Статья "Изменение потребительского отношения детей к праздникам"
статья по английскому языку

Данная статья по сути является речью, с которой я выступала на конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в 2017-2018 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_konkurs2.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня многие обеспокоены, не станет ли профессия учителя устаревшей в скором времени, ненужной в век компьютеров и Интернета, когда любая информация добывается нажатием пальца на клавиатуре или экране современных гаджетов. Какова миссия педагога, когда дистанционное образование и самообразование распространяются все шире и шире, информация льется со всех сторон, и слово учителя – это не истина в последней инстанции?  Какую роль он играет в современном мире?

Еще сто лет назад большая часть населения нашей страны была безграмотной. Учителя считались мудрыми людьми, знающими всё. Их уважали, им подражали, стремились быть на них похожими. Высокая и благородная миссия  - обучать, нести знания и быть примером. Всё просто и понятно.

А сегодня, когда образование обозначено как сфера услуг, в чём состоит миссия современного учителя? В том, чтобы качественно предоставить эти самые услуги ученику, угадать его потребности, нужды и предложить подходящий ассортимент? Возникает больше вопросов, чем ответов.

Попробуем сформулировать задачу для современного учителя по-другому: помочь ученикам найти истину, пропустить через себя, принять или отвергнуть, а если принять, то применить в жизни в нужный момент. Может, миссия учителя состоит в том, чтобы воспитать свободную, ответственную личность так, чтобы потом нас ждала «счастливая старость», как сказал Антон Семенович Макаренко. Великий педагог считал, что нужно воспитать человека на пользу общества, ведь правильное воспитание – залог гуманных общественных отношений в будущем. «В любом человеке есть доброе начало, только нужно уметь его отыскать. И долг учителя найти его и развить», - пишет Люси Мод Монтгомери.

  • What a teacher writes on the blackboard of life can never be erased.

«Что написано учителем на доске жизни, нельзя стереть». Автор этого высказывания неизвестен, однако все мы могли бы согласиться, что любое наше общение с детьми оставляет свой неизгладимый след. Каждое наше слово, жест, а иногда и просто взгляд могут подтолкнуть ребенка к свершениям, поддержать его в трудную минуту или наоборот остановить, предостеречь от неверного шага. A teacher affects eternity; he can never tell where his influence stops. ~Henry Brooks Adams  Как говорил американский писатель и историк Генри Брукс Адамс: «Учитель касается вечности, ему не предвидеть, где заканчивается его влияние». Нам не дано предугадать, когда проявится оказанное нами вольно или невольно влияние. Тем не менее, в наших силах  сделать всё, чтобы это влияние было максимально благотворным, полезным для будущей личности.

  • Учитель – скульптор. Контакт не точечный, но всеобъемлющий – помимо уроков.

Профессию учителя, бесспорно, заслуженно называют творческой. Каждый из нас, коллеги, каждый день создает произведения педагогического искусства. Нас называют художниками, которые пишут картину мира для зачарованной юной публики. Мы наполняем красками сложные отвлеченные понятия, делая их яркими и запоминающимися. Нас сравнивают с режиссерами, которые всегда оставаясь за кадром, создают условия для раскрытия талантов своих актеров. Мы можем лишь подсказать как, но исполнить роль они должны сами. И пожалуй, нет более строгих критиков, чем родители, каждый из которых хочет видеть своего ребенка на авансцене. Сегодня я хотела бы добавить в наш арсенал еще одно ремесло. Мы – скульпторы. Каждое наше соприкосновение с детской душой оставляет отпечаток. Подчас мы работаем с сырой глиной, податливой и охотно отзывающейся на всякое воздействие, а иногда – и с гранитом, чью твердую натуру не так-то просто изменить. Как скульптору невозможно создать шедевр, касаясь заготовки одним пальцем, так и нам порой недостаточно 45 минут.

Мне бесконечно повезло: я преподаю иностранный язык. Это предмет, развивающий личность как содержанием, так и своим назначением. Обучая детей коммуникативным навыкам, я готовлю их к полноценному взаимодействию с окружающим миром. Именно вербальное общение является одним из главных отличительных признаков человека. Умелое общение – признак развитого человека. А возможность успешно взаимодействовать и на иностранном языке дает шанс стать в будущем гражданином мира. Более того, иностранный язык – межпредметный курс, и как ни один другой позволяет охватывать практический все сферы жизни. На уроках мы с детьми заглядываем за кулисы истории, знакомимся с культурой и традициями, погружаемся в многообразие мира природы, обсуждаем современные жизненные реалии. Именно за счет самого содержания этого предмета выполнение развивающей и обучающей задач возможно в полной мере. Школа: учителя, администрация, внеклассная работа.

