Метод проектов как педагогическая разработка
статья по английскому языку

Метод проектов как педагогическая разработка состоит из  исследовательских, поисковых, проблемных методов. Данный метод ориентирован на самостоятельную работу учащихся, которая в свою очередь может быть индивидуальной или групповой, которую обучающиеся выполняют на протяжении определённого промежутка времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipologiya_proektov_i_rabota_s_nimi.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как педагогическая разработка состоит из  исследовательских, поисковых, проблемных методов. Данный метод ориентирован на самостоятельную работу учащихся, которая в свою очередь может быть индивидуальной или групповой, которую обучающиеся выполняют на протяжении определённого промежутка времени.

Само слово «проект» переводится как «брошенный вперед» то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п. У каждого проекта есть свой алгоритм, который проводится на практике в следующем виде: «замысел – реализация – рефлексия».

Метод проектов – понятие довольно широкое, поэтому каждый проект имеет свою классификацию.

В нашей работе мы приводим следующие классификации проектов [1]:

1.        По ведущей (доминирующей) деятельности. В этой подгруппе различают следующие виды деятельности:

  • исследовательская,
  • поисковая,
  • творческая,
  • ролевая,
  • прикладная (практико-ориентированная),
  • ознакомительно-ориентировочная.

2.        По области, в которой используется проектный метод (предметно-содержательная область):

  • монопроект, используемый в определённой предметной области
  • межпредметный проект, объединяющий несколько предметных областей в одном проекте.

3.        По характеру координации проекта:

  • непосредственный (жесткий, гибкий),
  • скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4.  По характеру контактов среди участников проекта (которые могут быть как из одной школы, класса, города, региона, страны, или разных стран мира).

5. По  количеству участников проекта.

6. По продолжительности выполнения проекта. [2]

7. Итоговый проект (когда его результаты показывают уровень усвоения учениками учебного материала, причем на проект выносится только часть содержания учебного материала).

Проектный метод может выполняться с учениками не только в рамках уроков, но и в ходе факультативов по общеобразовательным предметам, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских и клубах.

Особенность реализации метода проектов в начальной школе состоит в том, что проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют применять абстрактные приемы деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта.

Темы, которые выбираются для проектов, тесно связаны с предметным содержанием, т.к. наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, на основе анализа опыта и проблем [2].

Главное отличие  основе метода проектов от других педагогических технологий заключается в том, что при выполнении проекта перед его участниками лежит решение задач, которые формируются в определённой проблемной области деятельности.

Как и каждая педагогическая технология метод проектов имеет определённые условия и этапы реализации. В работу над проектом обычно ходят следующие этапы:

  • подготовка,
  • планирование,
  • исследование,
  • получение результатов и выводов,
  • представления отчета,
  • оценка результатов и процесса.

Подробно каждый из этапов метода проектов мы наглядно представили в таблице 1.

Таблица 1

Этапы реализации метода проектов [3]

Виды деятельности

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение целей и темы проекта

Обсуждают предмет с учителем, устанавливают цели

Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей

Планирование

Определение источников информации.

Определение методов исследования.

Распределение задач между членами группы.

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Выполняют исследование

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Получение результатов

Анализ информации, решение промежуточных задач

Анализируют информацию

Наблюдает, советует

Представление отчетов

Различные виды отчетов: устный, компьютерная презентация,

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает вопросы

Оценка результатов

Участвует в оценке путем коллективного обсуждения

Оценивает усилия учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов

Рассмотрим каждый этап отдельно и подробно.

I этап. Здесь происходит актуализация знаний по выбранной учениками тематике, применяется «мозговой штурм»; выполнение компетенции каждого участника, образуются группы, определяются под темы и формулируется общая исследовательская задача. Для того, чтобы этот этап прошёл наиболее эффективно, он должен быть краткосрочным. Целесообразно использовать введение игрового опыта социализации.

II этап – это самостоятельное исследование учеников, на этом этапе учащиеся самостоятельно отбирают необходимые источники  информации, анализируют и интерпретируют данные, выбирают лидера группы, распределяют обязанности в группе. Уже на этом этапе каждый участник группы может проявить себя как творческая личность. Учитель выступает в роли наблюдателя. Чтобы работа учеников на этом этапе прошла успешно, рекомендуется проводить групповую рефлексию[3].

III этап  - это выстраивание общей логической схемы презентации собранной и приготовленной информации по изучаемой проблеме и “проецирование” информации на личность учащегося.

IV этап – это  презентация подготовленного учениками материала. Этот этап важен, так как здесь формируются и развиваются навыки публичных выступлений и защиты своей позиции в ситуации успеха. Здесь также нельзя обойтись без рефлексии, чтобы учащиеся смогли увидеть какой большой путь они прошли, создавая проект и чему они в итоге научились, что можно было бы исправить, а что стоит взять на заметку при решении следующих проектов.

Представление проектов, полная презентация материала может представляться в различных формах, в зависимости от группы, составляющей проект, считается целесообразным ограничение по времени 5-7 минут, а также визуализация проделанной учащимися работы. Оценка результатов осуществляется с точки зрения творческого и личностного вклада каждого участника проекта [3].

Исходя из логики создания ситуации успеха, нельзя оценивать только полученный материал и ошибки. Безусловно, в работе над проектом возникают свои сложности, такие как шум, большие временные затраты, но все они снимаются достигаемой результативностью деятельности и положительными изменениями во всех аспектах развития личности.

  1. Ахраменко Е. В. Проект на уроке английского языка / Е. В. Ахраменко // Молодой ученый. - 2013. - №12- С. 404-406.
  2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.- М., 2003.- №12.- С.23-28.
  3. Пикеева Е. Н. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. Н. Пикеева // Молодой ученый. - 2014. -  №7. - С. 534-536.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как педагогическая технология в преподавании информатики

В образовании происходит переход от обучения "знаниям, умениям и навыкам" к компетентностному подходу. И это потребует изменения всех соствляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и мет...

Метод проектов как педагогическая технология.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным ...

Метод проектов-инновационная педагогическая технология, фактор повышения качества образования

Метод проектов-инновационная педагогическая технология, фактор повышения качества образования...

Презентация к выступлению "Применение метода проектов в педагогическом взаимодействии"

В презентации представлены подходы к пременению метода проектов в учебном взаимодействии, представлены примеры реализованных проектов в курсе русского языка....

"Метод проектов, как педагогическая технология на уроках ОБЖ"

Как учитель ОБЖ я столкнулась  со следующей проблемой: уроки ОБЖ по изучению теоретического материала построены в основном на том принципе, что учитель даёт своим ученикам готовый материал, а зад...

Метод проектов,как средство разработки и внедрения педагогической инновации в ДОУ

метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше...

Метод проектов,как средство разработки и внедрения педагогической инновации в ДОУ

метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше...