Олимпиада как средство повышения мотивации к изучению английского языка
учебно-методический материал
В условиях изучения иностранного языка в школе большую роль может сыграть внеклассная работа (конкурсы и олимпиады), которая позволяет использовать иностранный язык как инструмент познания и общения. Одной из главных задач учителя является применение системы средств, методов и способов обучения, которые направлены на усиление мотивации обучающихся по изучению иностранного языка. В практике обучения иностранному языку используется множество форм учебной деятельности. Одной из таких форм, наиболее удачно выполняющей роль источника мотивации, является олимпиада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Олимпиада как средство повышения мотивации к изучению английского языка
Агадуллина Ф.М.
МБОУ «Кирюшкинская СОШ» Бугурусланского района Оренбургской области
В условиях изучения иностранного языка в школе большую роль может сыграть внеклассная работа (конкурсы и олимпиады), которая позволяет использовать иностранный язык как инструмент познания и общения. Отсутствие естественной среды общения на изучаемом языке снижает мотивацию к изучению иностранного языка. Формирование способности и готовности учащихся к коммуникации требует много сил, времени и упорства: потому что иностранный язык – трудный предмет. Чтобы качество образования было высоким, необходимо смотивировать учащихся на получение знаний, и способствовать развитию интереса к процессу обучения
И поэтому, одной из главных задач учителя является применение системы средств, методов и способов обучения, которые направлены на усиление мотивации обучающихся по изучению иностранного языка. В практике обучения иностранному языку используется множество форм учебной деятельности. Одной из таких форм, наиболее удачно выполняющей роль источника мотивации, является олимпиада.
Уже на первых этапах подготовки к олимпиаде у обучающихся появляется дух соревнования. И все это дает дополнительный позитивный оттенок, потому что все происходит на добровольной основе.
Олимпиада формирует систему целенаправленной работы с одаренными детьми. Поэтому цель проведения олимпиады – это выявление наиболее способных и одаренных учеников. При работе с одаренными детьми следует развивать дух олимпиады – это успешность и мотивация. Ученикам –участникам олимпиады в начале каждого этапа сообщается, что любой из них – уже успешен, он уже победитель, потому что он особенный и один из лучших учеников школы. На самом деле это так и есть, ведь каждый участник олимпиады совершает огромную работу в направлении личностного роста, самовоспитания, самоорганизации и самопознания.
Участвуя в олимпиаде по иностранному языку, школьники имеют возможность добавить в свою копилку совершенно отличный опыт внеаудиторной работы. Данная система направлена не только на подготовку школьников к Всероссийской олимпиаде по иностранным языкам, но и на их личностное развитие и обеспечение соответствия их уровня профессиональным образовательным перспективам и потребностям.
Важным фактором, влияющим на развитие олимпиадного движения, являются федеральные и региональные документы, в которых в приоритетные направления включены работа с одаренными школьниками и требование об обеспечении условий для развития ключевых компетенций. Владение иностранным языком является ключевой компетенцией, так как входит необходимым элементом в функциональную грамотность.
Задачи олимпиад увеличиваются и усложняются с каждым годом в соответствии с государственной программой развития образования, целью которой является «усиление вклада образования в социально-экономическое развитие столичного мегаполиса и повышение качества жизни путем:
- удовлетворения изменяющихся образовательных запросов общества;
- создания условий для учебной и социальной успешности учащихся;
- обеспечения соответствия уровня подготовки выпускников профессиональным образовательным перспективам и потребностям».
Олимпиада по иностранному языку в любом образовательном учреждении – значительное событие и движущая сила развития и укрепление статуса данного иностранного языка в российском образовательном языковом пространстве. «Содержание олимпиады должно отвечать требованию компетентностного подхода, принятого сегодня в мировой образовательной практике. Основной целью обучения иностранным языкам на современно этапе является формирование коммуникативной компетенции, т.к. язык есть средство общения».
