Опыт работы с грамматическими сказками на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку

Писная Елена Геннадьевна

«Грамматическая сказка» – это такое изложение грамматического материала, при котором академическая терминология  заменяется доступными детскому восприятию образами-ассоциациями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammaticheskaya_skazka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Грамматическая сказка» – это такое изложение грамматического материала, при котором академическая терминология  заменяется доступными детскому восприятию образами-ассоциациями. Восприятие грамматических явлений через осмысленные ассоциации, объяснение правил путем изложения занимательных историй из жизни жителей волшебной страны «Grammarland » способствуют более глубокому пониманию сути изучаемых явлений, При этом практические навыки формируются в игровой обстановке, что стимулирует интерес к изучаемому предмету и снимает языковой комплекс. «Грамматическая сказка» является первым этапом в формировании у школьников системного подхода к изучению грамматики английского языка.

Например, большую трудность в процессе формирования английского языкового сознания у детей вызывает построение различных типов английских предложений. А если учесть тот факт, что само понятие «глагол» и все, что с ним связано, вводится на уроках родного языка значительно позже, чем на уроках иностранного, становится понятно, почему малышам так трудно выполнить простейшие, на первый взгляд, задания, как составить предложение, задать вопрос или не согласиться с чем-либо.

С целью облегчения восприятия этого материала,  ввела понятия «сильных» и «слабых» глаголов.  ( сильные –это те, которые при построении вопросительных и отрицательных предложений не требую помощника. Они справляются сами . Среди таких «силачей» –  глаголы am/is/are (was/were), have/has, can (could), must, may. Они бесстрашно выходят вперед, чтобы поинтересоваться чем-то, и легко поднимают словечко «not», чтобы возразить.

Например:

      She      is a doctor.                She is       a doctor.                  

      Is she a doctor?                No, she is not a doctor.    

или                 They could swim.                 They could  swim.

                Could they swim?                 They could not swim.

Остальные глаголы в английском языке – «Weak verbs» – «беспомощные». Для них мы зовем помощников, которые с удовольствием помогают своим беспомощным товарищам спросить о том, что их интересует или не согласиться с чем-либо. Этих заботливых друзей мы называем «помогательными» (от слова «помогать»), «вспомогательными глагольчиками» (чтобы дети не смешивали их со смысловыми глаголами), или просто – «помощниками». А как иначе назвать того, кто всегда готов прийти на помощь?

Итак, немного фантазии, изобретательности, и «жители» GRAMMAR   LAND становятся нашими лучшими друзьями. Ребята увлекаются этой сказкой-игрой, им нравится приписывать неведомым «глаголам» человеческие качества, они гордятся «сильными» и жалеют «слабых». Постепенно они сами начинают объяснять учителю что, как и почему надо делать: например, убеждают, что “IS” в предложении “My big brown bear is on the chair.” гордо откажется от чьей-либо помощи, если наше предложение не совсем верно и надо срочно исправить его смысл: «Не надо ему помогать! Он и так все может сделать – он же СИЛЬНЫЙ!»; или объясняют, зачем нужен вспомогательный глагол для вопроса к предложению “My little brother skates every winter.”: «Там же СЛАБЕНЬКИЙ глагол! Без помощника он не справится!». Попутно они расскажут, что в этом предложении (“My little brother skates every winter.”), глагол носит хвостик “-S”, а значит, помощник не только с вопросом поможет, но и тяжелый хвостик возьмет понести: «Он же приходит  НА ПОМОЩЬ! Слабенькому не легко нести свою ношу, а помощнику это ничего не стоит!». Таким образом, незаметно для себя малыши начинают практически осваивать непростые явления английской грамматики, даже не задумываясь, насколько они сложны.

Для того чтобы разобраться с правилами соблюдения порядка слов в английском предложении,  сравниваю его со скоростным поездом: как нельзя на ходу поезда поменять местами его вагончики, так нельзя поменять слова в английском предложении. К тому же наш «поезд-предложение» не сдвинется с места, пока мы не соединим между собой все его «вагончики» в нужном порядке и не посадим в них наших «пассажиров» – жителей GRAMMAR LAND.

 

Рис. 1 Схема-«паровозик» для утвердительного предложения.

На Рис.1 представлен образец «паровозика» утвердительного предложения. В его «вагончиках» едут «жители» GRAMMAR LAND (подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения), «рассаживаясь» по очереди: сначала  – «Кто» – подлежащее, за ним – «Делает» – сказуемое. Поскольку они являются главными членами предложения, им предоставлены отдельные «вагоны». Второстепенные члены предложения едут в «общем вагоне» в следующем порядке: «Что», затем «Где» и «Когда». Для усиления эмоционального восприятия, наглядности изображения, и  чтобы учащимся было удобнее и быстрее ориентироваться в установленном порядке слов-«вагончиков», каждый из них раскрашивается в свой цвет – подлежащее – зеленым, сказуемое – синим. «Общий вагон», в котором располагаются дополнения и обстоятельства, остается белым. Утвердительный «паровозик-предложение» – самый быстрый, удобный и самый популярный. Даже «сильные» глаголы иногда позволяют себе прокатиться на нем.

Отрицательный и вопросительный «паровозики-предложения» двигаются значительно медленнее из-за того, что к ним прицеплен дополнительный вагончик для помощника, раскрашенный в яркий красный цвет, чтобы сразу привлекать к себе внимание (Рис.2).

