Методика обучения аудированию на уроках английского по ФГОС
презентация к уроку по английскому языку

Гоар Николайи Маркарян
Методика обучения аудированию на уроках английского по ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1_audirovanie.pptx429.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Будучи целью обучения, аудирование дает возможность понимать на слух аудиотексты разного содержания и уровня сложности, обеспечивая тем самым достижение практической, общеобразовательной и воспитательной целей обучения и формирование вторичной (иноязычной) языковой личности.

Слайд 3

Умение воспринимать речь на слух не формируется само собой в результате практической деятельности и не является побочным продуктом говорения, а нуждается в специальном обучении. При отсутствии целенаправленных занятий по аудированию уровень понимания воспринимаемого на слух текста даже на родном языке в среднем составляет не намного выше 50 %'. В условиях обучения иностранному языку уровень понимания иноязычного текста еще ниже, чем на родном языке, что является дополнительным аргументом в пользу специального обучения аудированию с учетом специфики и сложности этого вида речевой деятельности.

Слайд 4

Занятия по аудированию проводятся на всех этапах обучения языку с постепенным усложнением содержания и объема текстов, целей и задач обучения. В образовательных стандартах и создаваемых на их основе программах определены требования к уровню владения навыками и умениями аудирования на разных этапах обучения языку в общеобразовательной школе . В условиях школьного курса иностранного языка (начальный этап овладения языком) планируется достижение элементарного и базового (порогового) уровня аудирования. Здесь закладываются основы владения языком, необходимые для продолжения обучения на последующих этапах.

Слайд 5

Умения аудирования на разных уровнях овладения языком в средней школе выглядят следующим образом. Во 2 — 4 классах начальной школы достигается уровень А1 — учащиеся овладевают умениями восприятия и понимания речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования — до 1 мин.

Слайд 6

Примеры заданий ● Listen and point (e.g. when students listen to new words and point at the pictures). ● Listen and say what it is about (e.g. when students listen to a story). ● Listen and number (e.g. students have pictures from a comic strip and should number the pictures). ● Listen and order the lines (e.g., for the song or the steps of the story). ● Listen and answer comprehension questions (e.g., for the fairytale) ● Listen and choose “True” or “False” ● Listen and correct the information. (e.g., biography of a child).

Слайд 7

● Listen and match. (e.g., phrases with pictures) ● Listen and make ( e.g , craft activity). ● Listen and draw/ visualise ( e.g , activities aimed at developing students’ imagination and creativity) ● Listen and repeat. (e.g., chant or song or story lines) ● Listen and role-play (e.g., a part from a story)

Слайд 8

В 5 —9 классах основной школы достигается уровень А2, что подразумевает владение умениями понимать на слух несложные тексты с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Слайд 9

При этом предусматривается развитие следующих умений: • прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; • выбирать главные факты, опуская второстепенные; • выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст; • игнорировать незнакомый языковой материал, не существенный для понимания.

Слайд 10

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текста — 1,5 — 2 мин.

Слайд 11

Аудиотекст в качестве средства обучения аудированию используется на занятиях уже на начальном этапе обучения. Более легкими для работы считаются тексты, удовлетворяющие следующим требованиям: • соответствие уровню языковой подготовки учащихся: сначала — тексты учебные, по мере совершенствования умений аудирования — аутентичные; • сферы общения — бытовая, учебная;

Слайд 12

структура текста логичная, информативная, содержащая вводную часть, основной коммуникативный блок, заключение; • использование в основном простых предложений, содержащих избыточные элементы (вводные слова, повторы, перифразы) и опоры, облегчающие прием информации.

Слайд 13

Этапы работы с материалом Pre-listening Актуализация и диагностика знаний, мотивация, предупреждение возможных трудностей While listening Развитие навыков аудирования, знакомство с языковым материалом в контексте, формирование представлений о культурном контексте Post listening Практика использования языкового материала, рефлексия успешности выполнения задания, выбор траектории дальнейшей работы

Слайд 14

Типы задач учебного аудирования Основная идея / Listening for Gist Определить ключевую идею, намерение, отношение . Специфическая информация / Listening for Specific Information Выделить из большого объема заданные элементы Детали / Listening in Detail Услышать подробности для выполнения последующего задания Выводы / Inferential Listening Прийти к выводу, основываясь на услышанной информации

Слайд 15

На предтекстовом этапе: 1) создается мотивация на прослушивание аудиотекста , для чего может проводиться краткая беседа по теме текста. Важно, чтобы вводная беседа была краткой и не превращалась в пересказ содержания аудиотекста . В беседу вовлекаются учащиеся;

Слайд 16

В качестве заданий, предшествующих прослушиванию текста, могут быть предложены следующие: Прослушайте текст и ответьте на вопросы к тексту. (Вопросы могут предшествовать прослушиванию либо предложены после работы с текстом. Методически целесообразнее предлагать вопросы до прослушивания текста, особенно на начальном этапе обучения.) Перескажите текст (кратко или подробно).

