Программа элективного курса на тему "США"
элективный курс по английскому языку (11 класс)

Абударова Индира Адалбаяновна

Программа элективного курса по теме "Страноведение. США"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_stranovedenie._amerika_3.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА

элективного курса по английскому языку

«Страноведение. Соединенные Штаты Америки»

для учащихся 11 классов.

                                  Составитель:

                                                          учитель английского языка

                                                               Абударова Индира Адельевна

                                                                     

 

Пояснительная записка

Предлагаемый школьный элективный курс «Страноведение. Соединенные Штаты Америки» рассчитан на 1 год и относится к числу элективных курсов, обязательных для посещения по выбору учащихся; рассматривается как расширение и углубление базового курса по английскому языку в объеме 34 учебных часов (1 час в неделю при 34 учебных неделях).

Курс информативно насыщенный, охватывает основные аспекты жизни  Соединенных Штатов Америки.

Программа  учебного элективного курса по английскому языку «Страноведение» для учащихся 11-х классов направлена на расширение содержания  базового курса по предмету, на развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования, самообразования, на удовлетворение познавательных интересов в культуроведческом освоении мира и коммуникативных потребностей межкультурного общения. В этом ее актуальность и значимость для учащихся старшей ступени обучения. Содержание курса тесно связано с другими учебными дисциплинами (география, история, обществознание,  экономика, право, МХК, родной и иностранный язык, культуроведение), поэтому все изучаемые явления и факты  научно обоснованы.

В элективный курс включены материалы, способствующие формированию целостного видения страны,  знакомству с демократическими ценностями общества в США, с их открытостью в отношении к другим культурам, готовностью к достижению понимания,  с   реалиями, которые являются необходимой составляющей для формирования поликультурности современного образованного человека.  Предлагаемая программа способствует развитию коммуникативной культуры и социокультурной образованности учащихся старших классов, их успешной интеграции в  мировое сообщество, пониманию явлений, связанных с глобализацией.

Основная цель обучения иностранному (английскому) языку -  развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в контексте диалога культур и цивилизаций современного   мира.   Эта   цель   предполагает   взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и после школьного образования. Программа учебного элективного курса «Страноведение. Соединенные Штаты Америки.» помогает учащимся  11 классов (целевой аудитории) в формировании, развитии и совершенствовании  этих ключевых компетенций.

Основной задачей курса является формирование  знаний, умений и навыков в соответствии с многоаспектностью коммуникативной компетенции, развитие  исследовательских  и презентационных («ораторское искусство») навыков,  в том числе научить  использовать ресурсы глобальной сети в качестве справочного материала.    Механизмом для реализации данной задачи является развертывание содержательной линии языковых  и аспектных групп знаний (содержательной, деятельностной и языковой).   Расширение   границ   социального функционирования   английского   языка   диктуется   настоятельной необходимостью формирования у старшеклассников более полной и объективной картины мира, умения оперировать информацией, а также системному подходу к изучению страны изучаемого языка и самого английского языка.

 Концептуальной основой для расширения и углубления базового курса через элективный  курс является коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку  как  средству  межкультурного  общения   с   интенсивным использованием его как инструмента познания мировой культуры, развития коммуникативной культуры и духовного потенциала школьников,  обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми. Учащиеся должны получить знания по основным темам национальной культуры, понимать особенности общественно-экономических отношений изучаемой  страны и выполнить проектную работу по выбранной тематике.

Решение столь сложных задач невозможно без обучения учащихся технологии языкового самообразования, предполагающего довольно высокий уровень владения языковыми структурами, сформированными грамматическими знаниями, умениями и навыками, а также обучение способности к самонаблюдению за своим языковым развитием.

Элективный  курс  построен с ориентацией на такие принципы, как:

- принцип индивидуально-личностного подхода и комплексной мотивации

- принцип билингвального развития личности учащегося;

- принцип приоритета творческой и самостоятельной деятельности;

- принцип опоры на межпредметные знания и умения старшеклассников и ценностно-

  смысловой направленности образования.

Методы и формы обучения:

  1. Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, связанную с осмыслением заявленных тем и не исключает диалогического общения учителя с учащимися;
  2.  На практических занятиях используются разнообразные виды работы с текстовым материалом, активные методы обучения и познания: мини-конференции, публичные презентации, дискуссии, проектная деятельность, позволяющие максимально развивать и использовать творческий потенциал учащихся.

