Программа элективного курса на тему "США"
элективный курс по английскому языку (11 класс)
Программа элективного курса по теме "Страноведение. США"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_stranovedenie._amerika_3.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
элективного курса по английскому языку
«Страноведение. Соединенные Штаты Америки»
для учащихся 11 классов.
Составитель:
учитель английского языка
Абударова Индира Адельевна
Пояснительная записка
Предлагаемый школьный элективный курс «Страноведение. Соединенные Штаты Америки» рассчитан на 1 год и относится к числу элективных курсов, обязательных для посещения по выбору учащихся; рассматривается как расширение и углубление базового курса по английскому языку в объеме 34 учебных часов (1 час в неделю при 34 учебных неделях).
Курс информативно насыщенный, охватывает основные аспекты жизни Соединенных Штатов Америки.
Программа учебного элективного курса по английскому языку «Страноведение» для учащихся 11-х классов направлена на расширение содержания базового курса по предмету, на развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования, самообразования, на удовлетворение познавательных интересов в культуроведческом освоении мира и коммуникативных потребностей межкультурного общения. В этом ее актуальность и значимость для учащихся старшей ступени обучения. Содержание курса тесно связано с другими учебными дисциплинами (география, история, обществознание, экономика, право, МХК, родной и иностранный язык, культуроведение), поэтому все изучаемые явления и факты научно обоснованы.
В элективный курс включены материалы, способствующие формированию целостного видения страны, знакомству с демократическими ценностями общества в США, с их открытостью в отношении к другим культурам, готовностью к достижению понимания, с реалиями, которые являются необходимой составляющей для формирования поликультурности современного образованного человека. Предлагаемая программа способствует развитию коммуникативной культуры и социокультурной образованности учащихся старших классов, их успешной интеграции в мировое сообщество, пониманию явлений, связанных с глобализацией.
Основная цель обучения иностранному (английскому) языку - развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в контексте диалога культур и цивилизаций современного мира. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и после школьного образования. Программа учебного элективного курса «Страноведение. Соединенные Штаты Америки.» помогает учащимся 11 классов (целевой аудитории) в формировании, развитии и совершенствовании этих ключевых компетенций.
Основной задачей курса является формирование знаний, умений и навыков в соответствии с многоаспектностью коммуникативной компетенции, развитие исследовательских и презентационных («ораторское искусство») навыков, в том числе научить использовать ресурсы глобальной сети в качестве справочного материала. Механизмом для реализации данной задачи является развертывание содержательной линии языковых и аспектных групп знаний (содержательной, деятельностной и языковой). Расширение границ социального функционирования английского языка диктуется настоятельной необходимостью формирования у старшеклассников более полной и объективной картины мира, умения оперировать информацией, а также системному подходу к изучению страны изучаемого языка и самого английского языка.
Концептуальной основой для расширения и углубления базового курса через элективный курс является коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку как средству межкультурного общения с интенсивным использованием его как инструмента познания мировой культуры, развития коммуникативной культуры и духовного потенциала школьников, обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми. Учащиеся должны получить знания по основным темам национальной культуры, понимать особенности общественно-экономических отношений изучаемой страны и выполнить проектную работу по выбранной тематике.
Решение столь сложных задач невозможно без обучения учащихся технологии языкового самообразования, предполагающего довольно высокий уровень владения языковыми структурами, сформированными грамматическими знаниями, умениями и навыками, а также обучение способности к самонаблюдению за своим языковым развитием.
Элективный курс построен с ориентацией на такие принципы, как:
- принцип индивидуально-личностного подхода и комплексной мотивации
- принцип билингвального развития личности учащегося;
- принцип приоритета творческой и самостоятельной деятельности;
- принцип опоры на межпредметные знания и умения старшеклассников и ценностно-
смысловой направленности образования.
Методы и формы обучения:
- Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, связанную с осмыслением заявленных тем и не исключает диалогического общения учителя с учащимися;
- На практических занятиях используются разнообразные виды работы с текстовым материалом, активные методы обучения и познания: мини-конференции, публичные презентации, дискуссии, проектная деятельность, позволяющие максимально развивать и использовать творческий потенциал учащихся.
Формы проведения занятий зависят от задачи конкретного занятия и могут быть групповыми, индивидуальными, парными, самостоятельными:
- лекции по систематизации и обобщению материала,
- практические занятия, семинары,
- работа с контрольно-измерительными материалами;
- самостоятельное изучение и творческие работы;
- проекты, диспуты, дебаты, викторины,
- работа с лингвострановедческим словарем,
- поиск материалов через поисковые системы, Интернет - библиотеки и их использование (с домашних персональных компьютеров) для решения практических задач,
- видео-урок,
- внеурочная деятельность по данному направлению, электронная переписка с англоговорящими сверстниками.