           

Рис.2 «Схемы-паровозики» отрицательных и вопросительных предложений                                  

«Strong Verbs» в этих  типах «паровозиков-предложений» не ездят, поскольку не нуждаются в услугах вспомогательных глаголов для построения отрицательных или вопросительных предложений.  

После того, как опытный образец проходит испытание, мы запускаем по нашей «грамматической стране» эти три разноцветных типа «поездов-предложений» – утвердительный, отрицательный и вопросительный. Ребята строго следят за тем, чтобы каждый член предложения ехал в вагончике своего цвета и строго на своем определенном месте, иначе порядок нарушится и наш паровозик-предложение пойдет под откос. Яркие картинки служат хорошим подспорьем для выполнения упражнений и систематизации грамматических знаний вообще.

По мере того, как расширяется запас грамматических знаний, изучаются новые времена, мы прокладываем по GRAMMAR   LAND все новые и новые маршруты. К окончанию 3 класса у нас оказывается их целых четыре. По одному из них «поезда-предложения» ходят регулярно – это Present Indefinite. На другом пути мы всегда застаем «поезд», который отправляется в путь прямо на наших глазах – это Present Continuous. А  третий, увы, заброшен – по нему наши поезда-предложения ходили когда-то – это Past Indefinite, а последний маршрут только строится – по нему побегут паровозики Future Indefinite. На каждом маршруте – свои правила, свои помощники (вспомогательные глаголы), свои пассажиры (члены предложений) в вагончиках. Следует отметить, что на маршрутах  Present Continuous и Future Indefinite утвердительный «паровозик-предложение видоизменяется, в связи с появлением в нем вспомогательных глаголов этих времен (Рис.3).

Рис.3 «Схема-паровозик» для утвердительных предложений в Present Continuous и Future Indefinite.

Чтобы не заблудиться в маршрутах (временах), мы ввели систему опознавательных знаков, помогающих нам точно определить направление движения, и назвали их «индикаторами». «Индикаторы» – это такие слова и выражения, которые показывают КОГДА именно происходит действие в предложении:

  –  в Present Indefinite – usually, often, sometimes, every (day, week, year…)

  –  в Past Indefinite – yesterday, ago, last ( month, week, year…)

  –  в Future Indefinite – tomorrow, next (Monday, week, year…)

  –  в Present Continuous – now, Look!, Listen!..

Конечно, это не полный перечень возможных случаев употребления данных времен в английском языке, но вполне достаточный, чтобы уловить суть этих грамматических явлений. «Индикаторы» очень хорошо помогают при выполнении тестовых заданий, когда надо вставить в предложение глагол в нужной форме, или если ученик сомневается, правильно ли он определил время, в котором написано предложение, по внешнему виду (форме) глагола.

Для запуска «паровозика», т.е. составления предложения любого типа в одном из изучаемых времен, ребята пользуются краткой инструкцией, отражающей порядок выполнения действий: «Прежде чем запускать «паровозик», посмотри, как выглядит «вагончик-сказуемое» или на индикатор, по ним определи время-«маршрут», найди картинку нужного времени и «рассади» жителей GRAMMAR   LAND по своим «вагончикам», проверь, все ли сделано правильно.» С каким удовольствием малыши запускают свои «паровозики»! Конечно, не в одно мгновение организуется движение по GRAMMAR LAND, не обходится без «аварий» и путаницы. Главное, что малыши не огорчаются, сделав ошибку – ведь для них это всего лишь игра, а еще «паровозик-предложение» всегда можно «отремонтировать» и сделать это легко самому: достаточно просто проверить, все ли «пассажиры» едут на своих местах.

Для выполнения грамматических упражнений, ребятам предлагается «поиграть» в одну из грамматических игр: выяснить, по какому маршруту движется наш паровозик-предложение (т.е. определить его время), какому из глаголов ехать в том или ином паровозике-предложении (т.е. соотнести время глагола и его форму);  пустить по маршруту другой тип паровозика – отрицательный или вопросительный (т.е. поставить вопрос или отрицание) и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАНРА СКАЗКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование грамматических навыков является одним из самых сложных вопросов методики обучения иностранному языку. Между тем автоматизм владения грамматическими явлениями имеет важное значение для исп...

Атлас опорно-функциональных схем, применяемых при изучении грамматических явлений на уроках английского языка в 6 классе (при работе с учебником Spotlight)

Сложность усвоения грамматических явлений в связи с большим объемом грамматических правил и их разрозненностью обусловило необходимость выработки новых стратегий при работе с ними. Считаю, что учащихс...

Использование элементов сказки для ознакомления с грамматическим материалом на уроках английского языка

В данной статье предлагаются рекомендации, как используя метод сказки, сделать процесс ознакомления с грамматическим материалом более доступным и интересным для детей....

Грамматические сказки на уроках английского языка в начальной школе.

Одно из требований современной школы-это обучение детей в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями. Дети младшего школьного возраста имеют ряд отличий от детей среднего и старшего ш...

Презентации для работы с грамматическими разделами на уроках английского языка

Презентации для работы в классе с детьми 5, 6 и 11 классов...

Работа с грамматическим материалом на уроках английского языка средствами применения технологии обучения в сотрудничестве

В статье автор дает рекомендации как с интересно и эффективно разобрать и закрепить сложные и порой скучные грамматические правила. И в этом поможет технология Обучения в сотрудничестве....