 №4.

3. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М. : Академия, 2012

4.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2003.

5. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М. : Академия, 2012

8 Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2003.

9.Ивенин Ф.В. Интернет как интерактивное средство обучения иностранному языку // Среднее профессиональное образование. 2014 № 7 С. 38 – 39.

10.Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Обутверждении федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

11.Седова Е. А. Место предмета иностранный язык в традиционной классификации учебных предметов // Научно - информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук" (Электронный ресурс), 2017 № 4 - 6: 78 - 80 Режим доступа: https: // elibrary.ru / item.asp? id=28960874.

12. Petty G. Teaching today. A practical guide. Fifth edition. – Oxford: Oxford University Press, 2014 – P 169.

13.Иваненко В.,11.2018, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

14. Дрофа Т.П. Использование современных информационно-коммуникативных технологий в преподавании иностранного языка / Дрофа Т.П.

15.Андреева Н.В. Шаг школы в смешанное обучение [Текст] / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. — М.: Буки Веди, 2016. — 280 с.

 16. Брыксина О.Ф. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс [Текст] / О.Ф. Брыксина. — М.: Учитель, 2013. - 111 с.

17. Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе [Текст]: учебник для вузов / О.Ф. Брыксина, Е.С. Га- ланжина, М.А. Смирнова. — М.: Академия, 2015. — 208 с.

18. Гафурова Н.В. Педагогическое применение мультимедиа средств [Текст]: учеб, пособие / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. — 2-е изд. перераб. и доп. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. — 204 с.

19. Роготнева А.В. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС [Текст]: метод, пособие /А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова. — М.: ВЛАДОС, 2015. — 120 с.

20.Карев А.В.,учитель английского языка, школа "Лесные озера".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение состояния письменной речи у учащихся начальной школы

В  работе представлен материал по вопросу изучения состояния письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательных школ, подробно рассмотрены приемы и методы исследования состоян...

Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы.

Изучение динамики успеваемости учащихся с ОНР II—IV классов (про­шедших коррекционное обучение в речевом детском саду, на логопедическом пункте при общеобразовательной шко­ле) показывает, что в процес...

Стратегии работы по формированию навыков письма и письменной речи у учащихся на уроках иностранного языка на средней ступени обучения.

Уже несколько лет учащиеся школ проходят итоговую аттестацию в форме письменного экзамена. Поэтому обучение  письму как виду речевой деятельности на уроках иностранного языка на современном этапе...

«Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла». 

В работе представлено обощение опыта по межпредметным связям математики с предметами естественного научного цикла. Приведен пример бинарного урока по теме "Закон Ома для участка цепи". Имеется презент...

«Обучение решению задач по физике учащихся основной школы на основе применения групп развития»

Содержание работы: 1.     Вступление (теория)2.     Приложение (набор дидактического материала)- карточки-самостоятельная работа (2 варианта)...

Формирование социокультурной компетенции в условиях дистанционного обучения учащихся основной школы

   Проблема формирования социокультурной компетенции стоит достаточно остро, потому что интерес учащегося снижается к изучению языку в целом на этапе основной школы, если он не имеет ...