«Читательская грамотность учащихся на уроках английского языка»
статья по английскому языку
Обмен опытом по развитию читательской грамотности учащихся на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Читательская грамотность учащихся на уроках английского языка»
2021
Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности учащихся вызвана требованиями, предъявляемыми социумом и временем.
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Основным показателем успешности этого процесса является выполнение образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.
Предмет «английский язык» является богатым ресурсом разнообразных методов и способов формирования функциональной грамотности.
Однако, педагоги сталкиваются с многочисленными трудностями у учащихся при работе с текстом. Учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, им сложно подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и проанализировать информацию из таблиц, ученики не могут перенести знания и умения из одной области в другую. Поэтому при выполнении заданий раздела «Чтение» (ОГЭ и ЕГЭ), который контролирует умения понимать основное содержание прочитанного текста, устанавливать структурно-смысловые связи в прочитанном тексте, полно и точно понимать содержание прочитанного текста, учащиеся допускают многочисленные ошибки.
Отсюда можно обозначить проблему: как организовать работу на уроке английского языка, направленную на формирование функциональной грамотности у учащихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Предмет «английский язык» является богатым ресурсом разнообразных методов и способов формирования функциональной грамотности.
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся на уроках при работе с текстом можно применять такие современные педагогические технологии и методы, которые заинтересовывают и мотивируют обучающихся:
·технология развития критического мышления через чтение и письмо;
·метод проектов;
·технология сотрудничества;
·информационно-коммуникационная технология
Необходимо обратить внимание на особенности заданий для оценки функциональной грамотности:
- контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
- вопросы изложены простым и ясным языком;
- используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Так с чего же стоит начинать работу над текстом? Ключевым моментом является выбор правильного текста.
Выбор текста
Удачно подобранный текст повышает языковую деятельность учащихся. Удачный текст должен:
• быть актуальным и современным
• соответствовать уровню учащихся
• не быть очень длинным
• отвечать интересам учеников
• побуждать к высказыванию мнений, соображений.
Этапы работы над текстом
Работу с текстом можно разделить на этапы:
- Предтекстовый (Pre-reading)
- Текстовый (While–reading)
- Послетекстовый (Post – reading)
Pre—reading
Задачи этапа: подвести учащихся к теме текста, разобрать лексику.
При подготовке к чтению можно выполнить такие задания:
• Написать на доске цитату, высказывание, которое отражает суть текста, и попросить учащихся высказать свое мнение о чем будет текст.
• Использовать карточки с вопросами по тексту. При ответе учащиеся должны пояснить свои ответы.
While –reading
Перед чтением текста ученикам обязательно необходимо поставить цель. Чтение ради чтения не несет в себе никаких задач. Задания могут быть:
• развернуто ответить на вопросы.
• подтвердить или опровергнуть утверждение
• вставить подходящее слово / фразу/ заполнить пропуски
Разнообразить процесс чтения можно такими заданиями:
Найдите различия
— Иметь 3 варианта текста. В каждом из вариантов должно быть не менее 10 отличий. Например, в первом варианте героя зовут James, во втором Jack, в третьем Jim. В первом варианте он поехал на отдых, во втором в командировку, в третьем к родителям и т.д.
Учащиеся пытаются найти 10 несоответствий.
Чтение по ролям
Инсценировать текст.
Головоломка
— Разделить текст на части по количеству учеников.
— Каждый получает по одному фрагменту текста.
— Задание заключается в том, чтобы восстановить изначальный текст и выстроиться в соответствующем порядке.
Post – reading
Третий этап важно использовать для развития речевых навыков. Классические упражнения для этого этапа:
• устный или письменный пересказ текста
• характеристика героев
• придумать продолжение истории или новый финал текста
• придумать новый заголовок для текста
Чтобы разнообразить этот этап уместны следующие задания
Выскажи свое мнение.
Дебаты:
— Написать фразу, которая передает основную мысль текста
- Одна группа учащихся защищает позицию «За», другая «Против»
Таким образом, при правильном подходе, использовании разнообразных методов и форм обучения, а самое главное при огромном желании самих обучающихся можно достичь высоких результатов в формировании читательской грамотности учеников.
Используемые материалы:
https://www.teachaholic.pro/readlearn-kak-rabotat-s-tekstom-na-uroke-anglijskogo/
https://moluch.ru/archive/295/67066
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка
В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранным языкам, приводятся примеры задан...
ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Региональный семинар...
Задания для формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка
Задания , развивающие читательскую грамотность учащихся на уроках русского языка....
Доклад на тему «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА»
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ...
Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»
Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...
«Кроссенс» как приём формирования читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка
laquo;Кроссенс» - это ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд.Задание для ...
Формирование читательской грамотности учащихся на уроках английского языка
laquo;Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических з...