Развитие умений восприятия речи на слух в среднем звене
статья по английскому языку

Дерюго Екатерина Викторовна

Аудирование - это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно должно занимать важное место на всех этапах обучения. В среднем звене этот элемент урока особенно важен, поскольку в этот период у подростков развиваются внимание и память. Чем активнее учащиеся будут воспринимать иноязычную речь на слух, тем лучше у них выработается перцептивный навык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения аудированию на уроках иностранного языка как виду речевой деятельности

Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. Аудирование - это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность. Аудирование должно занимать важное место на всех этапах обучения. В среднем звене этот элемент урока особенно важен, поскольку в этот период у подростков развиваются внимание и память. Чем активнее учащиеся будут воспринимать иноязычную речь на слух, тем лучше у них выработается перцептивный навык.

Следует отметить, что овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет:

  • учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь;
  • формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания;
  • воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке.

Кроме того, аудирование положительно сказывается на развитии памяти учащегося, даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, то есть перекодировать то, что он видит, на то, как это должно звучать.

При обучении аудиророванию используются следующие приёмы:

1) приём обучения учащихся распознаванию слов в потоке речи в сложных условиях восприятия;

  • Преподаватель, пользуясь кнопкой «Пауза» магнитофона, предъявляет звукозапись учащимся в виде фрагментов из 5-7 слов;
  • учащиеся хором повторяют прозвучавший текст на иностранном языке, а затем переводят;
  • учитель предъявляет следующий фрагмент;

-запись перематывается назад и прослушивается целиком.

Повторение текста вслух за магнитофоном с установкой на имитацию попутно позволяет отрабатывать фонетику изучаемого языка, включая интонацию, тренировать механизмы речедвигательного аппарата. Необходимость запоминания фрагмента для воспроизведения вслух тренирует кратковременную память учащихся. Воспроизведение смысла фрагмента на русском языке позволяет проконтролировать владение учащимися лексикой, а также позволяет расширить словарный запас за счет слов из текста тем, кому это необходимо. Данное упражнение носит комбинированный характер, что делает его особенно полезным.

2) последовательность действий учителя при работе над материалом в течение урока (используемся в действующих УМК):

  • снятие трудностей;
  • установка на работу с текстом и первое прослушивание;
  • прослушивание учащимися текста в записи или с голоса, проверка степени усвоения; -установкана второе прослушивание;
  • второе прослушивание;
  • детальная проверка степени усвоенности.

При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, так как игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью.

Данные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:

  1. научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
  2. научить выделять главное в потоке информации;
  3. научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
  4. развивать слуховую память учащихся;
  5. развивать слуховую реакцию.

Ряд аудитивных игр целесообразно проводить с помощью магнитофона. Это создаёт дополнительные трудности восприятия речи на слух, но вместе с тем повышает эффективность тренировки. Важно, чтобы магнитофонная запись звучала в естественном темпе и предъявлялась неоднократно.

Представляется также целесообразным использование песен на уроках английского языка Песни ' могут использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных навыков произносительных навыков, грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Ого помогают более прочно усвоить и расширить лексический запас, так как включают в себя новые слова к выражения. Кроме того, в песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьникое чувства языка, знакомит с его стилистическими особенностями.

На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал, песня стимулирует развитие навыков диалогической речи, помогает закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма, содействует эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, а благодаря аутентичности песен у учащихся появляется возможность овладеть подлинным разговорным языком.

На уроках английского языка существует возможность использования песен на всех этапах учебного процесса:

  1. для фонетической зарядки на начальном этапе;
  2. на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки учащихся в употреблении лексического и грамматического материала;

-. на • любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений - языковой компетенции учащихся;

как своего рода релаксацию в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

После прослушивания, которому должен предшествовать подготовительный этап, так как прослушивание песни представляет собой аудирование достаточно сложного уровня, проводятся задания различного типа, в зависимости от поставленной цели. Если цель - формирование коммуникативной компетенции, то и система упражнений направлена на то, чтобы сосредоточить внимание учащихся на тех элементах лексической или грамматической информации, которые содержатся в тексте.

С интересом учащиеся выполняют упражнения на понимание содержания песни, согласованию слов и выражений (matching), лексико-грамматические упражнения, а также упражнения на говорение с использованием слов песни и фантазии учащихся. Такого рода задания вносят разнообразие в урок, а также направлены на повышение мотивации учащихся в изучении английского языка.

При выполнении данного вида работы эффективность использования песни достаточно высокая Необходимо также помнить, что не только текст песни представляет для нас интерес, но и сама музыка которая создает благоприятную креативную атмосферу в классе, стимулирует воображение учащихся.

Такая комплексная подача новой информации, помимо проблемы снятия трудностей восприятия одновременно развивает у детей те каналы восприятия, которые у них недостаточно развиты. Опираясь ш зрительные образы, дети с хорошо развитым визуальным каналом восприятия развивают слух, так как ого все время слышат музыку и звуки иностранного языка, сопровождающие эти зрительные образы. Дела) разминку, танцуя или играя в определенную игру под музыку и в сопровождении английских фраз кинестетики привыкают запоминать необходимые для игры или песни слова и предложения.

Таким образом, обучение аудированию может проходить в интересной для ребят форме, что поможет' преодолеть комплекс страха перед ошибками и приведёт к конечному результату - формированию аудитивных умений у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Условия эффективной работы по развитию слухового восприятия речи"

Проблема эффективности процесса обучения и воспитания является одной из важнейших задач теории и практики обучения и воспитания....

Тестовый контроль аудирования как один из средств формирования механизмов восприятия речи на слух

Выступление на семинаре учителей иностранных языков по теме "Тестовый контроль аудирования как один из средств формирования механизмов восприятия речи на слух"...

Методическая разработка на тему "Система работы по культуре речи и стилистике в среднем звене общеобразовательной школы"

Перед современной школой стоит множество задач, одна из которых – формирование речевой культуры, являющейся показателем общей и коммуникативной культуры личности.Средний школьный возраст &ndash...

«Становление современной концепции развития слухового восприятия речи»

История вопроса развития слухового восприятия (РСВ) у детей с нарушением слуха свидетельствует о важности и необходимости совершенствования этой педагогической системы, которая имеет поступательный х...

Бумагопластика как средство развития творческих способностей и пространственного мышления школьников среднего звена

содержание1. Введение2История развития бумагопластики3.Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста4. Методы развития творческих способностей5. Пространственное мышление6 Заключе...

Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по английскому языку в среднем звене

D в данной статье содержится практический материал из опыта работы  учителя английского языка по развитию навыков аудиррвания, чтения, говорения, лексики и грамматики у обучающихся среднего звена...