Особенности и цели обучения чтению старших школьников на уроках иностранного языка при подготовки к ОГЭ/ ЕГЭ .
статья по английскому языку (9, 11 класс)

Жутикова Любовь Сергеевна

Выступление перед педагогическим сообществом в рамках подготовки учащихся к  ОГЭ и ЕГЭ.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности и цели обучения чтению старших школьников

(выступление учителя английского языка Жутиковой Л.С. перед педагогами МБОУ гимназии г. Советский)

Именно искусство чтения является основой для формирования информационно-академических умений, которые позволяют человеку эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках.

На начальном и среднем этапах чтение выступает как средство обучения. Наибольшее внимание уделяется формированию техники чтения, расширению языкового репертуара и развитию базовых репродуктивных умений на базе прочитанного.

На старшем этапе обучения чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности и задача обучения чтению заключается в способности извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи.

Это предполагает овладение определенными видами и технологиями чтения.

Виды чтения:  

  • аналитическое,
  • изучающее,
  • просмотровое,
  • поисковое,
  • ознакомительное и т.д.

Разновидности или умения чтения:

  • определение основной темы / идеи текста
  • поиск конкретной /запрашиваемой информации в тексте
  • детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и смысла.

Для эффективного чтения необходимо сформировать основные базовые технологии работы с текстом, включающие умения:

  • игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
  • прогнозировать и вычленять нужную смысловую информацию;
  • читать по ключевым словам;
  • работать со словарем;
  • использовать сноски и комментарии, встречающиеся в тексте;
  • интерпретировать и трансформировать текст.

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа работы:

  1. Дотекстовый этап – активизация имеющихся знаний и опыта, подготовка учащихся к адекватному восприятию важных по содержанию моментов текста, используя задания опережающего характера …
  2. Текстовый этап – формирование и контроль языковых навыков и умений, развитие умений интерпретации текста.
  3. Послетекстовый этап – использование текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений систематизировать и обобщать полученную информацию, интерпретировать образно-схематическую информацию (схемы, графики, карты и т.д.), а также переводить текст в графические схемы и таблицы, сжимать текст и выделять его суть, использовать полученную информацию в проектной и исследовательской деятельности.

К сожалению, традиционно авторами учебников предлагается обучение чтению с полным пониманием и игнорируются другие умения в чтении. По-прежнему подавляющее большинство заданий к тексту ограничивается вопросами на контроль понимания содержания прочитанного. Не используется потенциал дотекстового этапа работы, без которого невозможно сформировать умения прогнозировать, игнорировать неизвестное, а также формировать просмотровой и поисковый виды чтения. Текстовый этап  зачастую связан исключительно с анализом содержания и использованных автором языковых средств, а смысловые связи текста не рассматриваются.

Таким образом, необходимо системное и поэтапное формирование всех видов и технологий чтения, а на старшем этапе таких видов чтения, как  просмотрового, поискового, но не изучающего или аналитического, а также формирование особых умений чтения, связанных с восприятием информации, представленной в сжатом, схематическом виде.

                           

Задания, направленные на контроль

разнообразных видов и технологий чтения.

  1. Задания на множественную подстановку.  

Цель – проверить насколько быстро и эффективно обучающийся может определить основную мысль текста, а также некоторые детали на уровне содержания и смысла

Как правило, в таких заданиях используют текст, разбитый на параграфы или несколько коротких текстов. Отдельно в произвольном порядке приводятся заголовки к параграфам или текстам, причем заголовков может быть больше, чем параграфав / текстов, что несколько усложняет задачу и сокращает возможность механического угадывания. Необходимо соотнести содержание абзаца с заголовком и вписать соответствующий номер в лист ответа.

  1. Задания на множественный выбор.

Цель – контроль общего понимания прочитанного;

    -  установление логических связей текста;

    - детальное понимание текста на уровне смысловых идей и причинно-  следственных связей.

Иногда вопросы могут быть направлены на понимание значения отдельного слова в конкретном контексте. Здесь необходимо умение установить логико-смысловые связи текста. Возможны вопросы и на понимание всего текста в целом, предполагающие способность обобщать информацию, выделять общую идею текста и т.д.

  1. Восстановление текста.

Цель – контроль понимания структуры текста наряду с умениями устанавливать общий смысл и отдельные детали текста.

Из текста изымаются отдельные предложения или абзацы. С целью усложнения задачи к изъятым частям текста могут быть добавлены лишние предложения или отрывки. Учащиеся должны восстановить текст в нужной последовательности.

  1. Поиск конкретной информации.

Вопросы даются перед текстом, но при этом не обязательно в той последовательности, как эта информация изложена. Чтобы быстро и правильно выполнить задание, учащиеся должны просматривать/сканировать текст до тех пор, пока не найдут соответствующую информацию. Только потом темп прочтения замедляется и начинается более детальное прочтение.

Заключение. Не ставя отдельно цель проконтролировать технику чтения, заданный формат контроля обеспечивает решение задачи. Очевидно, что если техника чтения сформирована недостаточно хорошо, то выполнить все предложенные задания в отведенное для этого время невозможно.

Большую трудность учащиеся испытывают при составлении логического  высказывания, независимо в какой форме – письменной или устной. Поэтому для тренировки логически построенных предложений будут эффективны, на мой взгляд, следующие упражнения:

  • в предложении: соедините части предложения, подобрав подходящее слово или фразу: и; несмотря на; в случае; или; с тем, чтобы; пока…не; который.  

Например:

  1. Ричард сразу же запатентовал свое изобретение _______(с тем, чтобы) никто не смог своровать его идею.
  2. Возьми дополнительные батарейки с собой ___(в случае) утечки этих.
  3. Томас Эдисон изобрел проигрыватель ___(и) электрическую лампочку.

 

  • между предложениями: заполните пропуски словами и фразами, выражающие причинно-следственные отношения между предложениями, противопоставление фактов, других точек зрения, заключение сказанного – в результате, однако, в противоположность, напротив, в целом, и еще / более того:
  1.  Курение не помогает людям расслабиться, как это принято думать. ____(Напротив) оно увеличивает сердечный ритм и делает курильщика более напряженным.
  2. Спутники связи впервые были запущены в космос в 1957 г. ___(В результате) люди могут смотреть события, происходящие в мире.
  3. Микроволновая печь может очень быстро приготовить даже из замороженной пищи. ___(А еще, в результате) экономит электроэнергию.

  • аргументированность речи формируется при ответах на вопросы «Почему? Зачем?», а также при выражении собственного отношения  к ситуации, мнения по проблеме, используя  персонифицированные фразы: «Я думаю, что…; откровенно говоря, Я могу / не могу с этим согласиться, трудно не признать, что… и т.д.,  потому что…»  

  • «провокационные утверждения» (такие как: «Закон джунглей был принят зверями и хорошо соблюдался только в их мире. В человеческом обществе  в нем не было необходимости») побуждают учащихся высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу, аргументировать ее, не соглашаться с «провокацией», а также имеют большое значение для развития речи учащихся на уроках, способствуя развитию мышления, умению излагать и доказывать собственную точку зрения, грамотно вести дискуссию.

Литература: Соловова Е.Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников //Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе», № 2 / 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучению чтения младших школьников на уроках английского языка

Методические рекомендации помогут учителям,работающим в начальной школе...

Обучение чтению на начальном этапе изучения иностранного языка

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты обучения чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в начальной школе.Указаны этапы работы с текстом, приведены различные ви...

Особенности обучения письму, грамматической и произносительной сторонам речи младших школьников на уроке иностранного языка.

ВВЕДЕНИЕ    В настоящее время статус ИЯ как средства общения и взаимопонимания становится все более значимым, что связано, прежде всего, с расширением экономических, политических ...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Выбирая методы педагогической деятельности, учитель обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, преподаватель сам решает, какие методы взять...

«Развивающие образовательные технологии и системно-деятельностный подход в обучении школьников на уроках иностранного языка»

«Развивающие образовательные технологии и системно-деятельностный подход в обучении школьников на уроках иностранного языка» - проект, целью которого является изучение системно-деятельностного подхода...

Обучение чтению младших школьников на уроках английского языка

Определены особенности чтения младших школьников на английском языке. Рассмотрены трудности, связанные с обучением чтению на английском языке в начальных классах. Дается анализ эффективных приемов и м...