Формы проведения занятий зависят от задачи конкретного занятия и могут быть групповыми, индивидуальными, парными, самостоятельными:          

- лекции по систематизации и обобщению материала,

- практические занятия, семинары,

- работа с контрольно-измерительными материалами;

- самостоятельное изучение и творческие работы;

- проекты, диспуты, дебаты, викторины,

- работа с лингвострановедческим словарем,

- поиск материалов через поисковые системы, Интернет - библиотеки и их использование (с  домашних персональных компьютеров) для решения практических задач,

- видео-урок,

- внеурочная деятельность по данному направлению,  электронная переписка с англоговорящими сверстниками.

 Изучение английского языка через разнообразные формы на занятиях элективного курса значительно повышает эффективность учебного и воспитательного процессов, помогает выпускникам  сформировать активную жизненную позицию через знания прошлого и настоящего страны изучаемого языка.

 Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся:  

  • тесты страноведческой тематики,
  • самостоятельные и контрольные работы,
  • выполнение творческих заданий,
  • конкурсы переводов, сочинения на заданную тему,
  • устные монологические и диалогические высказывания,
  • проекты, мультимедийные презентации по теме (Power Point),

Предполагаемые результаты:

 По окончании курса учащиеся должны    знать и понимать основные особенности культуры изучаемых стран, их общественно-экономические отношения,  вести обсуждение по  содержанию  изучаемых тем, читать текстовые материалы по  тематике, накапливать опыт творческой работы,  самостоятельно  подбирать необходимые материалы для написания реферата, проекта,  уметь  демонстрировать культуроведческую осведомленность и  работать с разнообразной справочной литературой и Интернет-источниками. Иноязычные страноведческие проекты являются неотъемлемой частью учебной деятельности школьников при изучении данного курса. При оценке качества работы по проекту оцениваются не только представленные материалы, но и их устная публичная  презентация.

           

  Распределение  учебных часов по темам курса и видам занятий:

Соединенные Штаты Америки», 34 часа

  Тема

     Количество часов

всего

теория

практика

1

Из истории США

3

2

1

2

Географическое положение страны,

климат, природные ресурсы, экономика страны

2

1

1

3

Политическая система

3

1

2

4

Образование

4

1

3

5

Культура

4

4

6

Праздники и традиции

3

3

7

Спорт и отдых

2

2

8

Кто такие американцы?

3

1

2

9

Выдающиеся люди

4

4

10

 Обзорное знакомство с творчеством  поэтов и писателей США (литература США)

5

1

4

11

Презентация работ (итоговое занятие)

1

1

Всего

34:

7

27

  Содержание курса.

 В курсе имеется 10 тем, при изучении которых старшеклассники систематизируют свои представления о США. По завершении прохождения  курса учащиеся представляют к публичной защите свои проекты  по изучаемым темам

Тема 1 « Из истории США» (3 часа)

Уроки 1-3. Основание США. Новый Свет. Америго Веспуччи. Кристофер Колумб. Первые европейские переселенцы.  Лекция «Коренные американцы. Культурное наследие». Война за независимость против Англии, взаимоотношения с метрополией. Бостонское чаепитие. Декларация Независимости. Конституционный Конвент в Филадельфии. Рождение американской нации. Северные и Южные штаты. Движение против рабства. США сегодня.

Тема 2 « Географическое положение страны, климат, природные ресурсы, экономика» (2 часа)

Уроки 4-5. Географическое положение страны. Климат. Временные зоны. Природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Доллар. Лекция «Современное экономическое развитие страны».

 Тема 3 « Политическая система страны» (3 часа)

Уроки 6-8. Конституция США. Билль о правах. Поправки к Конституции. Первый президент – Джордж Вашингтон.  Лекция с использованием видео «Столица США - Вашингтон, округ Колумбия». Президентская республика. Ветви власти. Выборы. Конгресс США и Сенат. Политические партии. Выдающиеся президенты в истории страны.

Тема 4 «Образование» (4 часа)

Уроки 9-12. Лекция «Система образования в США. Американская модель». Школьное образование. Частные школы. Есть ль форма в американской школе. Правила поведения для школьников в Америке. Высшее образование. Университеты. Куда пойти учиться. Престижные колледжи и профессии. Портрет типичного американского студента. Заполнение форм (практическое занятие).

Тема 5 «Культура» (4 часа)

Уроки 13-16. Музыка и искусство. Музыкальные стили и направления. Джаз, рок-н-ролл, фьюжн, афроамериканская музыка, поп-музыка. Джорж Гершвин. Самюэль Барбер. Луи Армстронг. Дюк Эллингтон. Мьюзикл. Театр. Театр на Бродвее. Киноиндустрия. Голливуд и его звезды. Американская живопись. Романтический пейзаж. Томас Коул. Абстрактный импрессионизм. Энди Уорхол. Архитектура. Томас Джефферсон. Небоскребы и провинциальная Америка.  СМИ и теле/радиовещательные корпорации.  

Тема 6 «Праздники и традиции» (3 часа)

Уроки 17-19. Достопримечательности страны. День Благодарения.  Рождество и Новый год. Хэллоуин. День влюбленных. Видеофильм. День выборов. 7 федеральных   праздников: День Мартина Лютера Кинга, Президентский День, День Независимости, Дни Памяти (Поминовения) и Перемирия, День К. Колумба, День Ветеранов войны, День труда.

Тема 7 « Спорт и отдых» (2 часа)

Уроки 20-21. Американские виды спорта.  Бейсбол. Соккер. Мак Дональдс. Фаст Фуд. Дисней-Ленд.  Герои американских мультфильмов. Муз TV. Волонтерское движение.

Тема 8 « Кто такие американцы» (3 часа)

Уроки 22-24. Американский английский. Символика и символы страны. Американская мечта. «Медеплавильный котел». Американский характер.  Что стоит за американской улыбкой. Лекция «Стереотипы и предубеждения.    Схожесть и разность, ценности общества. Мир многообразия. Этноцентрическое мышление. Толерантность». Американская семья.

 Тема 9 « Выдающиеся люди» (4 часа)

Уроки 25-28.   Авраам Линкольн. Элеонор Рузвельт. Сезар Чавес. Мартин Лютер Кинг. Иосиф Бродский. Томас Альфа Эдисон. Достижения страны. Лауреаты Нобелевской премии. Русские, ставшие известными в Америке. Как планировать свою карьеру (практические советы, заполнение форм).

Тема 10 « Обзорное знакомство с творчеством  поэтов и писателей США (литература США)» (5 часов)

Уроки 29-33. Лекция «Американская литература в  контексте мировой художественной литературы».  Гарриет Б. Стоун.  Джек Лондон. В. Ирвин. Марк Твен. Т. Драйзер.  О’ Генри. Э. Хемингуэй. Джон Стейнбек. Г. Лонгфеллоу. Мини-рефераты учащихся (биографические данные об авторах и их литературном творчестве). Знакомство с избранными произведениями. Работа с текстовыми материалами и фрагментами произведений. Самостоятельное чтение.

Урок 34. Презентация (защита) проекта.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

  Название темы,  раздела

Коли-чество часов на дан-ную тему (всего)

Коли-чество часов на раздел

Соединенные Штаты Америки

34

1

1.

1.1

Из истории США

Основание США. Новый Свет. Географические открытия. Первые европейские переселенцы.

3

1

2

1.2

Лекция «Коренные американцы. Культурное наследие аборигенов».

1

3

1.3

Война за независимость против Англии. Бостонское чаепитие. Декларация Независимости. Рождение американской нации. Конвент в Филадельфии. Движение против рабства. США сегодня.

1

4

2.

2.1

Географическое положение страны, климат, природные ресурсы, экономика страны.

Географическое положение страны, климат, временные зоны, природные ресурсы. Промышленность и сельское хозяйство. Доллар. Основные факты.

2

1

5

2.2

Лекция «Современное экономическое развитие страны». США сегодня (продолжение темы №1).

1

6

3.

3.1

Политическая система страны.

Конституция США. Билль о правах. Поправки к Конституции. Первый президент-Дж. Вашингтон.

3

1

7

3.2

Лекция с использованием видео о столице США (Вашингтон, округ Колумбия.)

1

8

3.3

Президентская республика. Ветви власти. Конгресс США и Сенат. Политические партии. Выдающиеся президенты в истории страны.

1

9

4.

4.1

 Образование.

Лекция «Система образование США. Американская модель».

4

1

10

4.2

Школьное образование. Частные школы. Школьные правила, форма.

1

11

4.3

Высшее образование Университеты. Куда пойти учиться. Престижные колледжи и профессии.

1

12

4.4

Портрет типичного американского студента. Заполнение форм.

1

13

5.

5.1

 Культура.

Музыка и искусство. Музыкальные стили. Прослушивание музыкальных фрагментов.

4

1

14

5.2

Киноиндустрия. Голливуд и его звезды. Театральная жизнь страны.

1

15

5.3

Американская живопись. Романтический пейзаж .

