Стратегиальный подход при формировании навыка смыслового чтения на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку

Князева Татьяна Владиславовна

В данной статье я описываю подходы к формированию смыслового чтения на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategialnyy_podhod_na_urokah_aya.docx74.96 КБ

Предварительный просмотр:

Князева Татьяна Владиславовна,

учитель английского языка

МОУ СОШ 6  с УИОП г. Надыма

Стратегиальный подход при  формировании навыка смыслового чтения

 на уроках английского языка

Современная жизнь требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умения её интерпретировать и в дальнейшем использовать.  В таких условиях возрастает необходимость много читать, ученики же демонстрируют отсутствие интереса к процессу чтения. Международные исследования PISA показали, что большинство учащихся не умеет  вычитывать информацию из текстов.  Очевидна необходимость в системной работе каждого учителя-предметника над формированием навыка чтения из класса в класс,  на каждом занятии, урочном или внеурочном, но, к сожалению, педагогические условия, в которых формируется этот навык несовершенны (несовременны, неэффективны).

 Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т. е. в сочетании языкового/иноязычного образования с элементарными основами литературного образования, а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью. Таким образом, в нем могут быть реализованы различные межпредметные связи.

Следовательно, учебный предмет Английский язык можно рассматривать как один из образовательных инструментом достижения такого фундаментального метапредметного результата как чтение. Отсюда и возникла у меня, как у учителя, мысль о необходимости в усовершенствовании подходов при формировании навыка чтения на уроках английского языка.

В соответствии с ФГОС на уровне НОО навык чтения формируется через работу с текстом, закладываются фундаментальные качественные характеристики: правильность, беглость, осознанность, выразительность; а на уровне ООО – учим стратегиям смыслового чтения (А.Г. Асмолов, И.А. Володарский: УУД, связанные с умениями осмысления цели чтения, выбора вида чтения, извлечения необходимой информации из текстов разных жанров и типов, определения основной и второстепенной информации, формулирования проблемы и идей текста, выражения оценки информации). Навык смыслового чтения – необходимое условие освоения основного образования.

В своем пособии «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах» Сметанникова Н.Н. (кандидат психологических наук, профессор, директор учебно-методического центра БЕСТТ, президент Русской Ассоциации Чтения и Московского отделения Международной Ассоциации Чтения (IRA), руководитель Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность», г.  Москва) представляет стратегиальный подход к обучению чтению. Обучение стратегиям чтения  и последовательное применение стратегий чтения разных текстов позволят учителю-предметнику изменить методику проведения урока, максимально дифференцировать, индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения, так как большая часть стратегий предусматривает индивидуальную, парную работу и работу в малых группах, в том числе и исследовательскую.  Профессор Сметанникова предлагает следующие виды стратегий для работы с информационным текстом: стратегии предтекстовой деятельности, стратегии текстовой деятельности и стратегии послетекстовой деятельности. Каждый этап работы с информацией, каждая стратегия предполагает использование тех или иных приемов.

Условия, в которых работает современный учитель:  дети не читают, дети  читают мало, дети читают не то, дети читают не так.  На мой взгляд, стратегиальный подход  при работе над чтением более чем оправдан и имеет все шансы, чтобы разрешить перечисленные выше противоречия. Использование стратегий чтения придает работе с текстом диалоговый и интерактивный характер, непосредственно связывает чтение с другими видами речевой деятельности – говорением и письмом. Реализация этого подхода в ежедневной образовательной практике меняет характер работы с текстом, делая сам процесс чтения интерактивным. Ученик же в процессе освоения стратегий чтения учится контролировать свое понимание текста. Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий. Обучить детей приемам и стратегиям работы с информационными текстами – именно этой целью я задалась в ходе работы над проблемой формирования навыка смыслового чтения. Следует учитывать   оптимальность использования того или иного приема на определенном этапе работы с информацией.

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.

Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию, соответственно этапы работы с текстом созвучны с этапами урока, разработанного в логике ТРКМ («Предтекстовая деятельность» - «Вызов», «Текстовая деятельность» - «Осмысление», «Послетекстовая деятельность» - «Рефлексия»).

