«Комплексный подход к формированию и развитию у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции»
проект по английскому языку

Проектная работа  слушателей в рамках образовательной программы  «Инновационные процессы и актуальные проблемы обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС».

 

Новизна данной работы заключается в практической значимости проекта, направленной на выявление особенностей формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка,  обеспечивающие учащемуся возможность самостоятельно осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования

                             Проектная работа

слушателей в рамках образовательной программы

«Инновационные процессы и актуальные проблемы обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС»

по теме: «Комплексный подход к формированию и развитию у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции»

                                                                                                  Авторы проекта:

                                                                                                  Валиева Л.П.

                                                                                   Гаврилова Е.М.

                                                                                        Емекеева Г.А.

                                                                                        Замалтдинова Г.Р.

                                                                                        Салманова В.Э.        

Научный руководитель:

                                                                               Сигал  Н.Г.

Проект допущен к защите

«__»___________ 2018г.

г. Казань – 2018

                                                 Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Проектное решение………………………………………………………...5

3. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта………………………….7

4. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………..7

5. Заключение….……………………………………………………………....8

Список литературы…………………………………………………………….9

Глоссарий……………………………………………………………………...10

Приложения …………………………………………………………………..12

Введение

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.                                                                                                                                                                              А. Дистервег

     В  словаре  русского  языка   С.И.   Ожегова   «коммуникация» [5] растолковывается как сообщение, общение, а, как известно общение  становится важнейшим фактором развития личности, что является основной целью системы образования.

           В последнее время, как в зарубежной, так и в  отечественной  литературе по педагогике и психологии, достижения человека в сфере отношений с  другими людьми все чаще отражаются в понятии  «коммуникативная компетентность». Иностранный язык, наряду с русским языком и литературным чтением, входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию чувств и эмоций, формирует интерес к культурному многообразию мира.

     Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования [7] объявил одной из целей обучения иностранному языку в школе формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетентности. В Концепции фундаментального ядра содержания общего образования от 2011 года [8] также указывается, что основная цель изучения иностранных языков в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Концепция определяет, что иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Знание иностранного языка стало обязательным компонентом программы жизненного успеха.

Бесспорно, выбранная нами  тема актуальна, т.к. на сегодняшний день современные стандарты общего образования предъявляют новые требования к планируемым результатам обучения. Новые  задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения  иностранным языком,  определение новых подходов к  отбору  содержания  и  организации  образовательного процесса.  По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика [6]. К сожалению,  нельзя  сказать,  что  уже  познаны  все пути, позволяющие  эффективно  обучать  речевой  деятельности,  но одно можно  утверждать  с  уверенностью:  основой  методического  содержания современного урока должна быть коммуникативность. При формировании коммуникативной компетентности иностранный язык  обладает наибольшими преимуществами, он  выступает как средство её формирования.

     Объект исследования –  процесс обучения английскому языку в ОУ.

      Предмет исследования – развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

     Целевая группа проекта: учащиеся 5 классов, учителя, работающие в данных классах.

     Цель  проекта: выявить особенности формирования и развития у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации нового образовательного стандарта.

       В соответствии с поставленной целью определены следующие  задачи: 

-изучение требований ФГОС ООО к формированию и развитию коммуникативных компетенций;

-изучение Концепции модернизации образования;

-рассмотрение заданий и форм работы, способствующих формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

       2.  Проектное решение

     Новизна данной работы заключается в практической значимости проекта, направленной на выявление особенностей формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка,  обеспечивающие учащемуся возможность самостоятельно осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. 

     Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:

речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений

в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы в 5–7 и 8–9 классах; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в     том числе с использованием новых информационных технологий.

     Для  формирования и развития коммуникативной компетенции можно использовать нетрадиционные формы проведения занятий: урок-экскурсия, урок–спектакль, урок-интервью, урок-праздник, ролевые игры, в процессе которых учащиеся учатся учитывать позицию собеседника, уважать иную точку зрения, развивать умение обосновывать и доказывать собственное мнение, а также умение продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, т. е. договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов.

      Эффективно так же использовать приемы групповой деятельности: Мозговой штурм, Займи позицию, Банк информации, Плюсы, минусы, идеи, Эвристический диалог, Круглый стол (обмен мнениями), Четыре угла и т.д.

   Не менее важным и значимым является личностное развитие обучающихся в ходе иноязычной образовательной деятельности. С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. Следует отметить, что формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности и личностное развитие обучающихся решаются в интегрированном образовательном процессе как двуединая задача. Это достигается личностно-ориентированным и деятельностным подходом к иноязычному образованию. Деятельность, в которую вовлекаются обучающиеся, должна носить неформальный, мотивированный характер, в равной степени обращаться к когнитивной, интеллектуальной и эмоциональной сфере личности участников образовательного процесса, учитывать их возрастные и психологические особенности. Реализация данной цели осуществляется наилучшим образом через применение в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий, а так же метод проектов, технологии критического мышления, проблемное обучение, дифференцированное обучение.

