Технология театральной педагогики на уроках английского языка
статья по английскому языку
В данной статье даны практические приемы использования технологии театральной педагогики на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дамбаева Баярма Цыденжаповна, учитель английского языка МБОУ Загустайская СОШ Снленгинского р-на, Республики Бурятия
1Тема опыта: Технология театральной педагогики на уроках английского языка
2.Условия становления опыта
Сегодня в рамках нашего семинара я хочу представить опыт работы по реализации системно-деятельностного подхода в преподавании английского языка с использованием элементов технологии театральной педагогики.
3.Актуальность опыта
Педагогический коллектив Загустайской СОШ стремится к тому, чтобы образовательная система школы обеспечивала всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, профессионального самоопределения и гражданского становления.
Поэтому передо мной как учителем, классным руководителем и руководителем театрального кружка стоит задача - попытаться повлиять на сознание и поведение обучающихся через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, т.е. обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку психолого- педагогическую поддержку.
Опыт работы в этом направлении показывает, что одним из эффективных путей решения данной проблемы может стать применение методов и технологий театральной педагогики. Эти технологии способствуют умению ставить цели и идти по пути их реализации, понимать направление своего движения, продуктивно работать в команде, грамотно управляя своим уровнем энергии.
4.Новизна опыта
Новизна опыта заключается:
- в построении открытой системы образования, обеспечивающей каждому школьнику
собственную траекторию обучения;
- в изменении организации процесса обучения учащихся;
- в рациональной организации познавательной деятельности школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
5. Технология опыта
Для эффективной организации урока с использованием театральной педагогики, учитываю следующие принципы театральной педагогики:
- принцип событийности – ученики словно “проживают” определенные ситуации, заданные учителем;
- принцип продуктивного действия – на уроке появляется “продукт” – спектакль, этюд, ролевая игра, индивидуальная импровизация;
- принцип игровой направленности – атмосфера на уроке должна быть комфортной, создавать условия для раскрытия талантов учеников;
- принцип диалогизации – учитель принимает точку зрения учеников, дает возможность выбрать содержание и форму обучения;
- принцип подлинности и непрерывности педагогических действий – учитель всегда вовлечен в процесс, показывая пример своим поведением. Он вовремя хвалит и направляет учеников к цели.
При подготовке урока по данной технологии необходимо учитывать:
- Роль учителя становится более значимой для учеников, так как он выступает уже в роли режиссера и актера. Акцент переносится с обучения на эффективное взаимодействие.
- Ученик занимает более активную позицию. Теперь он может выбрать персонажа и сыграть его без ограничений своей социальной роли в классе. Это позволяет детям больше раскрыться как личностям. Они приобретают уверенность в себе, преодолевая “языковой барьер” – ошибки не страшны в роли воображаемого героя.
- Материал для этюдов, спектаклей, ролевых игр нужно подбирать с учетом уровня, возраста и интересов учеников. В начальной школе – это комиксы, мультфильмы, сказки. В старших классах к этому списку добавляются классические произведения. Хорошо, если дети принимают участие в подборе материала для урока: так он имеет для них большую ценность.
- Используем реквизит: маски, костюмы, предметы. Эти небольшие дополнения помогают им вжиться в роль.
- В.А. Ильев в книге “Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока” говорит о необходимости “разогревающих” упражнений, которые оттачивают актерские способности ученика. Перед ролевой игрой на английском языке провожу задания:
- артикуляционные (гимнастика для языка с английскими звуками, скороговорки);
- для развития выразительности (дети читают предложения с различной эмоциональной окраской, показывают пантомимой разные ситуации);
- для развития памяти (посмотреть на пантомиму одноклассника, описать ее и повторить).
6. Во время репетиции сценки/спектакля основной акцент делаем на говорении, движении, эмоциональной выразительности, а не на чтении.
7. Дополняем изучение сценария качественной подготовкой. То есть включаем задания с флеш картами, повторением слов, лексические игры в этап pre-reading.
8. Адаптируем материал к возможностям своих учеников. Не все дети могут импровизировать или показывать что-то на публику. Некоторым нужно сначала посмотреть на работу одноклассников, попробовать свое актерское мастерство на отдельных словах и фразах до участия в сценках и спектаклях.
9. Используем различные ресурсы для подготовки к уроку.
6. Практическая часть опыта
На этапах речевой зарядки или ознакомления с новыми лексическими единицами я использую приемы театральной педагогики. В качестве наглядного материала использую карточки с лексическими фразами в формате А4. Это очень удобно, когда в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением короновирусной инфекции, учителя вынуждены работать в разных кабинетах, часто в которых отсутствует проекторы, используя карточки можно быстро подготовить доску к уроку. При представлении новой лексики сопровождаю мимикой, жестами, если же это не помогает понять смысл слов, то использую перевод на русский язык. При семантизации данной лексики задача учителя сводится к тому, чтобы как можно артистичнее и доходчивее представить новый материал.
Также можно использовать замечательный метод – заучивание слов при помощи выражения разной интонации. Произносим незнакомое слово, выразив, например, радость, удивление, огорчение, страх. Таким образом, дети, слушая слово в разных эмоционально окрашенных интонациях, учатся правильно произносить, слова запоминаются быстро, легко, снимается психологическое напряжение и, конечно же, развивается духовно-эмоциональная сфера ребенка.
Существует еще один эффективный способ запоминания слов или реплик при помощи повторения его, используя известную мелодию либо реп. Например, слово «land» и всем известная мелодия песни «Пусть всегда будет солнце».
