Обучение пересказу в обучении иностранному языку
статья по английскому языку

Сальникова Татьяна Владимировна

Что такое пересказ? В какие алгоритмы обучения языковым навыкам и речевым умениям целесообразно включить пересказ? На каких этапах формирования языковых навыков и речевых умений следует организовывать деятельность пересказа ?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение пересказу в обучении иностранному языку

Пересказ  - один из часто используемых приемов в обучении иностранному языку. Но, используя пересказ в процессе преподавания возникает вопрос:

-  что такое пересказ

- в какие алгоритмы обучения языковым навыкам и речевым умениям целесообразно включить пересказ

- и на каких этапах формирования языковых навыков и речевых умений следует организовывать деятельность пересказа .

В «чистом виде» пересказ представляет собой очень близкую к исходному тексту (не менее 80 %) стилистически нейтральную передачу чужого речевого произведения (текста) от третьего лица в косвенной речи  с соблюдением правил согласования времен.

Пересказ выполняет множество функций. Во-первых – это развитие и совершенствование языковых (фонетических, лексических, грамматических) навыков речи. Во- вторых пересказ способствует формированию навыков построения дискурса, составляющих умения монологической речи. И главное,  с помощью пересказа можно научиться строить свою речь, ориентируясь на исходный текст. Распространенной ошибкой является перевод на родной язык текста, подлежащего пересказу, в качестве контроля понимания прочитанного. При этом нарушается важная одноязычная связь «исходный текст – продукт пересказа».

 Среди учителей бытует ошибочное  мнение о том, что пересказ текста используется на завершающей стадии работы с языковым и речевым материалом.  Многие учителя видят в пересказе конечный результат формирования навыков и умений говорения. Но это совсем не так. Если рассматривать процесс формирования языковых (фонетических. лексических, грамматических) навыков речи, пересказ целесообразно использовать на речевом подэтапе тренировки языкового материала после его введения. В этом случае пересказ является речевым упражнением.

 Чтобы добиться эффективности пересказа, необходимо этому специально обучать, необходимо научиться соответствующему ему языковому оформлению.

  Учителю следует планомерно проводить тренировку учащихся:

  1. в грамматических преобразованиях высказываний из прямой речи в косвенную:

- переход высказываний в вопросительной форме и в повелительном наклонении из прямой речи в  косвенную;

- замена времен на прошедшее, предпрошедшее и будущее в прошедшем;

- замена местоимений 1-го и 2-го лица на местоимения 3-го лица;

     2) в установлении хронологии действий и причинно-следственных связей исходного текста и употреблении соответствующих обстоятельств и коннекторов.

     3) в построении абзацев: формировании основной идеи абзаца (topic sentence); предложений, развивающих и иллюстрирующих основную идею абзаца (sentences develops); предложения обобщающего идею абзаца (restatement).

Пересказ может осуществляться как в классе, так и дома. Начинать обучение пересказу следует в классе под руководством учителя.

Какие алгоритмы обучения пересказу можно использовать на уроке:

  1. пересказ по вопросам: представление учителем вопросов в хронологической последовательности и необходимой степенью подробности по абзацам или ко всему тексту в письменной форме и с использованием и использование полученных вопросов в качестве опор для пересказа;
  2.  пересказ по предложенным лексико-смысловым опорам (отдельным ключевым словам или словосочетаниям): реконструкция фраз исходного текста по предложенным учителем/учебником опорам;
  3. пересказ по комиксам: чтение подписей к предложенным сериям картинок, затем пересказ по тем же картинкам, но без подписей.
  4. пересказ по сюжетной картинке: аудирование текста при наличии наглядной опоры, затем воспроизведение содержания текста по картинке без графической опоры.
  5. пересказ по плану: представление учителем плана исходного текста на базе формулирования основных идей каждого абзаца с последующим воспроизведением исходного текста в развернутом виде;
  6. пересказ-опровержение: пересказ по представленным учителем заведомо неправильным утверждениям;
  7. пересказ-объяснение: пересказ по предложенным проблемным вопросам типа”Why/What do you think…?, требующим фактического содержания исходного текста;
  8. пересказ предыстория: воспроизведение отрезков текста, хронологически предшествующих событию, отмеченному на карточке ;
  9. обратный пересказ: пересказ текста в обратной хронологической последовательности на основе опор или без них).

Если пересказ планируется в качестве домашнего задания, учащиеся работают по следующему алгоритму:

  1. прочитать сначала про себя, а потом вслух абзац или часть абзаца  и проговорить его содержание без графической опоры;
  2. подобрать текст небольшого объема с четко выраженным сюжетом и подготовить серию зарисовок, отражающих основные события текста.
  3. Составить «скелет» текста в виде ключевых слов или небольших словосочетаний в прямой или обратной хронологии.

При подготовке пересказа, целесообразно комбинировать алгоритмы 2 и 4, а также 3 и 4. Все алгоритмы могут использоваться самостоятельно.

При подготовке пересказа необходимо проговаривать текст в разных формах. Проговаривая текст дома. Учащийся сам определяет свои трудности и старается их преодолеть.

Приемы организации пересказа оказываются эффективными на уроке при работе учащихся в парах. Опоры для пересказа могут быть предложены учителем и тогда учащиеся по очереди реконструируют текст, исправляя и помогая друг другу при необходимости. Учащиеся могут приготовить опоры дома и обменяться ими в парах, повышая мотивацию деятельности. Учитель перемещается от одной паре к другой, осуществляя мониторинг.

Таким образом, учащиеся получают возможность тренироваться в репродуктивной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в обучении страноведению на уроках иностранного языка в старшей школе

В данной статье предложены рекомендации учителю при организации интегрированного куса, а также представлена  разработка учебной программы курса "Страноведение США, Великобритании и России...

. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка

Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов учения школьника, и во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. В связи с этим необход...

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках иностранного языка

Актуальность реализации системно-деятельностного   подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый...

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

Обучение диалогу на уроке иностранного языка в средней школе

В статье даны теоретические сведения об обучении диалогу на уроке иностранного языка...

Реферат по английскому языку на тему: «Способы обучения устной речи на иностранном языке»

В данной работе главной целью является исследование методики проведения промежуточного контроля знаний и умений учащихся в устной речи. Эта тема является весьма актуальной, так как ученики нуждаются в...

Рабочая программа по немецкому языку для первого года обучения (в качестве второго иностранного языка) по учебнику "Горизонты" под ред. Аверина М.М. и др.

Данная рабочая программа создана для первого года обучения (в качестве второго иностранного языка) по учебнику "Горизонты" под ред. Аверина М.М.Программа содержит пояснительную записку,...