При сформированности коммуникативной компетентности выпускник научится:

   – представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

    – представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

    – владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

    – владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).      

     3. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта – 2018 - 2019 учебный год.

      4.  Ожидаемые результаты реализации проекта

        1. Изучены основные виды иноязычной коммуникативной компетенции в рамках нового образовательного стандарта.

2.            Разработана технологическая карта урока в соответствии с требованием ФГОС.

3. Проведен урок с использованием технологической карты по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся в условиях реализации ФГОС. На примере технологической карты «Путешествие» показано возможность формирования и развития коммуникативных компетенций.

Заключение

     Согласно требованиям нового федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся должны уметь активно использовать иностранный язык в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении. Теперь недостаточно зазубрить готовую тему, необходимо уметь строить спонтанные высказывания, свободно выражать свое собственное мнение по тому или иному вопросу.

     Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
    1.
 Формирование коммуникативной компетенции является ключевой темой в контексте реализации нового ФГОС, поэтому необходимо, чтобы обучающийся не просто получал знания в школе, но и умел использовать их на практике.
2. Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сферы ребёнка.
3. Залогом успешной речевой активности учащихся являются также и нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Список  литературы:

1. Гез Н. И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков / Н. И. Гез, Г. М. Фролова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с. — с. 180–194.

2. Гусевская, Н. Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку / Н. Ю. Гусевская // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2013. — №  6 (53). — C. 167–171.

3. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

4. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. / Под ред. Н.Ю. Шевцовой. – М, Рус. яз., 1991. – 917 с.

6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., «Просвещение», 2007.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897]. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования: пособие по внедрению и реализации в общеобразовательной школе стандартов нового поколения/В.В. Козлов, А.М. Кондаков. - 4-е изд., доработ. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.

Интернет ресурсы:

  1. file:///C:/Users/291A~1/AppData/Local/Temp/Rar$DIa0.249/moluch_92_
  2.  https://solncesvet.ru/формирование-иноязычной-коммуникат/
  3. https://www.syl.ru/article/171385/new_kommunikativnaya-kompetentsiya-i-ee-formirovanie

Глоссарий

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений, обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Предметные результаты - это результаты по отдельным предметам. Их достижение обеспечивается благодаря учебным предметам, представленным в обязательной части учебного плана.

Речевая коммуникативная компетентность предполагает формирование и развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме)

Социокультурная компетентность  обеспечивает учащимся возможность адаптироваться к иноязычной среде, умело следуя канонам вежливости в инокультурной среде, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества.

Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

УУД  – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [

Языковая (лингвистическая) компетентность подразумевает формирование и развитие языковых знаний (фонетических, грамматических, лексических) и навыков оперирования ими.

Приложение

Технологическая карта урока

Учебный предмет: английский язык

Класс: 5

УМК: «English» Авторы: Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.

Тип урока: рефлексия

Тема урока: "Путешествие"

Цель урока: совершенствование лексическо-грамматических навыков по теме «Путешествие».

Задачи:

1. Образовательная: повторение лексических единиц по теме "Путешествие"

2.  Развивающие: развитие мышления; развитие навыков устной и письменной речи.

3. Воспитательные: воспитывать усидчивость; воспитывать ответственность за результаты учебного труда

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные: развитие коммуникативных способностей школьника; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер; формирование мотивации к изучению иностранного языка; усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных носителях.

Предметные: грамматически и лексически верно строить речевое высказывание, используя речевые образцы; воспринимать на слух текст, построенный на знакомом языковом материале; каллиграфически верно писать слова.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию, общения со сверстниками, формулировать свое мнение и позицию, аргументировать ее .

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: презентация к уроку (авторская), проектор, компьютер.

Этап, цель этапа

Средства достижения цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Формы орг учебн деят (фронт,И-индив, Г-руп, П-парн)

время

предметные

метапредметные

Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные

1. этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

Приветствие, выяснение, как дела, отсутствующих

Приветствует учащихся

Good morning, students! Glad to see you.

How are you? Elina, you were absent at the last lesson. How are you? Are you OK?

As you see today we are having an unusual lesson. We have guests. So I’m sure that you will do your best. Try not to keep silence but to speak as much as possible.

Are you ready to begin? Let’s start.

Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы

Good morning!

Fine, thanks and you?

Умение правильно использовать лексику

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Строить логически верные высказывания, формулировать свое мнение и позицию, аргументировать ее

ф, и

2

2. этап актуализации и пробного учебного действия;

Цель:введение учащихся в атмосферу иноязычного общения

Транспортное средство, спрятанное в сумке

Активизирует учащихся , вводит в атмосферу иноязычного общения: расспрашивает у учащихся где они отдыхали этим летом, куда ездили, на каком виде транспорта

Where did you spend your summer holidays? What transport did you choose?

Беседа с учителем и одноклассниками о том, что спрашивает учитель

-I went to Sochi.

-I was in Turkey.

-I travelled by car.

-I travelled by plane.

Повышение интереса к изучению языка

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Самоопределение, формирование положительного отношения к учебе(Л)

ф, и

5

3. этап локализации индивидульных затруднений

Цель: подготовка речевого аппарата к говорению

Презентация на экране с пропущенными словами песни

Организует аудирование, обращает внимание на пропущенные  слова и организует хоровую отработку

Произносят слова, работают с песней

Закрепление лексического запаса

Развитие языковой догадки

Самоопределение, формирование положительного отношения к учебе(Л)

Вспоминают, что известно, определяют «поле незнания»(П)

 ф, и

7

4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Цель: закрепить написание слов по теме

Задача для учащихся: “Jot thoughts”

Take a sheet of paper, then fold it twice and cut into four parts. We’ll play “Jot thoughts” – say your word loudly to make the partners of your group hear you, write this word on one of the pieces of paper and put your paper in the middle of the table. The members of the group shouldn’t write the same word. You have got 2 min. to write. Go ahead!

Ставит проблемную учебную задачу для самостоятельного решения

Выполняют действия по ходу их описания учителем, пишут слова на листочках

Закрепление навыков написания слов по теме

Освоение способов творческого решения проблемы

Ставят, принимают и сохраняют учебную задачу (Р)

г, и

4

5. этап реализации построенного проекта

Цель:  совершенствовать навыки письма

 Задача для учащихся:

Choose the most interesting words and put 3 words into 3 lines. Have you ever played Тic-tac-toe? The rules are the same, but make up your own 3 sentences simultaneously using the words far and wide. You have 3 minutes.

 Ставит проблемную учебную задачу для самостоятельного решения

Выполняют действия, описанные учителем, составляют предложения из полученных групп слов

Закрепление навыков написания слов по теме, умение использовать пройденную лексику

Структурирование знаний, освоение способов творческого решения проблемы

Рефлексия способов и условий действий, самоконтроль процесса деятельности(Р)

Речевое развитие учащихся(Л)

и

5

6. этап обобщения затруднений во внешней речи

 Цель: контроль грамматических и лексических навыков

Задача для учащихся:

Please, read your sentences and someone will translate. Please, correct it if you hear the mistake.

Организует групповую работу

Читают свои предложения и одноклассники переводят

Умение использовать пройденную лексику и фонетически верно ее произносить

Использование знаний в практической деятельности

Самоконтроль процесса деятельности(Р)

Речевое развитие учащихся и  умение слушать собеседника (Л)

и,г

6

7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: выделять необходимую информацию из текста

 Задача для учащихся:

At home you read the story «My friend is an alien». Please, agree or disagree and say why.

Организует работу учащихся с учебником

Читают утверждения и высказывают свое мнения, находя подтверждения в тексте

Совершенствование навыков говорения и чтения

Использование знаний в практической деятельности

 Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

Взаимодействие с учителем и одноклассниками(К)

ф,

4

8. этап включения в систему знаний и повторения

Цель: формирование навыков монологической  речи по предложенному эталону

Задача для учащихся:

Обсудить текст, отвечая на предложенные вопросы в учебнике

Организует работу учащихся ставит проблемную учебную задачу для самостоятельного решения

Выполняют учебную задачу в соответствии с поставленной целью.

Умение использовать пройденную лексику

Развитие коммуникативной компетентности

Умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации(К)

Осознание и произвольное построения речевого высказывания в устной форме (П)

Освоение общепринятых норм поведения(Л)

п

6

9. этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: оценка и самооценка процесса и результатов деятельности

Устная беседа

Организует рефлексивную деятельность учащихся, подводит итоги урока: благодарит за урок, комментирует оценки, задает домашнее задание

Анализируют свою работу на уроке, осознают качество усвоения учебного материала

Формирование умения контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей

Уметь анализировать степень усвоения изученного материала(Л)

Взаимодействуют с учителем во время рефлексии (К)

Систематизируют полученную информацию, строят высказывание(П)

Г, и, ф

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный подход в формировании иноязычной коммуникативной компетенции школьников

Данная презентация посвящена возможностям интерактивного обучения оптимизировать процесс овладения навыками школьного иноязычного общения и сделать его более эффективным в условиях общеобразовательной...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на основе дифференцированного подхода

Сущность опыта заключается в создании условий для развития коммуникативной компетенции учащихся через создание разнообразных речевых ситуаций на основе дифференцированного подхода. Таким образом, обще...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников через системно - деятельностный подход

В данной работе представлен теоретичсекий  материал, раскрывающий понятия "компетнция и ее виды", формы работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках ангглийского языка (из опыта р...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в начальной школе»

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в начальной школе»...

Роль использования видеоматериалов на уроках иностранного языка в формировании иноязычной коммуникативной компетенции на примере немецкого обучающего сериала "Jojo sucht das Glueck"

Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей преподавателя является создание реальных и воображаемых ситу...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...

Цифровой рассказ как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся

в данной статье была рассмотрена сущность иноязычной коммуникативной компетенции; дана характеристика цифровому повествованию как проектной технологии с дидактическим потенциалом, позволяющим формиров...