Статья "Организация рефлексивного осмысления результатов урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС"
статья по английскому языку (8, 9 класс)

Особенности использования рефлексии как средства формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронцова Галина Николаевна,​ учитель английского языка

ГБОУ СОШ №287 г. Санкт-Петербург

Организация рефлексивного осмысления результатов урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Согласно требованиям ФГОС второго поколения​ ​ важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию​ и​ самосовершенствованию, к осуществлению осознанной саморегуляции, имеющей непреходящее значение для максимальной реализации​ ​ возможностей личности.

Центральным звеном осознанной, т.е. произвольной саморегуляции является самооценка, определяющая направление и уровень активности человека, его отношение к миру и людям, к самому себе.​ При​ ​ обращении человека к анализу​ ​ оснований собственных действий и деятельности в целом его самооценка становится более надёжным механизмом саморегуляции. Это и заставило меня​ ​ на учебных занятиях большое значение уделять организации рефлексивной деятельности.

​ ​ Рефлексия - самоанализ деятельности и ее результатов. Существует следующая классификация видов рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия содержания учебного материала;
  • рефлексия деятельности.

Все​ ​ способности человека развиваются в процессе деятельности.​ ​ Поэтому мы остановились на рефлексии деятельности. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и целеполагания. Рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы в соответствии со своими интересами и возможностями.

При изучении темы охраны окружающей среды предлагаем провести​ ​ мониторинг экологических проблем своего района или подготовить проект «Что я могу сделать для охраны окружающей среды». Учащиеся знакомятся с полным объемом информации и выбирают посильное для них задание. При этом они должны​ ​ не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие анализировать свою деятельность.

Для развития рефлексивных способностей у младших школьников применяем следующие приёмы:

  1. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька (у «человечка» руки опущены) - у меня ничего не получилось; средняя ступенька (у «человечка» руки разведены в стороны) - у меня были проблемы; верхняя ступенька (у «человечка» руки подняты вверх) - мне всё удалось.
  2. «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
  3. «Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

4 «Поезд»​ ​ На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось​ ​ неинтересным. Можно использовать только один жетон по​ ​ усмотрению ученика

  1. «Поляна».  На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком - бабочка. Предлагаем детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

В 5-7 классах особенно важным считаем подведение итогов в конце урока, темы с вовлечением детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему научились, какие умения проявили.

Теперь я знаю

Теперь я умею

рассказывать о …

задавать вопросы

заполнять таблицу

английские традиции​

беседовать о…

что нужно сделать для…

В 8-9 классах часто используем приём рефлексии в форме синквейна, когда ученик сам осмысливает то, что он понял и передаёт это в сжатой форме, выделяя основное, главное:

1 .Namethemainidea (назовите​ основную​ мысль)

2 .Describeitintwoadjectives (опишите​ её​ двумя​ прилагательными)

  1. Describeitinthreeverbs (опишитееётремя глаголами)
  2. Relationtothetopic (отношениектеме)
  3. Synonymtothemainidea (синонимосновноймысли)

Развивается умение анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников по логической схеме. Школьники учатся сравнивать, делать выводы, давать оценку.

На старшей ступени обучения особенно важно побуждать учащихся к развитию информационных умений, связанных с использованием самостоятельного приобретения знаний: осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную литературу, умение выделить нужную информацию из различных источников.

​ Посредством рефлексивных действий старшеклассник выдвигает цели деятельности и поведения, составляет план их осуществления, осмысливает свои потребности в системе принятых ценностей, прогнозирует последствия совершаемых действий. Это помогает учащимся приобрести навыки исследовательской деятельности: анализировать смысл и характер вопросов, аргументировать свою позицию, пользоваться сокращёнными видами записей (план, тезисы), редактировать свой и чужой текст. В наибольшей степени на старшей ступени на развитие личности школьников, их самостоятельности и творчества нацелено реферирование и аннотирование текстов. Это требует применения следующих приёмов рефлексивной деятельности:

