Дидактические игры на уроках английского языка в начальной школе
статья по английскому языку

Статья посвящена игровым методам обучения языку, роли игры в начальной школе, причинах, способах  использования и результате игровой деятельности на уроке. Статья содержит примеры 6 дидактических игр, которые с успехом можно использовать на уроке на начальном этапе обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках английского языка в начальной школе

Игра – неизменный спутник детства. Нет таких детей, которые бы не хотели или не любили играть. Что же привлекает детей в игре? Если вы их спросите, почему они любят играть, то, по всей вероятности, получите краткий, бесхитростный ответ: потому, что интересно.

В современной возрастной психологии игра традиционно считается ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. С приходом в школу учебная деятельность закономерно сменяет игровую, учение становится главным делом на длительный период времени. Тем не менее, сейчас появляется много игровых методик, направленных на обучение и развитие младших школьников и даже учеников средней и старшей школы. Игра признана универсальным методом обучения, и на сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что в мире нет ни одного педагога, сомневающегося в её эффективности и не применяющего её на практике.  

Соединение игры с учебным процессом является именно той формой проведения урока, при которой занятие становится полезным и, одновременно, увлекательным для ребёнка.

Что же даёт использование игры в процессе обучения? Игра

  • позволяет адаптироваться к школе первокласснику, в жизни которого, как уже упоминалось раньше, игра до недавнего времени играла не последнюю роль;
  • активизирует мыслительные процессы у учащихся, учит сравнивать, анализировать, обобщать;
  • облегчает процесс запоминания, который осуществляется благодаря многократному повторению учебного материала, но не надоедает, потому что проходит в интересной, увлекательной для ребёнка деятельности. При этом используется непроизвольное запоминание, которое, всё ещё, остаётся более продуктивным, нежели процесс заучивания. Игра способствует развитию всех видов памяти ребёнка: зрительной, слуховой и двигательной;
  • концентрирует внимание учащихся на учебном процессе, что немаловажно, так как непроизвольное внимание преобладает, и детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности;
  • вносит разнообразие в учебный процесс, снимает напряжение после трудного упражнения или объяснения нового материала;
  • учит взаимодействовать друг с другом, работать в коллективе.

Причин, по которым целесообразно использовать игровые методы на уроках в начальной школе, а конкретнее, на уроках английского языка, великое множество, но самая главная, на мой взгляд, причина – это то, что игра может выступать мотивом изучения иностранного языка. Ребёнок не общается по-английски в повседневной жизни, а возможность использования своих знаний в далёком будущем не является для него привлекательной. В игре он может применить свои знания на практике уже в процессе обучения, проконтролировать их и получить удовлетворение от своей работы, несмотря на то, что его умений ещё недостаточно для того, чтобы легко общаться на иностранном языке. Создаётся приятная психологическая атмосфера, формируется положительное отношение детей к изучению иностранного языка.

Несмотря на множество причин, указывающих на полезность использования игровых элементов в обучении младших школьников, до недавнего времени это мало учитывалось при написании учебников, которые мало чем отличались от учебной литературы для взрослых.

Преподаватели иностранного, а в частности, английского языка, в наше время получили возможность изучить зарубежные источники, многие учителя работают по учебникам издательств Express Publishing, Longman, Macmillan, в которых активно используются игровые приёмы.

Авторы отечественных учебников нового поколения используют в своей работе опыт зарубежных коллег, заимствуют и придумывают новые игры, которые могут облегчить работы учителю и обучение ребёнку.

Приведу примеры подобных игр, особенно популярных среди моих учеников. Некоторые из них были найдены мной в печатных изданиях, другими поделились мои коллеги, третьи появились благодаря моей работе с младшими школьниками, которые любят соревнования, конкурсы и призы, и просят придумать для них занимательное задание, в котором они могли бы проявить себя и получить удовольствие от самого процесса игры. Все эти игры могут использоваться на уроке и, как показывает практика, очень нравятся детям, а также дают неоспоримый результат.

Все игры можно условно разделить на подвижные и сидячие. Первые можно только ограничено использовать на уроке, так как они требуют большого пространства, а также производят много шума, что нежелательно по причине проведения уроков в соседних классах.

В любую подвижную игру, в которую дети много раз играли в детском саду, можно играть и на английском языке, попутно обучая английской терминологии и, приучая детей общаться во время игры только по-английски. Это снимает психологический барьер общения на иностранном языке. Дети, следя за игрой, через некоторое время забывают, что их чему-то учат. Они просто играют.

