Цифровой рассказ как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся
статья по английскому языку

в данной статье была рассмотрена сущность иноязычной коммуникативной компетенции; дана характеристика цифровому повествованию как проектной технологии с дидактическим потенциалом, позволяющим формировать не только предметные, но и метапредметные навыки и умения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kantseva_statya_mbou_sosh_34.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровой рассказ как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся

Канцева Д. Д., учитель английского языка

МБОУ «СОШ №34»

г. Кемерово

В процессе глобализации общество оказывает сильное давление на систему образования, чтобы она, в свою очередь, помогла учащимся адаптироваться в этом большом мире. Владение иностранным языком становится важным ресурсом. Одной из наиболее применяемой технологией на уроках изучения иностранных языков является цифровое повествование. Существует множество различных определений цифрового повествования, но в целом все они вращаются вокруг идеи объединения искусства рассказывать истории с цифровыми технологиями [2]. Цифровое повествование представляет собой смесь графики, текста, аудио и видео повествования, музыки, представляющую информацию по определенной теме. На сегодняшний день, основными форматами цифрового повествования являются: видео рисованное; нарратив анимированный; комиксы и раскадровки; видеомонтаж и веб-страница с мультимедийным содержанием [1]. Говоря о преимуществах использования цифрового рассказа в процессе обучения иностранным языкам, можно отметить, что создание медиапродуктов на базе цифрового повествования способствуют развитию УУД. Это творчески и критически мыслить, работать с информацией с использованием технологий, эффективно использовать как устную, так и письменную коммуникацию, работать в группах и создавать проектные работы, самостоятельно ставить учебные задачи. Следует отметить, что использование данной технологии в процессе обучения позволяет применять принцип сотрудничества. Педагог играет роль координатора, который помогает определить тему рассказа, составить структурный план, отобрать технические средства, используемые для создания повествования.

Цифровые рассказы могут быть эффективным образовательным инструментом для обучающихся всех возрастов. Обучающиеся, участвующие в создании цифровых рассказов, развивают коммуникативные навыки, учатся самостоятельно организовывать свою работу, задавать вопросы, выражать мнения и строить повествования. Цифровые рассказы с мультимодальным контентом, позволяющим представлять обычный рассказ при помощи вспомогательных медиа средств, можно успешно применять на уроках иностранного языка для формирования и совершенствования любого вида речевой деятельности: навыков устной речи; навыков аудирования; навыков чтения; навыков письма и лексико-грамматических навыков; социокультурных навыков. Так как целью обучения иностранному языку является развитие и формирование коммуникативных навыков, то, в первую очередь, цифровые рассказы должны быть направлены на навыки аудирования и говорения.

 Аудирование представляет собой процесс восприятия звучащей речи, предполагая улавливание, понимание и интерпретацию услышанной информации. Применение цифровых рассказов в процессе формирования навыков аудирования позволяет: научить учащихся понимать смысл высказывания; научить учащихся выделять главное в потоке информации; развивать слуховую память и слуховую реакцию; отработать применение нового лексического материала в контексте. Восприятие речи на слух тесно связано с процессом говорения: прослушивание текста может служить основой для дальнейшего обсуждения, а качество понимания прослушанного материала может быть проконтролировано путём ответов на вопросы относительно содержания прослушанного текста или при помощи пересказа. Таким образом, аудирование помогает подготовить обучающихся к процессу говорения.  

Применение цифровых рассказов в процессе формирования навыков говорения позволяет: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка; пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.

Применение цифровых рассказов в процессе формирования навыков чтения позволяет обеспечить: практическую направленность процесса обучения, дифференцированный подход в обучении, интегрированный и функциональный подход в обучении, доступность, посильность и сознательность обучения; комплексный подход к формированию мотивации. Таким образом, когда обучающиеся принимают непосредственное участие в разработке, создании и представлении цифрового рассказа перед ними открывается неограниченный доступ к материалам, способствующим большему погружению в языковую культуру; возможность общения с носителями языка, формируя естественную языковую среду и способность к межкультурному взаимодействию, что стимулирует образовательный и познавательный интерес.

Литература:

  1. Грушевская, В. Ю.  Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-tsifrovogo-storitellinga-v-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya/viewer/.- Загл.с экрана.- Яз.рус. (дата обращения 25.04.2021).- Текст: электронный
  2. Робин, Б. / Мощные инструменты для преподавания и обучения: цифровой рассказ.- URL:: https://www.coursera.org/learn/digital-storytelling/.-  Загл.с экрана.- Яз.рус. (дата обращения 25.04.2021).- Текст: электронный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции

Владение иностранным языком являются одним из условий формирования личности учащихся в свете требований глобализации общества. Иностранный язык обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативн...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в начальной школе»

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в начальной школе»...

Роль использования видеоматериалов на уроках иностранного языка в формировании иноязычной коммуникативной компетенции на примере немецкого обучающего сериала "Jojo sucht das Glueck"

Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей преподавателя является создание реальных и воображаемых ситу...

Мастер-класс "Прием РАФТ как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции"

Прием РАФТ способствует совершенствованию коммуникативной иноязычной компетенции с использованием метода критического мышления при обучении английскому языку....

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...

Выступление на тему "Цифровая образовательная среда на уроках иностранного языка и её роль в развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся"

Выступление на районном мероприятии для учителей иностранного языка  «Методический поезд»  «Использование современной информационно-образовательной среды на уроках иностран...