Изучение английского языка через разнообразные формы на занятиях элективного курса значительно повышает эффективность учебного и воспитательного процессов, помогает выпускникам сформировать активную жизненную позицию через знания прошлого и настоящего страны изучаемого языка.
Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся:
- тесты страноведческой тематики,
- самостоятельные и контрольные работы,
- выполнение творческих заданий,
- конкурсы переводов, сочинения на заданную тему,
- устные монологические и диалогические высказывания,
- проекты, мультимедийные презентации по теме (Power Point),
Предполагаемые результаты:
По окончании курса учащиеся должны знать и понимать основные особенности культуры изучаемых стран, их общественно-экономические отношения, вести обсуждение по содержанию изучаемых тем, читать текстовые материалы по тематике, накапливать опыт творческой работы, самостоятельно подбирать необходимые материалы для написания реферата, проекта, уметь демонстрировать культуроведческую осведомленность и работать с разнообразной справочной литературой и Интернет-источниками. Иноязычные страноведческие проекты являются неотъемлемой частью учебной деятельности школьников при изучении данного курса. При оценке качества работы по проекту оцениваются не только представленные материалы, но и их устная публичная презентация.
Распределение учебных часов по темам курса и видам занятий:
Соединенные Штаты Америки», 34 часа
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Из истории США | 3 | 2 | 1 |
2 | Географическое положение страны, климат, природные ресурсы, экономика страны | 2 | 1 | 1 |
3 | Политическая система | 3 | 1 | 2 |
4 | Образование | 4 | 1 | 3 |
5 | Культура | 4 | 4 | |
6 | Праздники и традиции | 3 | 3 | |
7 | Спорт и отдых | 2 | 2 | |
8 | Кто такие американцы? | 3 | 1 | 2 |
9 | Выдающиеся люди | 4 | 4 | |
10 | Обзорное знакомство с творчеством поэтов и писателей США (литература США) | 5 | 1 | 4 |
11 | Презентация работ (итоговое занятие) | 1 | 1 | |
Всего | 34: | 7 | 27 |
Содержание курса.
В курсе имеется 10 тем, при изучении которых старшеклассники систематизируют свои представления о США. По завершении прохождения курса учащиеся представляют к публичной защите свои проекты по изучаемым темам
Тема 1 « Из истории США» (3 часа)
Уроки 1-3. Основание США. Новый Свет. Америго Веспуччи. Кристофер Колумб. Первые европейские переселенцы. Лекция «Коренные американцы. Культурное наследие». Война за независимость против Англии, взаимоотношения с метрополией. Бостонское чаепитие. Декларация Независимости. Конституционный Конвент в Филадельфии. Рождение американской нации. Северные и Южные штаты. Движение против рабства. США сегодня.
Тема 2 « Географическое положение страны, климат, природные ресурсы, экономика» (2 часа)
Уроки 4-5. Географическое положение страны. Климат. Временные зоны. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Доллар. Лекция «Современное экономическое развитие страны».
Тема 3 « Политическая система страны» (3 часа)
Уроки 6-8. Конституция США. Билль о правах. Поправки к Конституции. Первый президент – Джордж Вашингтон. Лекция с использованием видео «Столица США - Вашингтон, округ Колумбия». Президентская республика. Ветви власти. Выборы. Конгресс США и Сенат. Политические партии. Выдающиеся президенты в истории страны.
Тема 4 «Образование» (4 часа)
Уроки 9-12. Лекция «Система образования в США. Американская модель». Школьное образование. Частные школы. Есть ль форма в американской школе. Правила поведения для школьников в Америке. Высшее образование. Университеты. Куда пойти учиться. Престижные колледжи и профессии. Портрет типичного американского студента. Заполнение форм (практическое занятие).
Тема 5 «Культура» (4 часа)
Уроки 13-16. Музыка и искусство. Музыкальные стили и направления. Джаз, рок-н-ролл, фьюжн, афроамериканская музыка, поп-музыка. Джорж Гершвин. Самюэль Барбер. Луи Армстронг. Дюк Эллингтон. Мьюзикл. Театр. Театр на Бродвее. Киноиндустрия. Голливуд и его звезды. Американская живопись. Романтический пейзаж. Томас Коул. Абстрактный импрессионизм. Энди Уорхол. Архитектура. Томас Джефферсон. Небоскребы и провинциальная Америка. СМИ и теле/радиовещательные корпорации.