Так можно играть в пятнашки, в кегли, в классики, прятки и даже в бейсбол, где также можно дать детям сведения страноведческого характера. Но, как уже упоминалось ранее, эти игры не удобны для использования на уроках, кроме того, они не имеют конкретной учебной задачи и могут быть использованы только во внеклассных мероприятиях для общего развития.

Поговорим о тех играх, которые содержат элементы движения, но могут проводиться и в классе, в условиях недостатка пространства. Некоторые можно использовать для закрепления изучаемой в данный момент лексики, другие во время физкультминутки.

А. Подвижные игры.

1. Simon Says. (Саймон говорит)

Цель – повторение глаголов движения, повелительного наклонения глаголов, частей тела, школьных принадлежностей, мебели, развитие произвольного внимания.

Материал – не требуется.

Описание.

Ведущий командует всей группе выполнить какое-нибудь движение, например, похлопать в ладоши, прикоснуться к одной из частей тела или деталей одежды, взять в руки какой-нибудь предмет. Все играющие должны выполнять его команды, но только в том случае, если фраза начинается словами «Саймон говорит». Тот, кто ошибся, и начал двигаться, садиться на своё место. Игра продолжается до тех пор, пока останутся стоять только 1-3 человека. Они считаются победителями. Вначале роль ведущего берёт на себя учитель, затем это может быть один из учеников, хорошо запомнивший команды. Ведущий может подсказывать своими действиями, что надо делать, если играющие не помнят команду, или же сбивать своими действиями: двигаться, когда нужно стоять или выполнять не то движение, если играющие уже хорошо знают команды. Игру можно использовать во время физкультминутки.

Вариант – вместо слов «Саймон говорит» использовать «пожалуйста» в конце команды.

Объяснение.

(На доске рисунок, изображающий короля.)

This is Simon. He is a king. You must do what Simon says.

Simon says. “Clap you hands”.

Simon says, “Stamp your feet”.

Simon says, “Spin around”.

Now listen carefully. If Simon doesn’t say it, don’t do it.

Jump. Simon doesn’t say it. Sit down.

2. Verb Tennis. (Глагольный теннис)

Цель – закрепление знания трёх форм неправильных английских глаголов.

Материал – мяч.

Описание.

Класс делится на 2 команды. Игроки первой команды кидают мяч второй команде, при этом называя 1 форму глагола (инфинитив). Игроки второй команды должны вернуть мяч, назвав вторую форму (форму прошедшего времени). Если они не успевают за несколько секунд назвать её или называют её неправильно, первая команда получает очко. Первая команда, кидая второй раз, должна назвать третью форму глагола (причастие прошедшего времени). Очки считаются как в обычном теннисе.

Объяснение.

We have 2 teams. First team! You have a ball/ Serve it to the second team and name an irregular verb. For example, drink. Second team! You have to return service and name the 2nd form of the verb drink. What is it? Drank. That’s right! First team! You have to name the 3rd form of the verb. Drunk. Correct! If you don’t know the form, the other team gets a point. Name it quickly!

Вариант.

Есть возможность точно также играть, повторяя сравнительную и превосходную степень имени прилагательного. (Особенно, если есть надобность повторить различие в образовании этих форм у односложных и многосложных прилагательных.).

3. Construct a Sentence. (Живое предложение).

Цель – обучение построению утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений.

Материал – слова, написанные на карточках.

Описание.

Дети делятся на 2 команды. Каждой команде выдаётся 1 комплект карточек. Каждый игрок должен держать только 1 карточку. По сигналу каждая команда должна построиться так, чтобы получилось правильное предложение.

Объяснение.

We have 2 teams. Each member of the team has a card with a word on it. When you’ll hear the music, try to find your place in the sentence/ The team? Which does it faster, gets one point. The team with the most number of the points is the winner.

Вариант.

Дети работают в парах за столом. У каждой команды набор карточек. По сигналу нужно поставить карточки в правильном порядке.

В. Сидячие игры.

1. What’s missing? (Что пропало?)

Цель – заучивание или закрепление лексики, пройденной на уроке.

Материал – карточки с изображением нужных предметов.

Описание.

Дети повторяют за учителем слова, при этом карточки помещаются на доску. Затем дети закрывают глаза, а учитель прячет одну или несколько карточек (в зависимости от сложности слов). Дети должны угадать, что пропало.

Объяснение.

Memorize the words. Close your eyes.

Sleep my baby.

Do not cry.