  • анализ отдельных слов, предложений текста для лучшего понимания их значения и смысла текста в целом;
  • поиск смысловых опор;
  • выделение наиболее существенного, главного;
  • сжатие текста;
  • его оценка;
  • прогнозирование (дальнейшего содержания, нахождение в тексте мест, куда подходят пропущенные фразы)
  • При выборе того или иного вида рефлексии я обязательно стараюсь учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. Подробнее остановлюсь на каждом виде рефлексии.
  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  • Использую на уроках с целью установить настроение учащихся, увидеть, как оно меняется.
  • «Смайлики». Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого (I’mfine), нейтрального (I’m OK), грустного (I’mnotverywell). Я задаю детям вопрос: «Howareyou?», а они выбирают и показывают «смайлик», который соответствует их настроению.
  • «Ваза настроения».  В начале урока я раздаю бумажные цветы зеленого (мне понравился урок и он был интересным  - I likedthelesson) и  желтого (мне не понравился урок - I didn’tlikethelesson) цвета. На доске изображена ваза. В конце урока я прошу детей прикрепить цветок к вазе.
  • Рефлексия содержания учебного материала.
  •  Применяю на своих уроках с целью выяснить, как учащиеся осознали содержание изученного материала.
  • «Незаконченное предложение». Каждый учащийся формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания и умения.
  • I thinkthelessonwasusefulformebecause…
  • (Я считаю, что урок был полезен для меня, потому что…)
  • I thinkI’vemanagedto…
  • (Я считаю, что у меня получилось…)
  • «Я не знал, теперь я знаю». Учащиеся подводят итоги проделанной работы по новому или пройденному материалу, говоря при этом, чему они научились, и что могут теперь.
  •     Now I – knowhowto ….. speakabout…
  •         can …………..  findnecessaryinformation
  •                     explaintheproblem
  •                     saymyopinionon…
  •                     expressmyattitudeto…
  • Теперь я – знаю как … говорить о … (чем-либо)
  •            могу…  найти необходимую информацию
  •                   объяснить проблему
  •                   высказать свое мнение о… (чем-либо)
  •                   выразить мое отношение к…(чему-либо)
  • Duringtoday’slesson I have – gotacquaintedwith …
  •                         foundoutthat…
  •                         learnt…
  •                         remembered…
  • Сегодня во время урока я –  познакомился с…
  •                        узнал, что
  •                        запомнил…
  • Рефлексия деятельности
  •  Использую на своих уроках с целью осмысления учащимися процесса и результатов учебной деятельности. Именно данный тип рефлексии помогает ребенку обдумывать то, что он сам понял и усвоил, а затем передать это, выделяя основное, т.е. провести самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работой.
  •  Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности, – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
  •  Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

​ Воронцова Галина Николаевна,​ учитель английского языка

ГБОУ СОШ №287 г. Санкт-Петербург

Организация рефлексивного осмысления результатов урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Согласно требованиям ФГОС второго поколения​ ​ важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию​ и​ самосовершенствованию, к осуществлению осознанной саморегуляции, имеющей непреходящее значение для максимальной реализации​ ​ возможностей личности.

Центральным звеном осознанной, т.е. произвольной саморегуляции является самооценка, определяющая направление и уровень активности человека, его отношение к миру и людям, к самому себе.​ При​ ​ обращении человека к анализу​ ​ оснований собственных действий и деятельности в целом его самооценка становится более надёжным механизмом саморегуляции. Это и заставило меня​ ​ на учебных занятиях большое значение уделять организации рефлексивной деятельности.

​ ​ Рефлексия - самоанализ деятельности и ее результатов. Существует следующая классификация видов рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия содержания учебного материала;
  • рефлексия деятельности.

Все​ ​ способности человека развиваются в процессе деятельности.​ ​ Поэтому мы остановились на рефлексии деятельности. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и целеполагания. Рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы в соответствии со своими интересами и возможностями.

При изучении темы охраны окружающей среды предлагаем провести​ ​ мониторинг экологических проблем своего района или подготовить проект «Что я могу сделать для охраны окружающей среды». Учащиеся знакомятся с полным объемом информации и выбирают посильное для них задание. При этом они должны​ ​ не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие анализировать свою деятельность.

Для развития рефлексивных способностей у младших школьников применяем следующие приёмы:

  1. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька (у «человечка» руки опущены) - у меня ничего не получилось; средняя ступенька (у «человечка» руки разведены в стороны) - у меня были проблемы; верхняя ступенька (у «человечка» руки подняты вверх) - мне всё удалось.
  2. «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
  3. «Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

4 «Поезд»​ ​ На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось​ ​ неинтересным. Можно использовать только один жетон по​ ​ усмотрению ученика

  1. «Поляна».  На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком - бабочка. Предлагаем детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

В 5-7 классах особенно важным считаем подведение итогов в конце урока, темы с вовлечением детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему научились, какие умения проявили.