Участник олимпиады обычно усиленно готовится к ней, что способствует усвоению учебного и дополнительного материала. Участие в олимпиаде может служить преимуществом при поступлении в учебные заведения для дальнейшего образования, особенно если участник занял призовое место. Подготовка и участие к олимпиаде решает образовательные задачи: активизация тематической лексики УМК в устной речи учащихся в процессе развития иноязычной коммуникативной компетенции школьников, обогащение словаря учащихся, укрепление языковых навыков, коррекция произношения и интонации через разучивание стихов, песен и ролей в сказке; воспитательные: воспитание интереса обучающихся к произведениям художественной литературы и формирование потребности расширять свои знания и кругозор через книги, воспитание чувства коллективизма и взаимовыручки; развивающие: развитие речевой культуры учащихся, культуры общения.
С годами олимпиадное движение по иностранным языкам в стране показывает, что намечается ряд положительных тенденций в его развитии. В первую очередь к ним можно отнести:
- увеличение количества олимпиад по иностранным языкам;
- возрастание доступности, открытости и прозрачности олимпиад;
- расширение типов и видов олимпиад;
- улучшение качества заданий;
- стимулирование учителей на создание ресурсов и программ для одаренных детей;
- положительная динамика результатов всех олимпиад, в том числе и Всероссийской олимпиады по иностранным языкам.
В настоящее время выделяют школьные, окружные, городские олимпиады по иностранным языкам для учащихся 5-11 классов
Каждая олимпиада имеет свои особенности. Так, интернет-олимпиада, которая проводится совместно с международной школой Language Link, направлена в первую очередь на развитие социокультурной и информационно-коммуникационной компетенций учащихся. Олимпиады для 5 классов направлены на проверку уровня владения иностранным языком выпускников начальной школы и подготовку учащихся к введению ФГОС второго поколения для основной школы. Цель Всероссийской олимпиады школьников - выявление и поддержка одаренных детей, контроль уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся по иностранному языку, отбор абитуриентов для вузов.
Общим для всех типов и видов олимпиад является то, что они способствуют повышению мотивации к изучению иностранных языков, развивают творческие и учебно-исследовательские способности учащихся, проверяется умение школьников решать коммуникативные задачи во всех видах речевой деятельности, реализуемых как в устной, так и в письменной форме.
В программу олимпиады, как правило, включают пять конкурсов: конкурс понимания устного текста (аудирование); конкурс понимания письменного текста (чтение); конкурс письменной речи (письмо); конкурс устной речи и лексико-грамматический тест.
Олимпиады являются необходимым компонентом программ для выявления и обучения одаренных детей, они помогают развивать интеллектуальную, академическую, творческую и лидерскую одаренность школьников. Олимпиады и конкурсы подобного рода дают школьнику возможность проследить развитие своих творческих способностей и уровня владения иностранным языком, а также получить объективную оценку знаний.
Олимпиадные задания помогают школьникам подготовиться к ЕГЭ. От проведения олимпиады выигрывают все: и школьники, получающие возможность показать и проверить свои языковые навыки и компетенции, и учителя школ, чьи ученики становятся более заинтересованными и мотивированными, и преподаватели вуза, получая будущих талантливых студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка на начальной ступени обучения
Предмет исследования - игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.Научная значимость : дано научное ...
Языковой электронный портфолио как средство повышения мотивации к изучению английского языка.
Опыт работы в этой области позволяет говорить о разных типах электронного портфолио в зависимости от его целенаправленности. Из всех возможных форм портфолио, на мой взгляд, самым интересным является ...
Игровые технологии как средство повышение мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС
Методический семинар по вопросам использования игровых технологий на уроках английского языка в соответствием с ФГОС...
СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном уч...
Исследование на тему "Проектная деятельность, как средство повышения мотивации к изучению английского языка в младших классах."
исследование, как работать по методу "проектов" на уроках английского языка в младших классах....
Эффективность использования ИКТ и современных образовательных технологий в образовательном процессе как средство повышения мотивации при изучении английского языка.
В последние годы очень много говорится о необходимости применения информационных технологий в современных образовательных учреждениях. Школа, в первую очередь, работает со знаниями и информацией, а ин...
Статья по английскому языку на тему "Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка у детей с ОВЗ."
Статья о том, как повысить мотивацию обучающихся с ОВЗ к изучению английского языка с помощью игровых технологий....