Использование STEM технологий на уроках английского языка в старшей школе
статья по английскому языку (8, 9, 10 класс)

Галактионова Ольга Сергеевна

. В последнее время большое внимание уделяется методу проектов и технологии STEM. Многочисленные теоретические статьи в этом направлении предполагают создание и внедрение конкретных практических разработок не только на уроках физики, математики, химии и биологии, но и на уроках гуманитарного цикла, включая уроки английского языка. Представленный здесь материал основан на многолетнем опыте преподавания английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stem_na_ur._ang._yazyka.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование STEM технологий на уроках английского языка в старшей школе ( Из опыта работы Галактионовой Ольги Сергеевны ГБОУ лицея

№ 344 г. Санкт -Петербурга)

Одной из важнейших сфер человеческой деятельности, определяющий фактор развития человечества, является образование. Этот факт обусловливает необходимость внедрения в образовательную практику новейших технологий, использование современных высокоэффективных методов, средств и приемов, обеспечивающих творческое овладение массивом научных знаний. В последнее время большое внимание уделяется методу проектов и технологии STEM. Многочисленные теоретические статьи в этом направлении предполагают создание и внедрение конкретных практических разработок не только на уроках физики, математики, химии и биологии, но и на уроках гуманитарного цикла, включая уроки английского языка.

Представленный здесь материал основан на многолетнем опыте преподавания английского языка в физико-математическом лицее № 344 Невского района Санкт-Петербурга. Практически все наши выпускники становятся будущими инженерами, математиками, физиками, IT специалистами и экономистами. Нужен ли иностранный язык инженеру? Многие работодатели отдают предпочтение тем соискателям, которые в резюме упоминают о знании языка. Язык науки – английский язык.

Если хочешь изучать науку и быть учёным – нужно знать иностранный язык. Одной из важных составляющей цели является формирование инженерной культуры, которая предполагает:

• Наличие комплекса знаний в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях;

• Умение осуществлять интеграцию политехнических и гуманитарных знаний;

• Применение приобретенных знаний в реальных жизненных ситуациях;

• Развитие таких качеств современного человека, как гибкое мышление, творчество,

мотивация и т.д.

Основным направлением в преподавании английского языка остаются традиционные классические методики. Однако педагогическая наука не стоит на месте, появляются новые методики, основанные на новых образовательных технологиях.

Технологии STEM / STEAM родом из Америки 90-х годов прошлого века. Образовательную методику STEM (или STEAM) сегодня называют самым современным и перспективным трендом в образовании. Именно такой подход все чаще практикуют в большинстве западных стран. Это означает, что математика, физика, химия, программирование, рисование, языки живут не сами по себе, как будто в отдельных коробочках, а объединены в одну образовательную программу.

Дети осваивают их на деле, работая над проектом, куда органично вписаны все эти дисциплины.

STEM технологии применительно к физико-математическому лицею – это выполнение учениками проектов физико-математического и естественнонаучного цикла. Связь STEM технологий заключается в том, что выполнение проектов осуществляется на английском языке. Именно такого мнения придерживается Елена Годунова, Образовательная галактика Intel, учитель английского языка, образовательный блогер, ведущий специалист в области Steam технологий.

Преподавание английского языка в лицее ведется по учебнику Spotlight авторы Virginia Evans, Jenny Dooley, Olga Podolyako, Julia Vaulina в старшей школе. Учебный материал не позволяет в полном объеме использовать STEM технологии, но почти в каждом модуле есть темы, в которых возможно применение проектных исследовательских методик. В основном, это, конечно, мини проекты.

Некоторые модули содержат темы, связанные с экологией. Например, в 8 классе есть тема «Бумажные пакеты против пластиковых», «Экоодежда». Эти темы имеют межпредметные связи английского языка с экологией и химией. В рамках темы « Экоодежда», ученики делают презентацию о разных типах тканей, их особенностях и в какой одежде они используются, также изготовляется наглядный материал с разными кусочками тканей. Например, хлопок, бамбук, нейлон, шерсть, деним.

