«Исследовательская деятельность по английскому языку как инструмент реализации ФГОС»
статья по английскому языку (10 класс)
Использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют у учащихся умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы. Исследовательская деятельность стимулирует интересы школьников и развивает их желание учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_po_angliyskomu.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Исследовательская деятельность по английскому
языку как инструмент реализации ФГОС»
В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют у учащихся умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы. Именно исследовательская деятельность стимулирует интересы школьников и развивает их желание учиться.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Проводя исследование, учащиеся не только находят решение проблемы, но и пытаются применить теоретические знания на практике во время уроков английского и русского языков.
Исследовательская деятельность имеет большую образовательную ценность, поскольку формирует у учащихся все виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. У школьников формируется социальная компетенция, развивается чувство ответственности, проявляется самостоятельность и способность к самореализации.
Практика показывает, что исследовательская деятельность ведется во многих общеобразовательных учреждениях, но делается это в основном через творческие объединения дополнительного образования – школьные научные общества, ведутся и элективные курсы по данному направлению, занятия внеурочной деятельности.
Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать
себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований. Учебное исследование отличается от научного тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну.
Задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.
С прошлого года я являюсь научным руководителем, курирующим исследовательские работы по языкознанию. За эти время появились свои наработки и подходы к развитию у детей навыков ведения исследовательской работы. Существует мнение, что учащиеся с трудом
проводят исследование на родном языке, поэтому об иностранном языке не может быть и речи. Однако это не совсем так. Именно исследование на иностранном языке открывает перед учеником огромные преимущества, в первую очередь, это:
- возможность ближе познакомиться с особенностями культуры, традициями и обычаями, историей страны изучаемого языка, художественной и специальной литературой на иностранном языке;
- возможность максимально использовать имеющие теоретические знания, умения, и навыки иностранного языка в реальной практической ситуации, совершенствуя языковую, речевую и социокультурную компетенции;
- возможность улучшить свои знания по иностранному языку, развить свой словарный запас;
- повысить собственную значимость в глазах своих сверстников,
педагогов, семьи Многие учителя, отказывающиеся от применения этого инновационного метода обучения, как правило, приводят неоспоримый довод - организация исследования требует больших временных затрат. Согласна, но это мелочь в сравнении с тем положительным эффектом, который дает использование исследовательского метода обучения. Он позволяет осуществлять максимальную способность и творческую активность учащихся, а так же он дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности – возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.
Исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь ознакомление учащихся с различными способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а также направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать выводы.
Все компетенции невозможно сформировать одинаково равно на уроках. Исследовательская деятельность служит средством формирования компетенций на уроках и во внеурочной деятельности.
Одной из самых значительных трудностей ведения поисковой работы является обеспечение учащихся необходимыми литературными и архивными источниками по интересующим их темам. Это довольно сложная проблема, так как не всегда удается отыскать тот ценный материал, который четко раскрывал бы цель той или иной исследовательской работы.
Необходимо помнить, что тема исследовательской работы не должна навязываться учащимся, инициатива должна исходить от детей, которые сами с помощью имеющихся знаний и опыта должны попытаться решить поставленную задачу. Учитель же оказывает им языковую и организаторскую поддержку.
Важно учитывать тот факт, что успех работы во многом зависит от
умения учителя создать условия, необходимые для формирования и
развития творческих и коммуникативных умений учащихся, но в настоящее время есть один отрицательный момент – недостаточное количество времени, отведенное на подготовку и проведение исследования. В чем причина? Многие старшеклассники объясняют нежелание
заниматься исследовательской деятельностью только по причине подготовки к ЕГЭ (консультации, дополнительные занятия, репетиторы).
Если хорошо готовиться к ЕГЭ, то исследовательская деятельность не
нужна? Нет, всегда можно найти выход.
Анализ практики позволяет говорить о том, что осуществление замыслов зависит от сочетания следующих факторов: позиция учителя (учитель-ученик, коллега – коллега, наставник – младший товарищ);
образовательные потребности ребенка; специфика работы; материально-техническая база; готовность и способность ученика (его внутреннее состояние, чувства, эмоции, свойства характера…).
Самое сложное для учителя и учащегося в данной деятельности –не потерять интерес к проблеме исследования, так как он является основой успеха реализации исследовательской деятельности. Важно, чтобы дети сами пришли к какому-либо результату. Возможно, для науки он не является новым, а для школьника – это открытие!
Мало провести исследование, даже изложить на бумаге свою работу недостаточно, необходимо еще уметь донести ее до слушателя. А это, поверьте, не менее трудно. Существует мнение, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех обеспечен. Но это не так. Мне приходилось наблюдать, как серьёзные по содержанию работы
не оцениваются высоко из-за того, что не представляются должным
образом. Основную причину я вижу в том, что дети оказались психологически не готовы к выступлению. Как научиться представлять работу?
Опыт. Где его взять? Найти себе аудиторию, готовую выслушать, желательно не один раз, научиться отвечать на вопросы слушателей и экспертов – это, без сомнения, облегчит путь к намеченной цели, а учитель всегда готов помочь верным советом.
Научные конференции школьников предоставляют прекрасную
возможность для публичного выступления. Доброжелательные эксперты выслушают участника, зададут вопросы, вступят в дискуссию. Ежегодно мои ученики принимают участие в конференциях различного уровня и нередко становятся победителями и призерами.
Результат проделанной работы позволяет сделать вывод о том, что успех достигается благодаря взаимосвязи следующих компонентов:
ребенок хочет быть успешным, имеет позитивную мотивацию, реально оценивает собственные возможности, располагает необходимой информацией, находится в эмоционально-благополучном состоянии, у него достаточно сил, энергии для реализации своих планов и замыслов, и не менее важно обратить внимание на то, что рядом будет находиться опытный и успешный наставник, который всегда поможет выбрать правильное решение.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. //
ж.«Исследовательская работа школьников», 2001, №1, с. 24-
34.
2. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода.// ж. «ИЯШ», 2005, № 8,
с.6-11.
3. Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности
учащихся как условие формирования системы работы с ода-ренными детьми.//Материалы Всероссийской научно-практической конференции, М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС
Проектная деятельностьучащихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС...
Организация внеурочной деятельности учащихся по английскому языку в условиях реализации ФГОС. Английский летний лагерь, секция "Dancing".
Пользе танцев и возможностях использования английского языка....
Внеурочная деятельность по английскому языку в условиях реализации ФГОС
Раскрытие потенциала ребенка при помощи коллективного творчества....
Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС
Выступление на педагогическом совете....
Организация внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС
Теоретическая часть и практическая часть (рабочая программа внеурочной деятельности в 7 кл.)...
Проектно-исследовательская деятельность на английском языке как средство реализации требований ФГОС во внеурочное время
Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации требований ФГОС во внеурочное время...