Таксономия Блума на уроках английского языка в старшей школе
статья по английскому языку (10 класс)
Книга Бенджамина Блума “Taxonomy of Educational Objectives”, написанная более полувека назад, по-прежнему привлекает интерес педагогов. Структурирование педагогических целей, формализация учебных заданий, основанные на их связи с мыслительными процессами, открывают новые возможности в совершенствовании образовательного процесса. При этом глобальная теория (таксономия – учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей) постоянно подпитывается практикой ее применения на уроках в школе и занятиях в университетах. В данной статье рассматривается опыт использования таксономии Блума на уроках английского языка в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Таксономия Блума на уроках английского языка в старшей школе | 406.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Таксономия Блума на уроках английского языка в старшей школе.
В 1956 году группа ученых под руководством американского ученого Бенджамина Блума разработала Таксономию Блума – систему классификации педагогических целей. В том же 1956 году Б. Блум написал книгу «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Блум считал свою книгу «одной из наиболее цитируемых, но наименее читаемых книг в педагогике США».
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις – строй, порядок и νόμος – закон) – учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей. Принципы таксономии применяются во многих научных областях знаний, для упорядочивания объектов географии, геологии, языкознания, этнографии и всего многообразия органического мира. (Википедия)
Таксономия Блума делит педагогические цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную.
Когнитивная сфера – сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе. Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений. (Педагогический словарь)
Когнитивная часть Таксономии Блума является наиболее проработанной, в отечественной педагогике ей уделяется основное внимание.
Обобщая многочисленные статьи в Интернете, попытаемся сформулировать основные моменты практического применения Таксономии Блума на уроках.
- Таксономия Блума (классификация педагогических целей и заданий) носит универсальный (или почти универсальный) характер. Ее можно использовать при изучении любых предметов учениками школ и студентами.
- Основное назначение Таксономии – составление плана изучения темы. В процессе прохождения темы обучающиеся выполняют задания шести уровней сложности от простого к сложному. Каждый уровень имеет название, характеризующее его суть: Знание, Понимание, Применение, Анализ, Синтез, Оценка.
Перечень действий обучающихся, соответствующий уровням учебных целей представлен в таблице ниже
Уровни учебных целей | Конкретные действия обучающегося, свидетельствующие о достижении данного уровня |
1. Знание запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории | — воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. |
2. Понимание преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий | — объясняет факты, правила, принципы; — преобразует словесный материал в математические выражения; — предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. |
3. Применение умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях | — применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; — использует понятия и принципы в новых ситуациях. |
4. Анализ умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура | — вычленяет части целого; — выявляет взаимосвязи между ними; — определяет принципы организации целого; — видит ошибки и упущения в логике рассуждения; — проводит различие между фактами и следствиями; — оценивает значимость данных. |
5. Синтез умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной | — пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; — предлагает план проведения эксперимента или других действий; — составляет схемы задачи. |
6. Оценка умение оценивать значение того или иного материала | — оценивает логику построения письменного текста; — оценивает соответствие выводов имеющимся данным; — оценивает значимость того или иного продукта деятельности. |
Пирамида Блума
- По завершении темы производится оценка знаний обучающихся, основанная на результатах прохождения всех шести уровней.
В 1999 году Лорин Андерсон и его коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума. Новая Таксономия проводит различие между знанием о том, «что», т.е. содержанием мышления и знанием того, «как».
Как и оригинальная версия Таксономии Блума обновленная версия в когнитивной области выделяет шесть уровней сложности. Они включают в себя – от простейших к наиболее сложным: (1) помнить, (2) понимать, (3) применять, (4) анализировать, (5) оценивать и (6) создавать. Память состоит из узнавания и припоминания соответствующей информации из долгосрочной памяти. Понимание – это способность формировать свои собственные значения из образовательного материала, такого, как прочитанный текст или объяснение учителя. Навыки, включенные в этот процесс, включают в себя интерпретацию, объяснение на примерах, классификацию, обобщение, умозаключение, сравнение и объяснение. Третий процесс, применение, относится к использованию процедуры, освоенной в обучении в знакомой или новой ситуации. Следующий процесс, анализ, состоит из разложения знания на компоненты и осмысления отношения частей к общей структуре. Учащиеся учатся анализировать в ходе дифференциации, организации и объяснения. Оценка, находящаяся на вершине в оригинальной таксономии, является пятой из шести процессов в уточненной версии. Она включает проверку и критику. Творчество, процесс, не включенный в более раннюю таксономию, является наивысшим компонентом в новой версии. Этот навык подразумевает соединение уже известного для создания чего-либо нового. Для выполнения творческих заданий учащиеся генерируют новые идеи, планируют и производят продукты собственного творчества.
