Развитие информационных умений школьников на уроке
статья по английскому языку
Предварительный просмотр:
Развитие информационных умений школьников на уроке
иностранного языка
Мы живем в информационном обществе, поток информации растет большими темпами, в условиях стремительного развития информационных технологий, во многом определяющих становление современного общества, существенно возрастает роль информационной деятельности человека, поэтому каждый ученик, в силу своих способностей, должен:
- уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое;
- ощущать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии ее поиска;
- уметь самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;
- творчески преобразовывать, сохранять и передавать найденную информацию;
- уметь использовать программные средства, ориентированные на решение задач в различных сферах деятельности.
Данные задачи решаются при формировании у учащихся информационной компетентности (слайд 2): ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Информационная компетентность является одной из ключевых компетентностей, которой должен обладать учащийся, способный успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Данная компетентность является не только целью образования на данном этапе его развития, но и средством достижения высокого уровня знаний современного школьника.
Информационная компетентность основана на информационных компетенциях (слайд 3) или информационных умениях: - совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Т.е. это владении современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет), поиском, анализом и отбором необходимой информации, ее преобразования, сохранения и передачи. Другими словами - это требования к образовательной подготовке учащегося, умения школьника находить, отбирать, необходимую ему информацию.
Информационная компетенция относится к группе ключевых компетенций школьников, (слайд 4) является одним из приоритетов общего образования и включает в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
(слайд 5) Формирование информационной компетенции включает в себя освоение таких способов деятельности, как
1) планирование информационного поиска (это умения ученика ориентироваться в огромном мире информации, т.е. выявлять, какой информации не хватает для решения задачи, и определять ее источник.)
2) извлечение необходимой информации (для этого учащийся должен уметь работать с различными источниками (словарями, энциклопедиями, Интернетом, каталогом, схемой, диаграммой и т.д.)
3) обработку полученной информации (это включает в себя способности мыслить и делать умозаключения в соответствии с поставленной задачей, связывать новую информацию с освоенной ранее, переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, схему, график и наоборот), редактировать и создавать собственный текст с использованием мультимедийных средств и компьютерных технологий.
Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции учащихся.
Следует сказать, (УМК) «Английский в фокусе», по которому ведется преподавание английского языка в школе, создан на основе Примерных программ по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам и Европейского стандарта в области изучения иностранных языков, что является его отличительной особенностью.
Итак, какие приемы, формы, методы можно использовать на уроках иностранного языка для формирования информационной компетентности учащихся?
1. проектная деятельность.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
Задачи проекторной деятельности - развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, формулировать, анализировать необходимую для решения проблемы информацию, решать задачи практического содержания, связывать их с реальными ситуациями в жизни.
Проекты формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся, развивают исследовательские и рефлексивные навыки.
Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Пример из практики: (слайды 7 и 8) Проект «Моя любимая еда», 2 класс, Учитель объясняет, что дети должны написать о своей любимой еде. После того как учитель проверит письменные работы, учащиеся переписывают свой рассказ на отдельный лист бумаги и иллюстрируют его картинками или своими рисунками (должны найти иллюстрации из газет, журналов). В классе устраивается выставка детских работ.
Проект - это информационный продукт, созданный учащимся, или группой учеников под руководством учителя, который и становится показателем информационной компетентности школьника.
Проектная деятельность, как никакая другая способствует формированию устойчивых навыков самостоятельной работы с большими объемами информации и развитию информационной культуры личности.
1. Кластер (слайд 9) (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, “с высоты птичьего полёта”. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.
Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала.
Слово “кластер” происходит от английского cluster - гроздь, груда, рой, скопление. Кластер - графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, - основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня - классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня - дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.
Важно и то, что построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся, выбора тем учебных проектов.
Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности (особенно у тех, кто плохо вписывается в систему традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения). И самое главное - учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.
Вышеописанная технология обучения на основе творческой переработки текста позволяет учить интересно, быстро, качественно и даёт учащимся чувство удовлетворения.
- Графические схемы, диаграммы, (слайд 10)
Учащиеся должны изучить диаграмму и составить предложения на основе полученной информации.
- (слайд 11) Работая над написанием эссе на различные темы (например, тему «Знаменитые личности»), учащиеся 8 класса пользуются Интернетом, где есть масса биографических сведений о жизни современных «звёзд», которые часто являются их кумирами. Учащиеся пишут собственный текст с опорой на план. На уроке предварительно изучался текст об одной известной личности.
Применение информационных технологий развивает информационные умения учащихся, так как занятия становятся для них интересными, формируется положительная мотивация к учению. Информационные умения развиваются при применении в учебном процессе презентаций, обучающих программ, так как с их помощью учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; они становятся более творчески и уверенными в себе. Информационные технологии позволяют «коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам».
Основными отличиями цифровой грамотности от традиционной являются:
• Информация не ограничивается текстом. Компьютер позволяет использовать такие медиа - ресурсы, как видео, аудио и фото.
• Поиск информации в Интернете отличается от работы с печатной книгой или статьей: в Интернете мы чаще используем несколько источников.
• Цифровая грамотность - многомерный и интерактивный навык. Это означает умение не только читать, но интегрировать и использовать ресурсы из множества источников и передавать вновь созданные фрагменты информации другим
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, научно-исследовательские работы и проекты.
В практике преподавания возможно использование созданных специально для конкретных уроков мультимедийных конспектов-презентаций, содержащих краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляются определения, схемы, которые обучающиеся записывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации распечатывается для каждого учащегося), что позволяет использовать данный материал на этапе повторения, развивающие виды заданий.
Используя интерактивные технологии, педагог имеет возможность эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
(слайд 12) Видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают учащимся более глубоко познакомиться с иноязычной культурой, и оказывают помощь в выполнении упражнений по теме «Страны изучаемого языка». Средства ИКТ способствуют быстрому овладению учащимися фонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке.
В целях закрепления и обобщения материала учащиеся оформляют буклеты со справочной информацией в программе «Microsoft Publisher», создают кроссворды, тесты в программе «Excel», пользуются математическими программами. При выполнении данных работ проявляются творческие способности учащихся, их фантазия, глубина мышления, формируется информационная компетентность.
В качестве домашнего задания в старших классах можно задавать подготовку презентации по изученной теме. Также имеет смысл задавать подготовку сообщения по вводной странице следующего модуля в качестве домашнего задания после написания контрольного теста.
Использование на уроке Интернет-ресурсов.
Интернет - это источник дополнительной и актуальной информации, используя которую возможно сделать процесс обучения более эффективным. Ведь в Интернете можно найти информацию, которой иногда так не хватает на уроке.
Использование ресурсов Интернета в качестве: поиска необходимой информации; просмотра решения заданий; самостоятельного изучения новой темы; контроля знаний и т.д является новой, увлекательной для учащихся формой учебной работы.
Сегодняшним школьникам предстоит жить в новом информационном обществе, поэтому очень важно сформировать у них умение общаться с практически безграничными ресурсами компьютерной сети.
(слайд 13, 14) Учителям важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию из различных источников, ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата.
Из опыта работы могу сказать, что информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно они способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором ученик сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Очевидно, что уже в ближайшее время изучение иностранных языков с внедрением новых информационно-коммуникативных технологий из области исследований перейдёт в область обучения и получит широкое распространение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перевод предметных умений в общеучебные умения школьника на уроках ИЗО
«ПЕДАГОГИКА – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опир...
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, активизировать обуче...
Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка
Данная статья представляет собой обзор на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...
Работа с текстом на уроках русского родного языка как способ формирования и развития метапредметных умений школьников
Представлена работа с текстом забайкальского писателя А.А.Черкасова...
Развитие коммуникативных умений школьников с помощью игровой технологии на уроках английского языка
Статья рассказывает о важности испоьзования игр на уроке иностранного языка...
Развитие коммуникативных умений школьников с помощью игровых технологий на уроках математики.
Что же такое коммуникативная компетентность?Коммуникативная компетентность – это, прежде всего, готовность и способность к коммуникации, т.е. конструктивному общению. И на сегодняшний день это о...
«Совершенствование монологических умений школьников на уроках английского языка с использованием технологии развития критического мышления»
Английский язык в силу своей специфики обладает потенциальной возможностью ответить на запросы современного общества и отдельно взятой личности. Важнейшей целью изучения английского языка ...