Интерактивный урок для ОВЗ
методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Белкина Ольга Александровна

Интерактивный урок для ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belkina_oa_gimnaziya_g.sovetskiy.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Советский

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  2. гимназия г. Советский

(МБОУ гимназия г. Советский)

ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ

Белкина Ольга Александровна, учитель иностранного языка.

МБОУ гимназия г. Советский

2021 год

Аннотация.

Инклюзивное образование – подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В современном мире всё больше возрастают потребности в изучении иностранного языка. На первый план выходят практические навыки владения иностранным языком. Жизнь в современном мире невозможна без Интернета (общение, работа), а знание иностранного языка необходимо для полноценной деятельности в этой сфере.

Содержание.

  1. Введение
  2. Основная часть

2.1. Игровые практики.

2.2. Интерактивные уроки.

  1. Заключение
  2. Список используемой литературы.
  3. Приложение (презентация к интерактивному уроку)

Введение.

В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и  профессиональному стандарту педагога одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)(2).

Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. И вот такая система обучения вроде бы создана - инклюзивное обучение (термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах), включает в себя коррекцию психической деятельности, коррекцию определенных нарушений физического характера, развитие речи, расширение представлений о мире, формирование обще интеллектуальных умений. Реализация данной технологии проходит в условиях максимального погружения ребенка в речевую среду, повышения его двигательной деятельности и эмоционального тонуса, а также формирования самоконтроля и мотивации учебно-познавательной деятельности (3).

В настоящий момент активно формируется опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с нормально развивающимися учащимися. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика, поэтому процесс должен быть так организован, чтобы удовлетворить потребности ребенка с ОВЗ.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

     Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности.

При изучении английского языка дети с ОВЗ испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложнопостроенную речь им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке, на уровне своего развития. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе». Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки. Дети с диагнозом ОВЗ овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием. Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения.

         Разнообразие упражнений и игр, применение ИКТ, СD дисков с игровыми программами на уроке английского языка помогает ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а это ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке.

Основная часть.

Работая с учениками ОВЗ, я задумалась «Как научить этих детей английскому языку?», «Могут ли они его выучить в объеме  школьной программы?» Для учеников коррекционно-развивающего обучения такой предмет учебного плана, как английский язык является недосягаемой вершиной. Языковой барьер, то есть непонимание всего, пугает и одновременно отталкивает учеников с первых же уроков. Поэтому для учителя,  работающего с такими детьми,  необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность.  

В основу обучения детей с ОВЗ ставлю обучение чтению и изучение лексических единиц, письмо использую как средство обучения. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что дети с ОВЗ испытывают определенные трудности при усвоении лексического материала, у них затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи. Считаю, что такую работу возможно проводить хотя бы с целью ознакомления. В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению. Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых и здоровьесберегающих технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов, технология сотрудничества и другие. Современный урок английского языка, наряду со всем вышесказанным, должен постоянно включать в себя что-то новое, так как однообразные действия вряд ли смогут удержать интерес учащихся любого возраста.

2.1. Игровая технология - один из подходов изучения иностранного языка, который я применяю на своих уроках для детей с ОВЗ. Его основа это раскрытие потенциала и развитие творческого мышления учащихся во время совместного рассмотрения и решения поставленных задач. Благодаря командной игре, соперничеству, а также сопереживанию друг друга, дети стараются усвоить больше материала. Такая технология приносит большие плоды в изучении лексического материала. Ниже приведу несколько видов игр, которые я применяю на своих уроках.

Игра «Цепочка».

 Учитель произносит простое предложение. Ученик повторяет его, добавляя что-то, делая его более распространенным. И так далее.

Например: I have a cat,

I have a black cat,

I have a cute black cat,

I have a little cute black cat. И так далее.

Игра "Is it true or fuls?" (Правда или неправда).

Ребята задают вопрос друг другу. Тот, кто знает ответ, хлопает в ладоши и затем задает свой вопрос.

Например: Sky is blue, sun is green, cat is pink, dog is black. И так далее.

Игра «What doesn't belong?» (Что лишнее?)

Учитель раскладывает на столе группу карточек из 5-6 слов. Ученики должны выбрать слово лишнее. Затем каждая из групп называется одним обобщающим словом.

Например: eyes-nouse-mouth-apples-ears-head (части тела)

Игра зарядка «I can…like»

Учащийся выбирает карточку с изображением животных. Он должен составить предложение с глаголом движения, и продемонстрировать пантомимой, например:

I can jump like a frog. (Я умею прыгать, как лягушка)

I can sing like a bird (Я умею петь, как птица)

Игра «Путаница»

Учитель на доске записывает предложение на английском языке, где нет пробелов между словами. Ученикам необходимо разделить фразу как можно быстрее, прочитать её вслух и перевести её на русский язык. Например: Icanrunlikeadog.

Благодаря игровому подходу, я охватываю почти все методические принципы для детей с ОВЗ, а именно:

1.Частая смена деятельности

2.Обеспечение подвижной деятельности детей.

3. Погружение в языковую среду.

4. Многократное аудирование вводимых структур.

5. Постоянное повторение материала.

2.2. Очень часто я провожу интерактивные уроки с применением информационно-компьютерными технологиями. Например, презентации, сайты «Российская электронная школа, библиотека МЭШ, цифровая онлайн платформа Skysmart.

Заключение.

Ежегодно для детей с ОВЗ, я разрабатываю адаптированную рабочую программу по английскому языку. Это очень важно, ведь подобным детям просто необходим индивидуальный подход. Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала частично уменьшается. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и доступной грамматики.

Учитывая психофизиологические особенности детей с ЗПР, мы придерживаемся следующих методических принципов:

  • Обеспечение подвижной деятельности детей;
  • Частая смена деятельности;
  • Погружение в языковую среду;
  • Многократное аудирование вводимых структур;
  • Преемственность и постоянное повторение материала;
  • Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.

Список используемой литературы.

  1. Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Т. Грузинова // Директор школы. Экспресс-опыт. – 1999. – №4.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология развития и возрастная психология: хрестоматия / ред.-сост. Е.В. Гурова. - М.: Изд-во «МНЭГ1У», 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставные предложения" (интерактивный урок)

Урок предполагает интерактивную форму работы (взаимодействие учащихся друг с другом, с учебным материалом, с компьютером)...

Интерактивность урока или интерактивные возможности Power Point на уроках информатики

Использование надстройки Microsoft Office PowerPoint 2007 Mouse Mischief и  Макроса Drag and Drop....

Использование ЦОР на уроках химии как основной компоненты интерактивного урока

Особую роль в повышении  качества образования на современном этапе должно сыграть внедрение ИКТ И ЦОР в практику  учителя......

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

Конспект интерактивного урока "Урок мужества".

Урк - экскурсия к мемориалу "Могила неизвестного солдата", создан для учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....