В 8 классе учащиеся выполняют проект, посвященный жизни и научной деятельности выдающихся физиков Марии Склодовской-Кюри и Пьера Кюри. Подробно рассматривается история открытия радиоактивности. Часть учащихся собирает материалы, готовят доклад и презентацию о Марии Склодовской-Кюри и ее открытиях, другая – о Пьере Кюри и его вкладе в науку. При изучении темы отрабатывается лексика research (researcher) – исследования (исследователь), magnetism – магнетизм, elements –элементы, radioactive – радиоактивный, X-Ray machine – рентгеновская установка. В данной теме просматриваются межпредметные связи английского языка и физики.

В 9 классе также представлена тема экологии в модуле « In danger» (« В опасности») о животных, которые находятся на грани исчезновения. Обучающимся дается задание подготовить проект о животных, обитающих на территории России, и с какими проблемами они сталкиваются, кроме этого, также ученики делают постеры с картинками, изображающими животных, и пишут несколько предложений об обитателях, используя специальную лексику по данной тематике.

В 9 классе учащиеся проходят тему об электронном мусоре. Обучающимся предлагается найти материал о размещении и утилизации электронного мусора в разных странах.

Аббревиатура STEM (science, technology, engineering, math) в переводе с английского означает синтез науки, технологии, инженерии и математики. В последнее время многие также добавляют в эту аббревиатуру букву A (arts), что означает разные виды искусств: гуманитарные науки, иностранные языки, новые медиа, живопись, танцы, театр, музыку, т.е. предполагается связь с искусством и дизайном.

STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседневной жизни.

 В 9 классе учащиеся изучают тему о современных стилях живописи кубизм и сюрреализм. При изучении темы кубизм повторяется лексика, связанная с геометрией. Например, rectangle (rectangular) – прямоугольник (прямоугольный), triangle (triangular) – треугольник (треугольный), square – квадрат, cube – куб, cylinder – цилиндр. Учащиеся выполняют проект, где осуществляют поиск информации интересных фактов из жизни мастеров мирового искусства и истории написания их произведений, о музеях, в которых хранятся эти шедевры. Особое внимание уделяется Русскому музею и Эрмитажу, где находятся произведения этих двух направлений искусства. Это Пабло Пикассо, Хуан Грис, Жорж Брак, Поль Сезанн и другие. В данной тематике просматриваются межпредметные связи английского языка с математикой и живописью.

В 10 классе рассматривается тема «Искусственный интеллект», где речь идет о роботах. Эта тематика очень близка подросткам. Ученики сами обсуждают достижения в робототехнике, затем при прохождении будущего времени пишется эссе на тему « Как я вижу жизнь через двести лет». Работы получаются очень интересные.

Подводя итоги можно сказать, что владение современными педагогическими технологиями (STEM-технологии, технология проектного обучения, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, компьютерные технологии) – это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога.

Навыки XXI века – особое направление, активно обсуждаемое сейчас на разных уровнях. Суть концепции такова: ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Таким образом, сформировались основные навыки будущего 4К:

  • коммуникация,
  • кооперация,
  • критическое мышление,
  • креативность.

Литература:

1. https://letidor.ru/ Наргиз Асадова «3 вопроса об образовательной технологии STEAM, которая изменит российскую школу»

2. https://единыйурок.рф/ Дозморова О.Б «STEAM-образование на уроке иностранного языка»

3. Блог Елены Годуновой на портале "Образовательная галактика Intel", а также на сайте https://novator.team/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.

Ролевые игры, игровые ситуации на уроках английского языка на начальной ступени обученияю...

" Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в основной школе"

Цель: представить  здоровьесберегающие технологии как неотъемлемую часть современного урока....

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе

Статья на тему Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе

Предлагаются физкультминутки, песенки с элементами движения, упражнения для рук....

Использование аутентичных материалов на уроках английского языка в старшей школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21784252","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...