Тема 6 «Праздники и традиции» (3 часа)
Уроки 17-19. Достопримечательности страны. День Благодарения. Рождество и Новый год. Хэллоуин. День влюбленных. Видеофильм. День выборов. 7 федеральных праздников: День Мартина Лютера Кинга, Президентский День, День Независимости, Дни Памяти (Поминовения) и Перемирия, День К. Колумба, День Ветеранов войны, День труда.
Тема 7 « Спорт и отдых» (2 часа)
Уроки 20-21. Американские виды спорта. Бейсбол. Соккер. Мак Дональдс. Фаст Фуд. Дисней-Ленд. Герои американских мультфильмов. Муз TV. Волонтерское движение.
Тема 8 « Кто такие американцы» (3 часа)
Уроки 22-24. Американский английский. Символика и символы страны. Американская мечта. «Медеплавильный котел». Американский характер. Что стоит за американской улыбкой. Лекция «Стереотипы и предубеждения. Схожесть и разность, ценности общества. Мир многообразия. Этноцентрическое мышление. Толерантность». Американская семья.
Тема 9 « Выдающиеся люди» (4 часа)
Уроки 25-28. Авраам Линкольн. Элеонор Рузвельт. Сезар Чавес. Мартин Лютер Кинг. Иосиф Бродский. Томас Альфа Эдисон. Достижения страны. Лауреаты Нобелевской премии. Русские, ставшие известными в Америке. Как планировать свою карьеру (практические советы, заполнение форм).
Тема 10 « Обзорное знакомство с творчеством поэтов и писателей США (литература США)» (5 часов)
Уроки 29-33. Лекция «Американская литература в контексте мировой художественной литературы». Гарриет Б. Стоун. Джек Лондон. В. Ирвин. Марк Твен. Т. Драйзер. О’ Генри. Э. Хемингуэй. Джон Стейнбек. Г. Лонгфеллоу. Мини-рефераты учащихся (биографические данные об авторах и их литературном творчестве). Знакомство с избранными произведениями. Работа с текстовыми материалами и фрагментами произведений. Самостоятельное чтение.
Урок 34. Презентация (защита) проекта.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | № занятия | Название темы, раздела | Коли-чество часов на дан-ную тему (всего) | Коли-чество часов на раздел |
Соединенные Штаты Америки | 34 | |||
1 | 1. 1.1 | Из истории США Основание США. Новый Свет. Географические открытия. Первые европейские переселенцы. | 3 | 1 |
2 | 1.2 | Лекция «Коренные американцы. Культурное наследие аборигенов». | 1 | |
3 | 1.3 | Война за независимость против Англии. Бостонское чаепитие. Декларация Независимости. Рождение американской нации. Конвент в Филадельфии. Движение против рабства. США сегодня. | 1 | |
4 | 2. 2.1 | Географическое положение страны, климат, природные ресурсы, экономика страны. Географическое положение страны, климат, временные зоны, природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Доллар. Основные факты. | 2 | 1 |
5 | 2.2 | Лекция «Современное экономическое развитие страны». США сегодня (продолжение темы №1). | 1 | |
6 | 3. 3.1 | Политическая система страны. Конституция США. Билль о правах. Поправки к Конституции. Первый президент-Дж. Вашингтон. | 3 | 1 |
7 | 3.2 | Лекция с использованием видео о столице США (Вашингтон, округ Колумбия.) | 1 | |
8 | 3.3 | Президентская республика. Ветви власти. Конгресс США и Сенат. Политические партии. Выдающиеся президенты в истории страны. | 1 | |
9 | 4. 4.1 | Образование. Лекция «Система образование США. Американская модель». | 4 | 1 |
10 | 4.2 | Школьное образование. Частные школы. Школьные правила, форма. | 1 | |
11 | 4.3 | Высшее образование Университеты. Куда пойти учиться. Престижные колледжи и профессии. | 1 | |
12 | 4.4 | Портрет типичного американского студента. Заполнение форм. | 1 | |
13 | 5. 5.1 | Культура. Музыка и искусство. Музыкальные стили. Прослушивание музыкальных фрагментов. | 4 | 1 |
14 | 5.2 | Киноиндустрия. Голливуд и его звезды. Театральная жизнь страны. | 1 | |
15 | 5.3 | Американская живопись. Романтический пейзаж . | 1 | |
16 | 5.3 | Архитектура. Небоскребы и провинциальная Америка. СМИ, теле-радио корпорации. | 1 | |
