Метод проектов как педагогическая технология в преподавании информатики
статья по информатике и икт по теме
В образовании происходит переход от обучения "знаниям, умениям и навыкам" к компетентностному подходу. И это потребует изменения всех соствляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одним из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу является использование активных методв обучения в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_kak_pedagogicheskaya_tehnologiya_v_prepodavanii_informatiki.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как педагогическая технология в преподавании информатики.
“… модернизация предполагает ориентацию образования не
только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и
развитие личности, его познавательных и творческих способностей”.
(Из концепции модернизации образования)
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности.
Одной из характерных черт современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить, «переварить» учащемуся. При этом увеличение объема учебной информации увеличивается во всех учебных дисциплинах.
В образовании происходит переход от обучения «знаниям, умениям и навыкам» к компетентностному подходу. И это потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Я считаю, что одним из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу является использование активных методов обучения в учебном процессе.
Для того, чтобы добиться нужного результата в обучении, необходимо решить не только «Чему учить?», но и ответить на вопрос «Как учить, чтобы студент захотел сам учиться?». Одним из способов организации учебного процесса, стимулирующих активность студентов, является творческое задание: выполнение исследовательских работ, подготовка докладов, разработка учебных проектов.
Подробнее хочу остановиться именно на методе проектов. Почему? Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям 21 века, так как он предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Информатика находится в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода. Если рассматривать разные методы обучения в единой цепи, то проектную деятельность на уроках информатики можно поставить во главу угла, а из нее уже вытекают другие методы работы.
В последние годы в техникуме активизировалась работа по развитию исследовательских умений студентов. Студенты готовят рефераты, презентации к ним, выступают на научно – практических конференциях, проводимых в техникуме. Одним из направлений развития исследовательских умений считаю включение студентов в проектную деятельность.
Начать хотя бы с созданий учебных проектов. Это и возможность обновления методического материала, изучение новых технологий, новых идей. Более интересным, на мой взгляд, являются исследовательские проекты. Работы, выполненные под руководством преподавателя, по исследованию некоторой проблемы. И высокий уровень – творческие проекты, которые студенты выполняют самостоятельно – от выдвижения идеи и до реализации на компьютере.
К достоинствам проектной технологии можно отнести:
- ситуацию успеха, которую попадает студент благодаря свободному выбору тематики учебного проекта;
- психологический комфорт, так как работать над учебным проектом может работать как в одиночку, так и в группе;
- повышение исследовательской, проектной, речевой культуры студента в процессе выполнения и защиты проекта;
- комплексный межпредметный подход к работе (ни один учебный проект не может быть ограничен узкой рамкой предметности, так как в любом случае изучаются и исследуются смежные научные области);
- развитие коммуникационной культуры студентов;
- улучшение структуры взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Следующим направлением проектной деятельности считаю участие студентов в международных и общенациональных сетевых проектах. Сетевые проекты позволяют:
- получить студентам представление о современных направлениях развития ИКТ в мире, об уровне владения средствами ИКТ другими ребятами из других стран и регионов;
- поставить процесс освоения коммуникативных технологий на новую ступень - процесс не надуманного, а реального общения посредством ИКТ (регистрация, оформление заявки, получение регистрационного номера, улаживание проблемных вопросов и другое, вплоть до отправки работ);
• в основу учебной деятельности положить сотрудничество, так как преподаватель заранее не знает тему проекта, поэтому он сам выступает в роли ученика.
Думаю, студенты будут с удовольствием и упорством трудиться над осуществлением учебного проекта, если преподаватель является вдохновителем и энтузиастом. Результатом использования метода проектов является интеллектуальная раскрепощенность студента на занятиях, как следствие - его успешность. Понимание роли компьютера как средства обработки информации снимает психологическую зависимость от компьютерных игр. Учащиеся овладевают информационной культурой и культурой здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Метод проектов как педагогическая технология.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным ...
Метод проектов-инновационная педагогическая технология, фактор повышения качества образования
Метод проектов-инновационная педагогическая технология, фактор повышения качества образования...
ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Использование педагогические технологий таких как: личностно ориентированный подход, здоровье сберегающие технологии, ТРИЗ-технологии, метод проектов. А также использование информац...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...
"Метод проектов, как педагогическая технология на уроках ОБЖ"
Как учитель ОБЖ я столкнулась со следующей проблемой: уроки ОБЖ по изучению теоретического материала построены в основном на том принципе, что учитель даёт своим ученикам готовый материал, а зад...
Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в преподавание адыгейского языка
Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в ...