Для того, чтобы обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и лексического оформления высказывания нужно чтобы каждый учащийся принял в ней активное участие. В этом поможет игра “Row games”, когда учащиеся стают в ряд, друг за другом повторяют и переводят слова, таким образом они учатся слышать, точно имитировать услышанное и в такой активной форме лучше запоминают слова, развивают память. В это время более сильные ученики могут играть в игру “Battle”. Задача каждого ученика составить как можно больше предложений. Таким образом, учащиеся не только запоминают реплики из спектакля также они учатся их использовать в речи.
Подготовка к спектаклю требует многократного повторения реплик, что очень немаловажно. Запоминание сюжета, отдельных речевых оборотов осуществляется с помощью наглядных символов.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль руки…, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция рук есть ещё одна речевая зона мозга, и, следовательно, наряду с развитием моторики будут развиваться речь, внимание и память».
Для запоминания языкового материала использую следующие средства: жестикуляцию и пантомиму. Учащимся сложно сразу запомнить всю реплику наизусть. Поэтому реплику делим на несколько логических частей, тренируем, используя жестикуляцию. (видео)
Для закрепления грамматики использую игру “Pantomime”. Учитель либо ученик жестами и мимикой имитирует какое-либо действие, остальные угадывают.
Дети лучше воспринимают и усваивают материал, если он как-то обыгрывается, инсценируется, Инсценировка всегда начинается с перевоплощения в того героя, которого ребенок будет играть. Для этого я использую разнообразную яркую наглядность: игрушки, маски, картинки, костюмы. Таким образом, учащиеся легко перевоплощаются и с удовольствием рассказывают о себе.
Также на уроках английского языка можно инсценировать песни, рифмы, стихотворения. Это позволяет учащимся овладеть лексикой и грамматическими структурами без особых усилий.
Включение песен способствует формированию лингвистической компетенции учащихся, развивает навыки произношения . Содержание текстов песен и стихотворений способствует расширению активного запаса слов учащихся. При исполнении песен использую методику В.Коэн “зеркала”, когда дети как в зеркале повторяют все движения учителя. А в движениях учителя, как в зеркале, отражается его восприятие музыки, учитель показывает в движении то, как он понимает ее.
Ролевая игра –это еще один прием театральной педагогики. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно Она обладает большими обучающимися возможностями, имеет образовательное значение. Ролевую игру можно расценивать как самое точную модель общения, так как она переплетает речевое и неречевое поведение партнеров. Здесь можно предложить игру “Writers”. Учащиеся в паре или группе создают героя из пластилина, кто-то дает начала рассказа, остальные дополняют. Ролевая игра “Interview with the character” помогает в речи использовать разные виды вопросительных предложений, вести диалог-знакомство. Один из учащихся в образе своего героя отвечает на вопросы ребят.
Для развития письменной речи учащихся можно использовать следующие приемы: -написания SMS письма сказочному герою;
- отправление письма по электронной почте от лица сказочного персонажа;
-написания письма, например, Белоснежке
- сильным учащимся можно предложить написать историю, используя которую вместе с учителем пишут сценарий. Остальные участники разыгрывают его на сцене.
Опыт работы показывает, что технология театральной педагогики способствует достижению следующих целей:
1. Облегчает процесс учения и ребенку, и учителю.
2. Позволяют прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми для обучающихся.
3. Помогают наладить взаимоотношения между учителем и учениками, создают наиболее благоприятные условия для ведения диалога, способствующего созданию условий для продуктивного обучения.
4. Содействуют сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.
5. Содействуют адаптации личности в социуме, следовательно, обеспечивают процесс самопознания, самоопределения, самореализации через приобщение к плодам творчества Человечества в разных его ипостасях.
В заключение хочется отметить, что эффективное использование элементов технологии театральной педагогики способствует воспитанию личности, способной к самостоятельному принятию решений, владеющей приёмами и методами саморазвития, способами творческой деятельности, умеющей взаимодействовать с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-520409-1415475130.jpg)
Приёмы технологии театральной педагогики на уроках английского языка.
Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Театр и школьный урок! Как совместить эти два понятия?!Театральная педагогика п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980610-1512109868.jpg)
Использование технологии театральной педагогики на уроках английского языка
Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот одна...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/12/picture-103054-1507826537.jpg)
Театральная педагогика на уроках английского языка и в работе английского театра
В статье дается представление о понятии "театральная педагогика",как об одном из главных средств мотивации обучающихся к изучению английского языка, о приемах театральной педагогики на урока...
Статья "Использование театральной педагогики в изучении английского языка"
В настоящий момент существует множество методик преподавания иностранного языка, но использование театральной педагогики или некоторых элементов театрализации сохраняет свою атуальность. Цель данной с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/13/picture-999370-1518541265.jpg)
Театральная педагогика на уроках английского языка
Театральная педагогика на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1199472-1643119226.jpg)
Технология театральной педагогики на уроках английского языка Тимашева Р.Л.
театральная педагогика – это «живое» образование, основанное на мышлении и творчестве,театральная педагогика развивает память, внимание, образное мышление, воображение, фан...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1199472-1643119226.jpg)
Технология театральной педагогики на уроках английского языка презентация
“Театральная педагогика – дает пример воспитания не только актера, но и человека – творца вообще, она помогает “выпрямить” человека: увлечь, повлиять на него, преобразить”....