You can see a Lalibye.

Put your nose onto your pillow

And bye-bye, bye-bye, bye-bye.

Wake up. What’s missing?

2. Chain. (Цепочка).

Цель – заучивание слов по определённой теме.

Материал – не требуется.

Описание.

1-й играющий называет слово по выбранной теме. 2-й повторяет названное слово и говорит своё. Выигрывает тот, кто назвал наибольшее количество слов по порядку, не забыв и не перепутав ни одно из них.

Объяснение.

Name the animal.

  • a cat

Repeat the word and name another animal you know/

  • a cat and a dog

Repeat two words and add your animal.

  • a cat, a dog and a tiger
  • a cat, a dog, a tiger and an elephant …

3. Bingo. (Бинго).

Цель – заучивание или повторение лексики по любой теме, обучение чтению.

Материал – карточки со словами, фишки, большие карточки со словами учителя или картинки с изображением нужной лексики.

Описание.

Учитель раздаёт ученикам карточки (по 10-25 слов каждая). Слова могут быть заранее написаны или же дети сами списывают их в произвольном порядке с доски. У каждого играющего должен быть набор фишек, которыми он будет закрывать названные слова. Ведущий (учитель или хорошо читающий ученик) читает слово с большой карточки и вывешивает её на доску. Все игроки должны найти это слово на своей карточке и закрыть его фишкой. Выигрывает тот, кто первый закроет 1 ряд по горизонтали (10-25 слов), по вертикали или диагонали (25 слов) и крикнет «Бинго!» Правила можно усложнить тем, что претендующий на победу должен прочитать те слова на карточке, которые от закрыл. Играть можно до тех пор, пока не образуется 3-4 победителя.

Существует несколько вариантов игры, которые выбираются учителем в зависимости от подготовки учащихся и степени их знакомства со словами.

Варианты правил игры:

1. Учитель читает слово и вывешивает карточку на доску, чтобы плохо читающие ученики могли найти слово, сличая его буква за буквой со словом на карточке.

2. Слово вывешивается на доску, но читают его сами учащиеся.

3. Учитель читает слово, произносит его по буквам, но на доску не вывешивает.

4. Слово читается, но не вывешивает и по буквам не произносится.

5. Предъявляется только картинка, слово не произносится. Ученик должен вспомнить слово, как оно пишется, и закрыть его на совей карточке.

6. Даётся описание слова по-английски, но само слово не произносится и на доску не вывешивается.

Варианты лексических тем:

1. Учитель называет единственное число имён существительных, дети ищут множественное число (Особенно это касается исключений).

2. Инфинитив – форма прошедшего времени.

3. Имя прилагательное – его сравнительная или превосходная степень.

4. Числительные (Учитель вывешивает слово, дети ищут цифру).

5. Буквы алфавита. (Можно поместить на карточку и заглавную, и строчную буквы, а дети должны будут найти букву по названию, или на карточке размещается строчная буква, а доске вывешивается заглавная).

6. Рифмующиеся слова.

7. Синонимы.

8. Антонимы.

9. Страны – их столицы.

10. Вопросы – ответы.

11. Названия цветов – цветные карточки.

12. Личные и притяжательные местоимения.

В этой игре можно отрабатывать лексику по любой теме с различными вариациями. Она никогда не наскучит.

Объяснение.

You have got a card with 25 words. I have got 25 cards with the same words. I’ll read one of the words and tack the card with it on the board. Cover the same word on your card. When you cover 5 words in a straight line – horizontally, vertically or diagonally – call out “Bingo!” and you are the winner!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на уроках английского языка в начальной школе

Язык очень тесно переплетен с культурными особенностями страны. В основу работы большинства зарубежных учебников положена коммуникативная методика. Я использую игры, предлагаемые авторами – носителями...

Обучающие игры на уроках английского языка в начальной школе

Презентация посвящена обучаюшим играм на уроках английского языка...

Статья : Игры на уроках английского языка в начальной школе

Статья : Игры на уроках английского языка в начальной школе.Интересным и эффективным способом обучения лексики на уроках английского языка является игра. Об обучающих возможностях использования игрово...

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

Статья по английскому языку "Игры на уроках английского языка в начальной школе".

Статья для преподавателей английского языка, работающих в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Ф.И.О. Смирнова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов, город Санкт-Петербург  Использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития по...

"Дидактические игры на уроках английского языка в начальных классах"

Хорошее влияние дидадиктических игр на развитие навыков во время урока английского языка...