Согласно таксономии Блума уровень сложности учебных целей определяется набором глаголов действия (action verbs), используемых при формулировании каждого задания. В разных источниках наборы опорных глаголов незначительно отличаются. Ниже представлены глаголы действия, представленные на сайте https://www.teachthought.com
Здесь же помещены советы по практическому применению таксономии Блума:
1. Не пренебрегайте нижними уровнями пирамиды Блума. Запоминание первичной информации на начальном этапе существенно облегчает процесс обучения на высоких уровнях.
2. Изучение любой темы должно идти строго в соответствии с пирамидой Блума снизу-вверх.
3. Процесс обучения на высшем по классификации модернизированной таксономии Блума ("Создание") уровне требует от обучающихся использования инновационного, изобретательского мышления. На этом этапе задача педагога – создавать обучающимся творческую обстановку, предоставит возможность использования цифровых технологий и социальных сетей для обеспечения асинхронной совместной работы с использованием приложений, социальных сетей и цифровых сообществ.
4. Позвольте обучающимся участвовать в управлении процессом обучения.
5. Планируйте последовательное прохождение уровней пирамиды на основе проектов.
6. Выставляйте оценки с учетом достигнутого учащимися уровня. Стимулируйте их переход на более высокие уровни.
Вывод
Мышление сегодня ничем не отличается от того, каким оно было сто лет назад. Но в мире произошли существенные изменения, особенно в области информации. Задача педагогики – учесть их в практике использования таксономии Блума.
Ниже представлена разработка урока английского языка по учебнику Spotlight 10, по теме «Little Women» (модуль 1d) в соответствии с таксономией Блума.
Designing learning tasks according to the taxonomy of B. Blum module1d “Little Women” Spotlight 10 class
Ссылки
- Virginia Evans, Jenny Dooly, Bob Obee, Olga Afanayeva, Irina Mikheeva. Spotlight 10, SB, Москва, Express Publishing, «Просвещение», 2014
- https://www.teachthought.com
- https://pedagogical.academic.ru
- https://ru.wikipedia.org
- https://www.infourok.ru
- https://teacher.yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках английского языка в старшей школе, как средство работы с одаренными учащимися.
В работе рассматриваются аспекты использования пректной деятельности на уроках английского языка в старшей школе и приводится личный опыт....
Интеллектуальная разминка на уроках английского языка в старшей школе
Эта игра - разминка для учащихся 9-11 классов, т.к они уже имеют большой запас знаний по разным школьным предметам и учащиеся могут использовать их на уроках английского языка....
Мотивация, как одно из главных условий для успешного обучения аудированию на уроках английского языка в старшей школе.
Статья посвящена проблеме повышения мотивации при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе. На основе опыта работы автор статьи предлагает способы решения данной проблемы. Ключ...
Игры на уроках английского языка в старшей школе
Игровые технологии занимают место важное место в образовательном процессе. Игра помогает сделать урок более увлекательным и интересным. С возрастом учеников игры на уроках англ...
Использование аутентичных материалов на уроках английского языка в старшей школе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21784252","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Использование STEM технологий на уроках английского языка в старшей школе
. В последнее время большое внимание уделяется методу проектов и технологии STEM. Многочисленные теоретические статьи в этом направлении предполагают создание и внедрение конкретных практических разра...
№14 Доклад «Использование Таксономии Блума на уроке английского языка»
Уметь мыслить критически – важно для человека, живущего в XXI веке. Главной причиной того, почему нужно обучать мыслить критически, можно считать тот факт, что мышление необходимо для принятия в...