17 | 6. 6.1 | Праздники и традиции. Достопримечательности страны. Видеосюжеты по городам США. Нью-Йорк. «Американский альбом учителя». | 3 | 1 |
18 | 6.2 | Традиционные (сезонные) праздники. | 1 | |
19 | 6.3 | Федеральные праздники (7). | 1 | |
20 | 7. 7.1 | Спорт и отдых. Американские виды спорта (все о спорте, олимпиаде в Солт-Лейк Сити). | 2 | 1 |
21 | 7.2 | Волонтерское движение. Мак Дональдс. Фаст Фуд. Дисней-Лэнд. Муз TV. | 1 | |
22 | 8. 8.1 | Кто такие американцы. Американский английский. Символика и символы страны. «Медеплавильный котел». | 3 | 1 |
23 | 8.2 | Американская мечта. Американский характер. Что стоит за американской улыбкой. Американская семья. | 1 | |
24 | 8.3 | Лекция «Стереотипы и предубеждения. Схожесть и разность, ценности общества. Мир многообразия. Этноцентрическое мышление. Толерантность». | 1 | |
25 | 9. 9.1 | Выдающиеся люди страны. А. Линкольн. Элеонор Рузвельт. Сезар Чавес. Политические деятели. | 4 | 1 |
26 | 9.2 | Мартин Лютер Кинг. « У меня есть мечта…». Иосиф Бродский. | 1 | |
27 | 9.3 | Достижения страны. Т. А. Эдисон. Лауреаты Нобелевской премии. | 1 | |
28 | 9.4 | Русские, ставшие известными в Америке. Как планировать свою карьеру. | 1 | |
29 | 10. 10.1 | Обзорное знакомство с творчеством поэтов и писателей США (литература США). Лекция «Американская литература в контексте мировой художественной литературы». | 5 | 1 |
30 | 10.2 | Гарриет Бичер Стоун. «Хижине дяди Тома». | 1 | |
31 | 10.3 | Джек Лондон. В. Ирвин. О’ Генри. | 1 | |
32 | 10.4 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Э Хемингуэй. «Прощай, оружие», «Старик и море». | 1 | |
33 | 10.5 | Т. Драйзер. Джон Стейнбек. | 1 | |
34 | Презентация курсового проекта. | 1 |
Список литературы для учащихся:
1.The USA: geography, history, education, painting (a reader)/ Книга для чтения на английском языке. Серия «Школа в клеточку».-М.: «Лист», 1997 г. автор-составитель В.В. Ощепкова
2. USA: Geography, History, People, Culture/ Соединенные Штаты Америки: География. История. Население. Культура. Английский язык. 14 текстов о США. А.П. Миньяр-Белоручева, Л.Н. Седелкина, Н.В. Васютина. М.: Учебный центр «Московский Лицей». 1996
3. Английский язык для школьников, поступающих в вузы и студентов. Топики. Тексты для чтения. Письменные тесты. Экзаменационные вопросы. И.В. Цветкова, И.А. Клепальченко, Н.А. Мыльцева. М.: «Глосса», 1995
4. Учебное пособие по английской и американской литературе. Составитель О.В. Зубанова. Изд.4-е.-М.: Издательство «Менеджер», 2000.
Рекомендуемая литература для учителя:
1.The USA: geography, history, education, painting (a reader)/ Книга для чтения на английском языке. Серия «Школа в клеточку».-М.: «Лист», 1997 г. автор-составитель В.В. Ощепкова
2. USA: Geography, History, People, Culture/ Соединенные Штаты Америки: География. История. Население. Культура. Английский язык. 14 текстов о США. А.П. Миньяр-Белоручева, Л.Н. Седелкина, Н.В. Васютина. М.: Учебный центр «Московский Лицей». 1996
3. Английский язык для школьников, поступающих в вузы и студентов. Топики. Тексты для чтения. Письменные тесты. Экзаменационные вопросы. И.В. Цветкова, И.А. Клепальченко, Н.А. Мыльцева. М.: «Глосса», 1995
4. Учебное пособие по английской и американской литературе. Составитель О.В. Зубанова. Изд.4-е.-М.: Издательство «Менеджер», 2000.
5. Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября» «Английский язык English»
6. Language @ Culture. A Manual of English /Об англоязычной литературе на английском языке. Сборник текстов и упражнений для поступающих на гуманитарные факультеты высших учебных заведений. Е. В Яковлева, Е.Ю. Вершинина, М.: «Московский Лицей», 1996
7. Outline of American Literature. USA
8.Образовательные сайты и энциклопедии, он-лайновые издания англоязычной прессы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...