Слайд 17

Текстовый этап заключается в прослушивании аудиотекста с установкой на понимание его содержания. Рекомендуется однократное прослушивание текста в среднем темпе речи носителей языка. Предъявление текста непосредственно преподавателем (контактное общение) также облегчает процесс аудирования за счет опор, которыми пользуется преподаватель.

Слайд 18

Составьте план текста в процессе аудирования. Прослушайте текст, разбейте его на смысловые блоки и озаглавьте каждую часть текста. Будьте готовы сформулировать главную мысль, содержащуюся в тексте, дать ему оценку, выразить свое отношение.

Слайд 19

В зависимости от установки прослушивание текста может сопровождаться заполнением таблицы, восстановлением пропущенных в тексте слов, выбором ответа на вопросы из заранее предложенных вариантов.

Слайд 20

На послетекстовом этапе работы с аудиотекстом учащимся предлагается выполнить задания с целью: • проверить понимание содержания текста (общего/детального/ критического) с учетом предтекстовой установки; • обсудить содержание текста на уровне значения и смысла; • воспроизвести содержание текста путем составления плана, ответов на вопросы к тексту, пересказа его содержания с различной установкой; • закрепить содержащийся в тексте лексико-грамматический материал .

Слайд 21

Система упражнений для обучения аудированию Ha занятиях по аудированию упражнения используются для преодоления трудностей восприятия речи на слух и осмысления поступающей по слуховому каналу информации.

Слайд 22

Упражнения в преодолении психологических трудностей аудирования: • упражнения для развития механизма оперативной памяти, способствующие увеличению объема памяти. В таких упражнениях рекомендуется повторение слов, словосочетаний, предложений вслед за диктором. Объем текста и темп его предъявления постепенно увеличиваются. Развитию оперативной памяти способствуют также упражнения на выделение новой информации при сравнении двух вариантов сообщения и заучивание наизусть:

Слайд 23

Прослушайте фразы. Повторяйте вслед за диктором. Прослушайте фразы. Определите пропущенное слово. Прослушайте два варианта сообщения. Скажите, что вы узнали нового для себя из второго сообщения? ( Далее следуют тексты сообщений. )

Слайд 24

Упражнения на развитие механизма вероятностного прогнозирования. Уровень развития механизма выражается во внутренней готовности учащегося услышать определенное слово или словосочетание в потоке речи. Например: Вставьте в текст пропущенные слова. Завершите фразы. Подберите как можно больше определений к данным словам. Прослушайте текст и отметьте на карточке предложения, которые являются логическим продолжением услышанного. (С помощью этого упражнения формируется умение предугадать фразу, логически связанную с предыдущей.)

Слайд 25

Закончите предложение, руководствуясь смыслом ситуации. Прослушайте начало текста и составьте его продолжение. Придумайте эпизод, который мог бы предшествовать прослушанному тексту. Прослушайте заголовок/вступление к тексту и выскажите предположение о возможном его содержании. Ответьте на вопросы к тексту. (Особенность задания состоит в том, что вопросы предшествуют работе с текстом и тем самым ориентируют учащихся в материале.)

Слайд 26

При слушании аудиотекста узнавание фонем, слов, грамматических форм, структуры и смысла высказывания происходит с помощью механизмов кратковременной и долговременной памяти. Наиболее эффективным упражнением для развития механизма долговременной памяти является заучивание текстов наизусть и их воспроизведение (в том числе отсроченное): Согласитесь или не согласитесь со следующими утверждениями. (Задание дается после прослушивания текста). Прослушайте текст, а затем сравните его с печатным вариантом текста и найдите расхождения между текстами. Запомните и воспроизведите даты, имена, географические названия, содержащиеся в прослушанном тексте. Прослушайте слова и сгруппируйте их по теме (например: «Продукты питания», «Виды спорта»).

