Статья по английскому языку "Игры на уроках английского языка в начальной школе".
статья по английскому языку
Статья для преподавателей английского языка, работающих в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_imeet_bolshoe_znachenie_v_zhizni_rebenka.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
"Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет". А.С. Макаренко
Новые образовательные стандарты подчеркивают, что стратегической целью обучения иностранным языкам сегодня является формирование и развитие межкультурной компетенции, готовности и умения эффективно участвовать в межкультурном общении. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход к учащимся, что побуждает их к большей самостоятельности и активности. Английский язык в настоящее время приобрел статус языка глобального общения. Таким образом, основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных умений. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Для этого необходимо превратить каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса обучения. Учителю иностранного языка нужно организовывать урок так, чтобы учащиеся осознавали необходимость изучения иностранного языка, на уроке не просто узнавали что-то новое, а решали определенную коммуникативную задачу. Для этого необходимо превратить каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса обучения. Иностранный язык как предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе. Другими словами, обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры.
Игровые технологии решают дидактические, развивающие, воспитывающие и социализирующие задачи. Игра является естественной для учащегося формой обучения, так как через нее удобно нам, взрослым, дать учебный материал, а детям удобно и естественно его взять. Иными словами, игра – это деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного материала, влияющего на развитие психики ребенка. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы организовать эту исследовательскую работу учеников, а чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым не для получения оценки, а просто потому, что для него языковая коммуникация стала потребностью.
Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Играя ребенок как бы примеряет на себя те или иные роли, познавая таким образом окружающий мир, легко усваивает сложнейшие понятия. Поэтому в каждый урок я включаю различные игровые моменты: и игру в мяч, и разные игрушки, которые помогают делать урок зрелищным, и игрушечный телефон, по которому дети звонят друг другу, дети приходят в театр кукол, магазин игрушек, школу зверей, на спортивный праздник и т.д. У детей очень хорошая память на то, что их волнует, что им нравится. Играя, ребенок преодолевает барьер страха, освобождается от физического переутомления. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Незаметно усваивается материал и возникает чувство удовлетворения. Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразные формы работы и поддерживать внимание учащихся на уроке.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
- Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков.
- Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре. Учащимся вводятся фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
- Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир.
- Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
- Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
- Психологическая функция - состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.
- Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Эффективность игры как методического приема обучения повышается, если учитель правильно определит продолжительность речевого общения участников. Продолжительность оптимальной работоспособности учащихся младших классов в общении достигает пяти минут. Целесообразность использования игр в начальных классах обусловлена тем, что дети отдают предпочтение групповой форме учебной работы. Для них совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Игры полезно проводить на любом этапе урока, но иногда лучше использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Во время игры учащихся не следует прерывать, так как это нарушает атмосферу общения. Психологи отмечают, что люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника.
Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
В настоящее время в распоряжении учителя английского языка находится арсенал современных игровых пособий, позволяющий преодолеть однообразие в учебной деятельности, сделать урок более динамичным, интересным и, как следствие, повысить его эффективность.
Ученики обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать, поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго. И, безусловно, ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться.
Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка. Все существующие классификации очень условны.
По теории М. Ф. Стронина «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
1. Лексические игры;
2. Фонетические игры;
3. Орфографические игры;
4. Грамматические игры;
5. Творческие игры.
В данной работе я предлагаю вам варианты игр для начального уровня, которые с успехом опробованы. Это лишь модели и образцы, которые вы можете менять и расширять, а так же использовать именно в том порядке, в каком даю их я.
Лексические игры.
Цели: - познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями; - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; - активизировать речемыслительную деятельность учащихся; - развивать речевую реакцию учащихся.
1. Цифры.
Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
2. Числительные.
Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.
Ход игры: образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
3. Цвета
Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.
4. Pantomime
Игра на закрепление лексики "Утро школьника”.
Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какое-либо действие.
Учитель: Guess what each pupil is doing.
Pupil 1: This boy is doing his morning exercises.
Pupil 2: That girl is washing her face.
Pupil 3: This boy is putting on his red scarf.
и т.д.
5. Family
Выбираем ведущего и группу из 5-6 учеников.
Ученик-ведущий выходит из класса, а учитель говорит каждому из группы, кто будет исполнять какую роль (мать отец, сын и т.д.).
Дети начинают чем-либо заниматься.
Возвращается ведущий и, глядя на группу учеников, отвечает на вопросы учителя: Who are they? What are they doing?
6. Clothes
Учитель дает ученику 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их классу, называя на английском.
Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет.
Who is the first?
Каждому из играющих учеников выдаем листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор картонных квадратов с буквами алфавита.
Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета.
Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв.
Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение.
Победитель тот, кто справится с заданием первым.
7. Time
Дети разбиваются на две команды. Игра имеет несколько вариантов.
1. Берут макет часов со стрелками, которые легко двигать. Передвигая стрелки, учитель по-очереди спрашивает учеников из обеих команд What time is it now? За каждый правильный ответ команда получает один балл.
2. Учитель начинает рассказ, но не заканчивает последнее предложение. Например, I have a friend. Her name is Anna. She gets up at…. И ставит стрелки на 7 часов. Ученик повторяет последнее предложение и заканчивает его словами seven o’clock in the morning. Если он ошибается, команда получает минус. Выигрывает та команда, игроки которой допустили меньше всего ошибок.
3. Учитель ставит стрелки часов на 7:15 и просит каждого сказать, что он делает в это время. Ответы могут быть такими: I open the window and do my morning exercises at 7:15. My mother lays the table at 7:15.
4. С помощью макета часов можно повторять или закреплять употребление глаголов в прошедшем или будущем времени. Учитель, передвигая стрелки, спрашивает: What did you do yesterday at half past four? What will you do on Tuesday at a quarter to 5?
8. Crossing the river
На доске схематично изображен ручей. Две команды переходят через него в разных местах по камушкам, условно обозначенным квадратиками (по 10 квадратов на каждую команду). Чтобы наступить на камень, в каждый квадрат надо вписать слово из пройденной темы.
Если слово написано неправильно или не соответствует теме, команда пропускает ход.
Выигрывает та команда, которая быстрее переберется через ручей.
9. Цветик-семицветик
Оборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками.
Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.
P1 : This is a blue leaf.
P2 : This is a red leaf., etc.
10. Последняя буква
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовет слово.
11. Самый интересный рассказ
Цель: образуются две команды. Каждой дается задание составить рассказ на определенную тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок
12. Снежный ком. Это упражнение тоже можно варьировать от элементарного, когда задачей учеников является просто повторить предыдущие слова и добавить свое или обогатить первоначальное предложение, при каждом новом ответе добавляя к нему еще одно слово, до довольно сложного – создать усилиями группами мини-рассказ с использованием лексики по теме.
13. Знаете ли вы животных?
Представители от каждой команды по очереди произносят названия животных: a fox, a dog, a monkey и т. д. Побеждает тот, кто последним назовет животное. Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения.
Фонетические игры
1. Пчелки. Ход игры: учитель рассказывает детям, что одна пчела английская (и это видно по ее костюму), другая – русская. Пчела английская жужжит [ð], а русская [з]. Пчелки встретились на цветке и беседуют друг с другом, делясь новостями. (Попеременно чередуются [ð], [з]).
2. Скороговорки. В качестве фонетических игр можно использовать скороговорки, проводя соревнование, кто лучше и быстрее произнесет скороговорку.
1. Pat’s black cat is in Pat’s black hat. 2. If you, Andy, have two candies give one candy to Sandy, Andy. 3. A cup of nice coffee is in nice coffee-cup. 4. Geb is Bob’s dog. Tob is Mob’s dog. 5. Pat keeps two pets.
Орфографические игры.
1. Буквы рассыпались. Цель: формирование навыков сочетания букв в слове. Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слова и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
2. Дежурная буква. Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове. Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, преподаватель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?» Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).
3. Вставь букву. Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала. Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Например: англ. c…t, a…d, a…m, p…n, r…d, s…t, r…n, t…n, o…d, t…a, l…g, h…n, h…r, h…s, f…x, e…g, e…t, d…b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).
Игры для работы с алфавитом.
4. Кто быстрее? Цель: контроль усвоения алфавита.
Ход игры: обучаемым раздаются по 3-5 карточек с буквами и предлагается внимательно их рассмотреть. Затем преподаватель называет букву, а те, у кого есть карточка с названной буквой, быстрее ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Преподаватель проходит между рядами и собирает карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других остается без карточек.
5. Решите чайнворд, вписав в его клеточки антонимы данных слов: late, no, big, more, buy,short, bad, far, poor, low, cold, thin. Key: early, yes, small, less, sell, long, good, down, near, rich, high, hot, thick.