Инновационность опыта заключается в  отборе наиболее эффективных приемов для каждой из стратегий текстовой работы с учащимися 5-9-х классов, т.е. на уровне основного общего образования (Приложение 1). Также я сделала акцент на необходимости продолжить  работу  над развитием и совершенствованием  компонентов навыка чтения, закладываемых  на уровне начального общего образования: правильность, беглость, осознанность, выразительность, так как, если выпускник НОО по завершению начальной школы испытывает определенные трудности с навыком чтения, то это скажется на качестве усвоения содержания ООП ООО, на качестве развитии стратегий смыслового чтения. Таких детей нельзя оставлять без внимания (это молчуны,  или, напротив, нарушители дисциплины, неоднократно переспрашивающие одно и то же и т.п. – неуспешные дети), проблемы будут расти из класса в класс. В силах каждого учителя работать и применять самые простые, но эффективные приемы, работающие на ликвидацию тех или иных затруднений (Приложение 2).

Использование приемов на стадии предтекстовой деятельности осуществляется мною по принципу снежного кома (от сложного к простому) – от приема «Фотограф» (визуальное восприятие текстовой информации) до «Батарея вопросов» (размышление-припоминание-предположение). Это позволяет легко и последовательно погружаться в тему информационного текста. Стратегии предтекстовой деятельности – достаточно новое явление в работе учителя. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь очевидно, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащимся читать текст, тем выше достигаемый ими результат.  

Текстовая деятельность ориентирована на осмысление текста. На данном этапе задача учителя – правильно управлять процессом чтения. Практика показала, что самые эффективные приемы и стратегии на данной стадии: деформированный текст, говорящие слова, ключевые понятия, чтение с цветовым выделением, с постановками своих вопросов по тексту, с пометками (понял +/ не понял - / надо обсудить ?), с обсуждением «какого суждение?» (верно/ не верно/ об этом не сказано). Последнее является обязательным типом задания из раздела «чтение» на экзамене по английскому языку в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Качество продуктивного, осмысленного чтения проверяется в ходе послетекстовой работы. Здесь важна системность и логичность применения приемов. Стратегия «Проверочный лист» является одной из ключевых на данном этапе работы. На первых этапах применения проверочный лист составляется педагогом для обучающихся. Учащиеся знакомятся с критериями выполнения задания и готовят его в соответствии с предлагаемыми требованиями. Они понимают, в каком случае ставится положительная оценка. Когда стратегия освоена, проверочный лист составляется совместно педагогом и учащимися (Приложение 3). Основные приемы реализации данной стратеги: «Открытый микрофон» (краткий пересказ), «Кластер», «Ментальная карта», «Письмо»,  «Разговор по телефону» (преобразование монолога в диалог), «Хочу поделиться» (составление своего текста на основе своего опыта: о себе, о своей стране и т.д.).

Благодаря стратегиальному подходу при работе с информационным текстом отмечается положительная динамика качества выполнения заданий из раздела «чтение» в ходе тематических  контрольных работ (60%, 2017/2018), диагностических работ (Муниципальная диагностическая работа для обучающихся 5-7-х классов, 75 %, 2017/2018), олимпиадные задания ВОШ по английскому языку (институциональный уровень, 75%, 2017/2018 -2018/2019).

Предметными результатами в выбранном мною разделе, т.е. «чтении» для сдачи ОГЭ, являются:

  • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
  • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
  • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.

Перечисленные выше результаты достижимы при системной работе над формированием навыка смыслового чтения на уроках английского языка посредством технологии стратегиального подхода.

 

Приложение 2

Для расширения фокуса зрения (на основе  таблицы Шульте)

s

Y

x

j

r

f

a

I

e

k

n

v

z

q

H

l

p

d

B

u

c

g

M

o

w

*t (пропущена)

Для тренировки угла зрения

S

                 R

F

                 K

N

s h f u w

 k l r c n

                 H

L

                 U

C

                 W

Чтение без пробелов (на развитие устойчивого внимания).