1

16

5.3

Архитектура.  Небоскребы и провинциальная Америка. СМИ, теле-радио корпорации.

1

17

6.

6.1

 Праздники и традиции.

Достопримечательности страны. Видеосюжеты по городам США. Нью-Йорк. «Американский альбом учителя».

3

1

18

6.2

Традиционные (сезонные) праздники.

1

19

6.3

Федеральные праздники (7).

1

20

7.

7.1

Спорт и отдых.

Американские виды спорта (все о спорте, олимпиаде в Солт-Лейк Сити).

2

1

21

7.2

Волонтерское движение. Мак Дональдс. Фаст Фуд.   Дисней-Лэнд.    Муз TV.

1

22

8.

8.1

Кто такие американцы.

Американский английский. Символика и символы страны. «Медеплавильный котел».

3

1

23

8.2

Американская мечта. Американский характер. Что стоит за американской улыбкой. Американская семья.

1

24

8.3

Лекция «Стереотипы и предубеждения.    Схожесть и разность, ценности общества. Мир многообразия. Этноцентрическое мышление. Толерантность».

1

25

9.

9.1

Выдающиеся люди страны.

А. Линкольн. Элеонор Рузвельт. Сезар Чавес. Политические деятели.

4

1

26

9.2

Мартин Лютер Кинг. « У меня есть мечта…». Иосиф Бродский.

1

27

9.3

Достижения страны.  Т. А. Эдисон. Лауреаты Нобелевской премии.

1

28

9.4

 Русские, ставшие известными в Америке. Как планировать свою карьеру.

1

29

10.

10.1

Обзорное знакомство с творчеством поэтов и писателей США (литература США).

  Лекция «Американская литература в контексте мировой художественной литературы».

5

1

30

10.2

Гарриет Бичер Стоун. «Хижине дяди Тома».

1

31

10.3

Джек Лондон. В. Ирвин. О’ Генри.

1

32

10.4

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Э Хемингуэй. «Прощай, оружие», «Старик и море».

1

33

10.5

Т. Драйзер. Джон Стейнбек.

1

34

Презентация курсового проекта.

1

Список литературы для учащихся:

1.The USA: geography, history, education, painting (a reader)/ Книга для чтения на английском языке. Серия «Школа в клеточку».-М.: «Лист», 1997 г. автор-составитель В.В. Ощепкова

2. USA: Geography, History, People, Culture/ Соединенные Штаты Америки: География. История. Население. Культура. Английский язык. 14 текстов о США.  А.П. Миньяр-Белоручева, Л.Н. Седелкина, Н.В. Васютина. М.: Учебный центр «Московский Лицей». 1996

3. Английский язык для школьников, поступающих в вузы и студентов. Топики. Тексты для чтения. Письменные тесты. Экзаменационные вопросы. И.В. Цветкова, И.А. Клепальченко, Н.А. Мыльцева. М.: «Глосса», 1995

4. Учебное пособие по английской и американской литературе. Составитель О.В. Зубанова. Изд.4-е.-М.: Издательство «Менеджер», 2000.

Рекомендуемая  литература для учителя:

1.The USA: geography, history, education, painting (a reader)/ Книга для чтения на английском языке. Серия «Школа в клеточку».-М.: «Лист», 1997 г. автор-составитель В.В. Ощепкова

2. USA: Geography, History, People, Culture/ Соединенные Штаты Америки: География. История. Население. Культура. Английский язык. 14 текстов о США.  А.П. Миньяр-Белоручева, Л.Н. Седелкина, Н.В. Васютина. М.: Учебный центр «Московский Лицей». 1996

3. Английский язык для школьников, поступающих в вузы и студентов. Топики. Тексты для чтения. Письменные тесты. Экзаменационные вопросы. И.В. Цветкова, И.А. Клепальченко, Н.А. Мыльцева. М.: «Глосса», 1995

4. Учебное пособие по английской и американской литературе. Составитель О.В. Зубанова. Изд.4-е.-М.: Издательство «Менеджер», 2000.

5. Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября»  «Английский язык  English»

6.  Language @ Culture. A Manual of English /Об англоязычной литературе на английском языке. Сборник текстов и упражнений для поступающих на гуманитарные факультеты высших учебных заведений. Е. В Яковлева, Е.Ю. Вершинина, М.: «Московский Лицей», 1996

7. Outline of American Literature. USA

8.Образовательные сайты и энциклопедии, он-лайновые издания англоязычной прессы.

                                                       

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...