Межличностные отношения детей в ГПД
консультация по теме

Погодаева Марина Викторовна

 

И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками.

 Практически в каждой группе продлённого дня разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Ребята дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnye_otnosheniya_detey_v_gpd.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Межличностные отношения детей в ГПД

И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками.

 Практически в каждой группе продлённого дня разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Ребята дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и педагоги иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача родителей и педагогов.

    Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют  чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

 Однако, прежде чем говорить о проблемных формах межличностных отношений, нужно понять, что со сверстниками ребенок общается совершенно по-другому, нежели со взрослым.

Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты школьников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии ребенка с взрослым. Если с взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов школьников связана с тем, что более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Школьники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой.

Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками школьники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это "безобразие". Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое "кривляние" имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала - игра, фантазирование, драматизация, - так популярны именно среди сверстников. Естественно, взрослея, дети все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако, раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения.

Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. Особенно ярко это проявляется в неумении школьников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

  В подростковом возрасте дети начинают интенсивно общаться со сверстниками. Свободное общение подростков – это не просто форма проведения досуга, а прежде всего средство самовыражения личности, установления новых межличностных отношений. У подростка появляется потребность совместной деятельности, коллективной жизни, желание быть принятым, уважаемым товарищами.

Общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношении полов). В отношениях подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят школу социальных отношений. Только здесь он может выступить в качестве ведомого и ведущего, командира и подчиненного, виновного и судьи учителя и ученика и т.д. Они стремятся реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Идет интенсивное самоутверждение среди сверстников.

Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения. Подросток рвется к товарищам, он проявляет стремление жить групповой жизнью. Для подростка очень важно, что о нем говорят и думают сверстники. Ориентируясь на сверстников и подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия морально-этических требований. Для того, чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток предпринимает все возможное. Иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

Неблагоприятные личные отношения взаимоотношения с товарищами воспринимаются подростками очень тяжело. Положение подростка в коллективе влияет на его поведение. Неблагоприятное положение в классном коллективе — одна из основных причин формирования «трудных» подростков. Такие подростки обычно преждевременно оставляют школу и чаще сверстников попадают под дурное влияние вне школы.

Самое трудное в отрочестве – чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.

Для подросткового возраста характерную особенность составляет увлечение (хобби). Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
Они делятся на следующие виды:

    1. Интеллектуально - эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т. д.).        
2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).        
3. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

 Подросток, с одной стороны, всегда хочет быть оригинальным, «современным», с другой – он раб штампов и стандартов.  Своеобразный внешний вид, следование моде в старшем подростковом возрасте являются одновременно средством самовыражения, принадлежности (выглядеть «своим»), идентификации (выглядеть «как все») и средством приобретения авторитета в своей среде. То же можно сказать относительно подросткового словотворчества (молодежный жаргон). Молодежный жаргон служит средством отличия «своих» от «посторонних», барьером для взрослых на пути к проникновению во внутренний мир и групповые интересы подростков.

Взрослым чаще всего бывает трудно понять, почему интеллектуально развитые подростки придают такое большое значение фирменным штанам, длинным волосам, сознательно коверкают язык и т.п. Дело тут не только в разных вкусах отцов и детей. Главное в том, что подростки хотят отличаться от старших. В фирменных джинсах и своеобразной прическе они видят символ своей индивидуальности. Следует отметить, что и у взрослых также нередко выражено желание привлечь к себе внимание, но у них для этого гораздо больше возможностей, например общественное положение, профессиональные достижения, в крайнем случае – внушительный кабинет, престижный автомобиль, коттедж.

Важнейшим фактором дружеского сближения подростков является сходство интересов и дел. Иногда желание дружить с кем-то, является причиной возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. Товарищ становиться образцом подражания.

Некоторые рекомендации для педагогов и родителей, которые они могли бы использовать в своем повседневном общении и  в  воспитательной  работе  с детьми-подростками, следующие:

- использовать скрытую помощь, лишь «подталкивать» ребёнка в нужную сторону;

 - давать возможность самому преодолевать свои трудности, самому или при помощи товарищей принимать решения;        

 - для преодоления конфликтов в коллективе организовывать совместную деятельность, которая должна быть значимой  и  соответствовать  возможностям подростков;

 - чаще обращаться к ребятам с просьбами, а не  с  приказами,  иметь чувство такта и меры;

- позаботиться, чтобы одно  из  увлечений  подростков  стало  более стойким, чем другие, стало осмысленным признанием;

 -  воспитательная  работа  с  подростками  должна  направляться  на развитие здорового честолюбия: уважения  и  строгости  к  себе.  Ни  в  коем случае нельзя сравнивать учеников друг с другом;

 - не  использовать  авторитарный  стиль  руководства,   оптимальным является вариант - «всегда рядом и чуть впереди»;

- в процессе общения развивать потребности   «размышлять  о  себе», изменять свой характер,  качества своей личности;

 - ставить перед подростками такие вопросы, отвечая на которые,  они пытались бы дать характеристику коллектива и подумали бы над тем, каково  их место  в  нем,  выяснили   бы   насколько   сформировано   у   них   чувство коллективизма;

 - не оберегать ребят от общения друг с другом, а сделать так, чтобы они  увидели  и  почувствовали  вкус  новых  отношений,   испытали   радость совместных забот, тревог, борьбы и победы;

- большее  влияние  уделять  школьному  коллективу,  способствовать сплочению подростков в классе, что помогло бы  избавить  детей  от  уличного влияния;

  -   тактично   систематически   использовать   конкретные   примеры взаимоотношений  школьников  данного  класса,   выяснять   и   анализировать проблемы, которые волнуют учеников;

 - использовать  все  формы  коллективной  деятельности  подростков: совместное познание мира, игры, развлечения, спорт, общественные работы;        

 - раскрывать интересы каждого ребенка, стараться включить  детей  с общими интересами в совместную деятельность,  что  помогало  бы  им  обрести новых друзей;        

-  стоит  чаще  обращаться  к  эпическим   беседам,   также   можно организовывать диспуты на тему «Культура общения», где ребята  могут  узнать о том, как нужно общаться, чтобы стать приятными собеседниками.

Что делать с непоследовательными подростками? Помнить, что все мы там были. Что все мы через это, с той или иной долей успеха, прошли. И стали «нормальными» людьми. Этот период закончится,  подросший ребенок отберет для себя убеждения и станет в них последовательным. На какое-то время. До следующего кризиса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей.

Важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды....

Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста через использование игровых форм работы

Становление ребенка как личности происходит в коммуникативных играх, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению известно...

Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы.

Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы....

Исследование межличностных отношений детей школьного возраста

Межличностные отношения приобретают особое значение для детей школьного возраста. В младшем школьном возрасте при общении со сверстниками активизируется познавательная предметная деятельность, формиру...

Комплекс игр, направленный на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Дети, имеющие нарушения слуха, имеют более низкий социометрический статус в сравнении с детьми, имеющими сохранный слух. В связи с этим учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, с...

Межличностные отношения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

На современном этапе активно решаются вопросы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Возможности устанавливать положительные межличностные отношения «особым» ребен...

Диагностика межличностных отношений детей в семье. Технология социометрического материала.

В данной статье представлены:1. диагностика "Кинетический рисунок", при помощи которой можно изучить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, отношения в семье и роль ребенка в ней...