Spotlight 7. Module 1 (a).

A city mouse or a country mouse?

№7, p. 7.

Portfolio:

Writeane-mailtoyourEnglishpenfriend.Writeabout:whereyoulive,yourdailyroutine,whatyouaredoingthesedays/tonight.

Чтение без гласных (на развитие внимания, памяти).

Spotlight 6. Module 4 (b). (How about…?)

c.m.d.

r..l.t. sh.ws

dr.m.

s.tc.ms

t.lk sh.ws

n.ws

sc..nc. f.ct..n

pr.gr.mm.s

c.nc.rt

thr.ll.rs

 

Расширение поля зрения

 Spotlight 9. Module 1-4 (word formation)

kind

active

arrogant

sleepless

ness

real

ity

important

ance

gentle

secure

distant

Словарная работа:

Работа с понятиями, перевод которых требует пояснений на русском языке.

Flexible (Spotlight 8. Module 2) - гибкий (наиболее частое детское предположение – «умеющий приспосабливаться») Из учебника по психологии: Гибкость мышления – это способность человека к поиску новых решений и умение свободно пользоваться исходным материалом, определять ассоциативные связи и быстро менять поведение и мышление. Гибкость ума означает способность видеть рассматриваемую ситуацию в развитии и предвидеть возможные результаты события. (Можно привести синоним на русском языке «смекалистый»)

https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/wp-content/uploads/2017/07/15_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80-175x175.png

Для артикуляционной гимнастики

Скороговорка про моряка  (отработка звука [i:] )

A sailor went to sea (Вышел матрос в море)

To see what he could see, (Посмотреть, что он сможет увидеть)

And all he could see (И все, что он смог увидеть)

Was sea, sea, sea. (Было море, море, море.)

 

Приложение 3

Для обучающихся 5-6-х классов проверочный лист разрабатывается на русском языке, для 7-9-х классов – на английском.

         «Открытый микрофон» (Краткий пересказ)

  1. Определена тема текста (Yes/Now).
  2. Названы главные мысли текста и основные детали (Yes/Now).
  3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Yes/Now)
  4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Yes/Now)
  5. Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста. (Yes/Now)

«Разговор по телефону» (Работа в паре: преобразование монологического текста в диалогический)

  1. Сохранена тема монологического текста (Yes/Now).
  2. Основные идеи и детали, заложенные в монологическом тексте, отражены в полном объеме (Yes/Now).
  3. Лексико-грамматическое оформление текста соответствует стилистическим нормам и правилам языка (Yes/Now).
  4. Соблюдены правила построения диалогического текста:

-форма (Yes/Now) ;

-правила этикета (Yes/Now).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для отработки навыков грамматики на уроках английского языка

Эти карточки вы можете использовать для тренировки, закрепления, самостоятельных или контрольных работ по грамматике...

Формирование навыков говорения на уроках английского языка 6 класс

Данные карточки предназначены для использования на зачётах по английскому языку в 6 классах школ с углублённым изучением английского языка. Разработаны для учебника для общеобразовательных учреждений ...

Формирование и развитие навыка аудирования на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей ученика и применением новых образовательных технологий.

Данная статья об особенностях обучения детей навыку аудирования с учетом их индивидуальных способностей и типа интеллекта....

Коррекционно-развивающая программа. Развитие навыков беглого чтения на английском языке.

Для формирования навыков осознанного чтения, так же как и любого другого навыка, важна многократность упражнений в самом чтении. Учитывая сложность работы по формированию навыков осознанного чтения дл...

Педагогический опыт учителя английского языка "Формирование навыков говорения на уроках английского языка"

В данной работе представлен опыт работы по формированию навыков говорения на уроках английского языка....

презентация по английскому языку на тему : " Эффективная реализация коммуникативного подхода в обучении грамматики на уроках английского языка"

Реализация коммуникативного подхода в обучении грамматики на уроках английского языка  как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции...