"Работа с текстом на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС"
статья по английскому языку

"Эффективные формы работы в группах при работе с текстом в условиях реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях реализации стандартов нового поколения задача педагога заключается в использовании интерактивной модели обучения, которое предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Практика показала, что это огромная возможность для творческой деятельности, как учителя, так и ученика, которая учит гуманному, демократическому подходу, а эффективность групповой деятельности - важная составляющая общеорганизационной эффективности.

Критериями эффективности, мы выделили:

  • Достижение целей, стоящих перед группой;
  • Развитие группы, совершенствуются групповые процессы;
  • Комформ и удовлетворенность своей роли в команде;
  • Индивидуальное развитие каждого участника группы. Удовлетворение своих потребностей,приобретение новых знаний, умений, навыков, недостающий опыт, повышение своей активности, развитие своих способностей и раскрытие творческого потенциала;

Интерактивные технологии обучения, которые мы широко применяем в организации процесса обучения в нашем учебном заведении, предполагают абсолютное участие всех участников процесса в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии  обучающего познания.

Педагог разрабатывает технологическую карту урока, таким образом, чтобы была совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе которых учащийся изучает и усваивает учебный материал, формирует и закрепляет определенные навыки, на примере работы с текстом - это навыки поискового, присмотрового, изучающего и ознакомительного чтения. Развиваются когнитивные, личностные, регулятивные и коммуникативные компетенции, тогда как учитель выступает в роли помощника-модератора. Метод интерактивного обучения мотивируют учащихся на самостоятельное, творческое и инициативное освоение учебного материала в процессе познавательной и коммуникативной деятельности.

  В настоящее время получила распространение классификация чтения, предложенная С.К. Фоломкиной:

Понимание основного содержания прочитанного. По-английски это звучит как reading for gist, skim reading, skimming (ознакомительное чтение). Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты.

Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова.

Извлечение необходимой информации. По-английски это звучит как reading for specific information или scanning (поисковое, при поиске конкретной информации и просмотровое чтение, при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию).

При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Классический пример задачи поискового вида чтения - найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале.

При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы.

Полное понимание прочитанного. По-английски это звучит как reading for detailed comprehension или reading for detail (изучающее чтение). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.

Данные приемы и классификации были теоретически изучены и апробированы на базе нашей школы. Ниже приведены примеры интерактивных заданий при работе с текстом широко используемых в нашем учебном заведении.

 Задание "Собери текст"

  • Группа делится на мини-группы (4-6 человек)
  • Каждой мини-группе дается свой текст, разрезанный на абзацы
  • Задача участников группы собрать текст целиком и отгадать, о чем идет речь. В тексте может быть зашифровани информация о животном, предмете, городе или отрывок из какой-нибудь сказки или рассказа.
  • Участники делают краткий пересказ и озвучивают его команде соперников, команда соперников, в свою очередь пытается угадать, кто зашифрован в тексте.

Задание " Найди свой текст"

  • Группа делится на мини-группы (4-6 человек)
  • Каждая мини-группа получает один абзац текста
  • Задача участников найти именно свой текст, собрать его целиком. Как и в предыдущем задании можно зашифровать текст-загадка о животном, предмете или сказочном герое.
  • Участники могут обмениваться друг с другом текстом, который они взяли по ошибке. Делают краткий пересказ и озвучивают его команде соперников, те, в свою очередь пытаются угадать, кто загадан в тексте.

Задание "Пропавшие слова"

  • Группа делится на пары или на мини-группы (4-6 человек)
  • Каждая пара или мини-группа получает свой текст или одинаковый текст
  • Участники изучают текст, пытаются понять содержание текста.
  • Затем учитель показывает слова из текста или текстов. Учащиеся стараются их запомнить или записать. Затем обсуждая в группе, определяют их место в тексте.
  • Озвучивают свой вариант текста другим группам. После того как все версии текста или текстов были озвучены учитель демонстрирует оригинал.
  • Побеждает та команда или пара, которая нашла нужные слова и определила их правильное место в тексте.

Задание "Подбери картинку"

  • Группа делится на пары или на мини-группы (4-6 человек)
  • Пара или мини-группа получаетмини-текст или предложения в завсимости от уровня обучения группы.
  • Обучающиеся изучают учебный материал, пытаются понять содержание
  • Затем на презентации появляются картинки, каждая из которых имеет свой порядковый номер. Учащиеся стараются найти текст или предложение и поставить номер соответствующий картинке. Картинка остается на экране до тех пор, пока все пары или группы не определят ее номер к тексту.
  • Очень важно чтобы все команды охвучивали свои ответы, после того как все картинки подобраны.
  • Победителями является пара или команда, которая максимально правильно нашла картинку соответствующую предложению или тексту.

Задание «Драматизация текста»

  • Группа делится на мини-группы (4-6 человек)
  • Каждая мини-группа получает свой текст. Сложность текста зависит от уровня знаний группы. Содержание может быть описание сказочного героя, животного или города.
  • Обучающиеся изучают текст, пытаются  понять содержание текста.
  • Затем мини-группа обсуждает и репетирует свою мини-постановку отрывка сказки или описание животного, о котором говорится в тексте.
  • Другие команды, которым показали эту мини-сценку пытаются угадать, что или кого изображают их оппоненты. Сценка может быть пантомимой или театральной мини-постановкой на английском языке.

Задание «Play-back театр»

  • Группа делится на мини-группы (4-6 человек)
  • Каждая мини-группа получает свой текст. Сложность текста зависит от уровня знаний группы. Содержание может быть описание сказочного героя, животного города или какой-нибудь ситуации.
  • Обучающиеся изучают текст, пытаются понять содержание текста.
  • Затем мини-группа зачитывает свой текст, а оппоненты группы синхронно проигрывают озвученную ситуацию на глазах у всех участников. Можно сделать сценку пантомимой, можно с речью на английском языке.
  • Команды, которым показали эту мини-сценку пытаются угадать, что или кого изображают их оппоненты.

Задание «Пересказ текста»

  • Группа делится на мини-группы (4-6 человек)
  • Каждая мини-группа получает свой текст. Сложность текта зависит от уровня знаний группы.Содержание может быть описание сказочного героя, животного города или какой-нибудь ситуации.
  • Обучающиеся изучают текст, пытаются понять содержание текста.
  • Затем обучающиеся в группах на английском языке обсуждают свой отрывок сказки или описание животного, о котором говорится в тексте.
  • После на английском языке рассказывают другим командам о чем идет речь, а оппоненты пытаются отгадать о ком или о чем рассказывают их соперники.

Задание « Подбери текст к картинке»

  • Группа делится на мини-группы (4-6 человек)
  • Каждой мини группе выдается своя картинка
  • На столе несколько мини-текстов, разрезанные на абзацы
  • Задача участников мини-групп найти и собрать текст целиком, который подходит к их картинке.
  • Участники делают краткий пересказ и озвучивают команде соперников, те в свою очередь пытаются отгадать какая картинка досталась оппонентам.

Задание «Детективы»

  • Группа делится на мини-группы (4-6 человек). Всего 2-3 группы в зависимости от количества детей.
  • Каждому участнику, каждой группы дается по 2-3 предложения (одного текста), которые они должны озвучить и обсудить в своей команде. При этом нельзя записывать предложения и собирать их в кучу. Участники должны озвучивать свои предложения и версии на английском языке не показывая печатную версию.
  • Учитель-модератор озвучивает проблему и несколько вопросов, ответы на которые скрыты в предложениях.
  • Команда, которая нашла ответы быстрее - является победителем.

После каждого задания обязательно проведение рефлексии:

Как группа организовала свою работу? Все ли работали? Что могло бы пойти лучше, чем прошло? Какие выводы были сделаны из данного задания?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Использование приемов и заданий указанные в данной статье формируют УУД и являются показателями реализации ФГОС по английскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль кейс-технологии в развитии метапредметных умений на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Кейс-технология в школьном обучении стала применяться относительно недавно. Однако, её использование на уроках иностранного языка - одн из наиболее  эффективных способов проявления мета...

Лингво-дидактические особенности обучения просмотровому чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Лингво-дидактические особенности обучения просмотровому чтению на уроках английского языкав условиях реализации ФГОС"...

Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО

Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: «Современные технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений школьного образования.познавательной Невозможно языку себе представить познавательной жизнь настоящее ...

Статья. «Приемы и методы работы с обучающимися на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»

В статье приведен краткий обзор современных приемов и методов работы с обучающимися на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС....

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

«Формы, методы и приемы работы с одарёнными детьми по английскому языку в условиях реализации ФГОС»

Статья посвящена вопросам организации работы на уроке английского языка с одаренными детьми. Автор раскрывает цели, задачи и принципы работы с данной категорией детей в условиях современной школы. Осо...