Слайд 27

Упражнения на понимание информации описательного характера на знакомом учащимся материале. Для работы предлагается монологический текст описательного характера. Содержание текста знакомо по предшествующим занятиям. Сообщение рассчитано на 3—5 мин звучания. Подтекст отсутствует. Затем предлагаются упражнения типа: Прослушайте текст и ответьте на вопросы к тексту. Расскажите текст;

Слайд 28

На занятиях используются также следующие типовые упражнения: Поднимите руку, когда услышите неправильное утверждение. Догадайтесь по описанию, о ком/о чем я говорю. Ответьте «да», если вы согласны с моим утверждением. Найдите расхождения между услышанным и изображенным на рисунке. Прослушайте начало диалога и предположите его возможное продолжение. Прослушайте диалогический текст и передайте его содержание в форме монолога

Слайд 29

Подтвердите или опровергните утверждения, основанные на прослушанном тексте. Слушая текст, составьте его план. Составьте план прослушанного текста и перескажите его по плану. Прослушайте текст, разделите его на смысловые части и озаглавьте их. Прослушайте текст. Составьте тезисы на материале текста.

Слайд 30

Оцените прослушанный текст с точки зрения того, что в нем было для вас интересно/неинтересно, ново/неново. Составьте рецензию на прослушанный текст. Слушая текст, покажите на рисунке предметы, о которых идет речь. Выделите в прослушанном тексте ключевую информацию (опорные вехи). Выберите из нескольких предложений те, которые характеризуют развитие сюжета в тексте.

Слайд 31

Восстановите содержание текста с помощью вопросов, плана, ключевых слов, зрительных образов. Слушая текст, укажите на расхождения между текстом и зрительным рядом. Прослушайте текст. заполните анкету, укажите автора и название текста, о ком/о чем текст, ключевые слова в тексте, незнакомые слова, впечатления о прослушанном тексте.

Слайд 32

Crazylink – ресурс подойдет учащимся с уровнем Elementary и выше. Это быстроразвивающийся русскоязычный ресурс, который поможет вам увеличить словарный запас. В указанном разделе представлены мини-уроки с песнями на английском языке. Для начала вам предложат выучить некоторые слова из песни с помощью различных упражнений, потом можно изучить текст и посмотреть клип

Слайд 33

learnEnglish -online - Выберите любимую песню. В открывшемся окне вам дадут информацию на английском языке об исполнителе и композиции. Также вы прочтете краткую справку по изучаемой с помощью песни грамматической теме. После этого вы можете слушать хит и заполнять пропуски в тексте, расположенном ниже . . Lyricsgaps ресурс- Ресурс предлагает увлекательный способ изучения английского языка с помощью музыки. Здесь вы найдете интерактивные упражнения, в которых вам нужно будет заполнить пробелы в текстах песен, выбрав подходящее слово из предложенных вариантов. Упражнения к каждой композиции разделены на три уровня: Beginner , Intermediate и Expert .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение аудированию на уроках английского языка.

Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее порождения.  В учебном процессе аудирование выступает как цель и как средство. Как средство оно может быть использо...

Обучение аудированию на уроках английского языка

В учебном процессе аудирование является одновременно средствоми целью обучения. При обучение  аудированием учащиеся овладевают зву-ковой стороной языка, его фонемным составом и интонацией: ...

Обучение аудированию на уроках английского языка на средней и старшей ступени

В статье раскрываются цели и методика обучения аудированию, методы и приёмы работы с аудиотекстами....

Обобщение опыта по английскому языку по теме: "Обучение аудированию на уроках английского языка"

Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее порождения.В реальном общении приходится много слушать, и то, насколько точно и полно воспринимается информация, определяет да...

Мотивация, как одно из главных условий для успешного обучения аудированию на уроках английского языка в старшей школе.

Статья посвящена проблеме повышения мотивации при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе. На основе опыта работы автор статьи предлагает способы решения данной проблемы. Ключ...

Технология обучения аудированию на уроках английского языка.

Этот материал будет интересен любому учителю английского языка, который стремится эффективно обучить своих учащихся очень непростому виду речевой деятельности - аудированию. В статье подробно описаны ...

Обучение аудированию на уроках английского языка в системе дистанционного обучения

https://cyberleninka.ru/article/v/primenenie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-pri-formirovanii-navykov-audirovaniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v...