Всем нам хорошо известен прекрасный памятник Петру Первому «Медный всадник». Помните ли вы, кто создал его? (Дождаться ответов, в зависимости от ответов продолжить) Этьен Фальконе работал не один. Голову царя вылепила его ученица Мари Анн Коло, а змею – Фёдор Гордеев. Так и мы в своей работе должны быть едины с нашими коллегами, методистами, администрацией школы. Особую роль здесь играет сотрудничество с классными руководителями. Объединяя повседневную жизнь с жизнью школьной в различных мероприятиях, они предоставляют нам почти неограниченный простор для реализации талантов учащихся.

  • Опыт человечества сосредоточен в культурных ценностях, которые кристаллизовались в праздники.  Чему учат основные праздники? (8 марта, день матери, 23 февраля, Рождество).

Мероприятия, проводимые в школе, охватывают праздники, которые мы традиционно отмечаем в наших семьях. Опыт множества поколений человечества отражается в традициях, верованиях и культурных ценностях как то, что обязательно должно перейти к потомкам и направлять их жизненный путь. Празднования – сосредоточение всего того, что хотели передать нам предки. 8 марта чествует женщин, их успешную борьбу за становление равноправного общества; День матери – праздник любви и заботы, посвященный тем, кто дает начало новой жизни; 23 февраля – дань уважения защитникам нашей Родины, день, который напоминает нам о мужестве и патриотизме; Рождество – символ новой жизни, самопожертвования и чистоты намерений. Всё это кирпичики, лежащие в основе полноценной личности.

  • Современное отношение к праздникам у детей – потребительское. Как изменить? Прочувствовать, прожить, задумываться об этом больше, чем 1 день в году, вложить больше сил.

К сожалению, отношение современных детей к праздникам потребительское. Для них это лишь повод получить подарок, покрасоваться в новой одежде и ничего не делать в течение одного или нескольких дней. Как же изменить это отношение? Дети должны, прочувствовать эти праздники, заложенный в них глубинный смысл. Развитие личности происходит через деятельность. Для этого недостаточно просто нарисовать открытку, необходимо жить этими событиями, приложить максимум усилий, чтобы самим создать праздник.

  • Технология подготовки???

Как же этого добиться? Схем работы довольно не сложная.

Цель: заложить морально-нравственные основы личности

Ученики + учитель совместно

Ученики самостоятельно

Учитель

Решить, что мы хотим создать (песня, сценка, литературно-музыкальная композиция)

Подобрать материал

Подобрать материал

Обсудить содержание, расставить акценты

Распределить роли и обязанности (афиша, костюмы, реквизит, оборудование)

Определить график репетиций (встреч) и контрольные точки (частотность!)

Обеспечить информационное сопровождение взаимодействия (ИКТ)

Представить результат на мероприятии

Рефлексия

  • Результат – правильный эмоциональный паттерн. Их сочетание – яркая достойная разносторонняя личность

Уже в процессе работы дети задают много вопросов, выступают со своими идеями и предложениями, что свидетельствует об активной позиции творца, деятеля. Во время подготовки самого мероприятия и непосредственно после него дети переживают множество эмоций. Будь то восторг и радость или светлая грусть и почтение, разделенные со сверстниками, они сформируют верный эмоциональный отпечаток, паттерн, который в дальнейшем станет моральным ориентиром будущей личности – человека, свободно делающего выбор, так как его направляет собственный морально-нравственный компас, ответственного за свои решения и действия. Таким образом, на мой взгляд, исполняется миссия учителя – подготовиь достойного члена общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чем опасно потребительское отношение человека к природе

Чем опасно потребительское отношение человека к природе...

Сознательное отношение детей к своему здоровью

Как создать условия для формирования у учащихся сознательного отношения к своему здоровью...

формирование ценостного отношения детей к здоровому образу жизни через занятия физкультурой

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденциейк росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детейи темпов их физического и умственного развития.Детство является ключев...

Межличностные отношения детей в ГПД

И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе продлённого дня разворачивается сложный и порой драматичный сценарий...

Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы.

Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы....

Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей

Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особ...