Грамматические игры
1. Испорченный телефон. Ученик рассказывают своим новым друзьям по телефону о себе, но телефон плохо работает. Друзья плохо слышат, и им приходится переспрашивать. - My name is Peter. - Is your name Pam? - No, my name is not Pam. My name is Peter. I have a sister. Etc.
2. Любопытный Незнайка. Дети встают в круг и бросая мяч друг другу, задают вопрпосы и отвечают на них. Игру начинает Незнайка. - Can you run? – Yes, I can. - Can you play football? - No, I can’t
3. «Переводчик» с мячом. Дети встают в круг 1 ученик бросает мяч и рассказывает о себе, 2 ученик ловит мяч и рассказывает о 1 ученике, затем он бросает мяч следующему и рассказывает о себе и т.д. (I like to play. She likes to play. I can play the piano. He can play the piano.)
4. При изучении Present Simple Tense играем в такую игру. Учитель бросает мяч одному из учеников и спрашивает: -What do you do in the morning? Тот должен быстро ответить на вопрос и бросить мяч обратно. Учитель бросает мяч другому ученику и задает тот же вопрос. Ответы не должны повторяться. Тот, кто не ответил на вопрос или повторил сказанное предложение, выбывает из игры.
5. Have you …Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have.
На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему : Have you got a cat? Have you got a dog? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку.
6. При изучении глагола “to have” играем в игру “Magic sack”. У меня в пакете лежат разные игрушечные звери. Ученики подходят, не заглядывая в пакет, трогают одну из игрушек, говорят: “You have got a cat ,” а затем достают эту игрушку. Если отгадали, получают очко. Побеждает команда, у которой больше очков.
7. Когда учим предлоги, играем в такую игру. Группа учеников выстраивается у доски. Ведущий старается запомнить, кто где стоит. Затем он выходит из класса, а ученики меняются местами. Задача ведущего – поставить всех на прежнее место. Для этого он дает следующие распоряжения: Misha, stand in front of Oleg! Sveta, stand between Olga and Sasha!
Почему игры повышают эффективность обучения?
- Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: и учитель, и учащиеся общаются на английском языке.
- Во-вторых, скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.
- В-третьих, учащиеся получают наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют роевые игры.
- В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно.
- В-пятых, ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.
Обучающие игры (лексические, грамматические, ролевые) являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке.
Играя с моими учениками, я придерживаюсь следующих правил:
1)простота объяснения. Правила игры должны быть просты. Я думаю, лучше всего объяснить правила игры на родном языке учеников, а оставшееся время потратить на саму игру.
2)отсутствие дорогих и сложных материалов для игры.
3)универсальность. Я люблю игры, которые можно легко подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.
Итак, можно с уверенностью сказать, что применение игровых технологий является одним из средств обучения английскому языку, дает хорошие результаты, повышает интерес учеников к изучению языка, концентрирует их внимание, повышает активность. А так же вносит в урок элемент соперничества, позволяет сконцентрировать внимание ребят на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.
Список литературы: 1. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранному языку / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. - Начальная школа: Методич.пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004 – 240 с. – (Методика). 2. Латышева И.Р. Учись, играя. Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе // Английский язык. – 2012, № 8. - с. 5. 3. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М., 1999. – 127 с. 4. Ролевые игры в образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://orkclub.ru/biblioteka/bibri/bibriother/114-rolevye-igry-v-obrazovanii.html /. 5. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка [Текст] / М.Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984 - 370 с. 6. Конышева А.В. Английский для малышей. СПб- Каро, 2004 7. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб -Каро, ,2006 8. Шишкова И.А. Английский для малышей. М –Росмэн, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в начальной школе
в данной работе используется теоретический материал и даётся практическая направленность...
Активные методы обучения на уроке иностранного языка в начальной школе
Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. В ...
Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)
Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...
Мастер класс «Современный урок в контексте реализации ФГОС: Урок немецкого языка в начальной школе. Портфель достижений»
Данный мастер класс был представлен на НПК ВШЭ в Г. Перми...
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...
Методическая разработка по иностранному языку (2 класс) на тему: Игры на уроках немецкого языка в начальной школе
Методическая разработка по иностранному языку (2 класс) на тему: Игры на уроках немецкого языка в начальной школе...
Статья "Технология формирующего оценивания на уроках бурятского языка в начальной школе"
Технология формирующего оценивания позволяет отследить прогресс каждого ученика....