Теперь я знаю

Теперь я умею

рассказывать о …

задавать вопросы

заполнять таблицу

английские традиции​

беседовать о…

что нужно сделать для…

В 8-9 классах часто используем приём рефлексии в форме синквейна, когда ученик сам осмысливает то, что он понял и передаёт это в сжатой форме, выделяя основное, главное:

1 .Namethemainidea (назовите​ основную​ мысль)

2 .Describeitintwoadjectives (опишите​ её​ двумя​ прилагательными)

  1. Describeitinthreeverbs (опишитееётремя глаголами)
  2. Relationtothetopic (отношениектеме)
  3. Synonymtothemainidea (синонимосновноймысли)

Развивается умение анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников по логической схеме. Школьники учатся сравнивать, делать выводы, давать оценку.

На старшей ступени обучения особенно важно побуждать учащихся к развитию информационных умений, связанных с использованием самостоятельного приобретения знаний: осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную литературу, умение выделить нужную информацию из различных источников.

​ Посредством рефлексивных действий старшеклассник выдвигает цели деятельности и поведения, составляет план их осуществления, осмысливает свои потребности в системе принятых ценностей, прогнозирует последствия совершаемых действий. Это помогает учащимся приобрести навыки исследовательской деятельности: анализировать смысл и характер вопросов, аргументировать свою позицию, пользоваться сокращёнными видами записей (план, тезисы), редактировать свой и чужой текст. В наибольшей степени на старшей ступени на развитие личности школьников, их самостоятельности и творчества нацелено реферирование и аннотирование текстов. Это требует применения следующих приёмов рефлексивной деятельности:

  • анализ отдельных слов, предложений текста для лучшего понимания их значения и смысла текста в целом;
  • поиск смысловых опор;
  • выделение наиболее существенного, главного;
  • сжатие текста;
  • его оценка;
  • прогнозирование (дальнейшего содержания, нахождение в тексте мест, куда подходят пропущенные фразы)
  • При выборе того или иного вида рефлексии я обязательно стараюсь учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. Подробнее остановлюсь на каждом виде рефлексии.
  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  • Использую на уроках с целью установить настроение учащихся, увидеть, как оно меняется.
  • «Смайлики». Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого (I’mfine), нейтрального (I’m OK), грустного (I’mnotverywell). Я задаю детям вопрос: «Howareyou?», а они выбирают и показывают «смайлик», который соответствует их настроению.
  • «Ваза настроения».  В начале урока я раздаю бумажные цветы зеленого (мне понравился урок и он был интересным  - I likedthelesson) и  желтого (мне не понравился урок - I didn’tlikethelesson) цвета. На доске изображена ваза. В конце урока я прошу детей прикрепить цветок к вазе.
  • Рефлексия содержания учебного материала.
  •  Применяю на своих уроках с целью выяснить, как учащиеся осознали содержание изученного материала.
  • «Незаконченное предложение». Каждый учащийся формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания и умения.
  • I thinkthelessonwasusefulformebecause…
  • (Я считаю, что урок был полезен для меня, потому что…)
  • I thinkI’vemanagedto…
  • (Я считаю, что у меня получилось…)
  • «Я не знал, теперь я знаю». Учащиеся подводят итоги проделанной работы по новому или пройденному материалу, говоря при этом, чему они научились, и что могут теперь.
  •     Now I – knowhowto ….. speakabout…
  •         can …………..  findnecessaryinformation
  •                     explaintheproblem
  •                     saymyopinionon…
  •                     expressmyattitudeto…
  • Теперь я – знаю как … говорить о … (чем-либо)
  •            могу…  найти необходимую информацию
  •                   объяснить проблему
  •                   высказать свое мнение о… (чем-либо)
  •                   выразить мое отношение к…(чему-либо)
  • Duringtoday’slesson I have – gotacquaintedwith …
  •                         foundoutthat…
  •                         learnt…
  •                         remembered…
  • Сегодня во время урока я –  познакомился с…
  •                        узнал, что
  •                        запомнил…
  • Рефлексия деятельности
  •  Использую на своих уроках с целью осмысления учащимися процесса и результатов учебной деятельности. Именно данный тип рефлексии помогает ребенку обдумывать то, что он сам понял и усвоил, а затем передать это, выделяя основное, т.е. провести самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работой.
  •  Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности, – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
  •  Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС ( Урок развивающего контроля)

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок развивающего контроля ....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р

Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС_8 класс_урок рефлексии

Технологическая карта урока английского языка в 8 классе. Урок рефлекссии по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. "Rainbow English" по теме The Great Bard (William Shakespeare)...

Новые педтехнологии на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО

Для того, чтобы провести занятие продуктивно, с пользой, привить учащимся любого возраста интерес, необходимо использовать в обучении современные педагогические технологии....