Интегрированные метапредметные уроки английского языка
статья по английскому языку

Кириллова Раиса Петровна

Обобщение опыта работы на курсах учителей иностранного языка Тульской области по программе «Совершенствование профессиональной компетентности учителей иностранного языка

в условиях реализации ФГОС.». 2020 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Реферат53.88 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы учителей ИЯ г. Узловая

«Совершенствование профессиональной компетентности учителей иностранного языка

в условиях реализации ФГОС.»  2020г.

Интегрированные  метапредметные уроки английского языка

(из опыта работы)

Кириллова Раиса Петровна,

учитель английского языка

МБОУ гимназии

города Узловая Тульской области,

План реферата

  1. Ноосферный подход и процесс интеграции в образовании.            Стр 1
  2. Анализ интегрированных уроков из опыта учителя.                        Стр.2-4
  3. Метапредметный подход в образовании.                                          Стр.5-7
  4. Анализ метапредметных занятий из опыта учителя.                         Стр.7-11
  5. Конспект метапредметного урока АЯ в 8 классе.                             Стр.11-16
  6. Заключение.                                                                                        Стр.16
  7. Используемая литература.                                                                  Стр.17-18

Концепция модернизации российского образования требует формирования современного мышления, целостного миропонимания, универсальных знаний, умений, навыков. Неслучайно наблюдается тенденция в отечественном и всемирном образовательном процессе – стремление к интеграции в образовании, т.е. взаимопроникновение идей, понятий, принципов, подходов в развивающем обучении при решении дидактических задач в школе. Интегративные знания, представления, взгляды, убеждения позволяют воспринимать мир во всём его единстве и многообразии.

Процессы интеграции нашли своё развитие в трудах В.И.Вернадского,  идеи которого сегодня воплощаются в новых подходах и принципах  развивающего обучения, в УМК нового поколения. Речь идёт об объединении  всех научных знаний как способе мышления, отражающем единство природы, позволяющем глубже и тоньше осознать широкий спектр её проблем. Такой подход является ноосферным (ноос означает в переводе с греческого «ум, разум»).

Идея становления ноосферы  такова: не отставание сознания от бытия, образования от жизни, а их опережение. Интеграция знаний – основа ноосферологии, важный механизм модернизации образования.

Межпредметная интеграция заложена в специфике иностранного языка. Он открыт для использования различных областей знаний. Овладение иностранным языком с опорой на межпредметные связи отвечает различным интересам учащихся, развивает их индивидуальные способности, создаёт благоприятный режим для его практического применения как интегратора знаний.

Интегрированные уроки, как более сложный вариант итогового проекта реализует основные идеи ноосферного образования.

 В моей методической копилке имеется 10 интегрированных уроков-проектов, среди которых наиболее интересные «Русский и английский детский фольклор. Мастерство литературного перевода», «Международные школьные обмены», «Встречаем зарубежных друзей», «Национальные традиции празднования Рождества и Нового года в России и Великобритании» опубликованы в методическом альманахе «Иностранный язык и современность», изданном ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» г. Тулы, на методическом портале учителя «Методсовет», в социальных педагогических сетях в 2011 – 2015 годах и успешно прошли общественную экспертизу.

Остановлюсь на анализе следующих интегрированных уроков:

  1. «Русский и английский детский фольклор. Мастерство литературного перевода» (интегрированный урок по литературе и английскому языку), 5 класс.
  2. «Романтические традиции в творчестве Байрона и А.С.Пушкина» (интегрированный урок по литературе и английскому языку), 9 класс.

Особенности этих уроков просматриваются по нескольким направлениям:

  1. Они спланированы по  технологии «постановка целей на уровне наглядных действий ученика:
  • уровень знаний: обобщение теоретического материала по теме урока, его демонстрация: выразительно читают любимые считалки, слушают колыбельную, инсценируют, играют.
  • уровень понимания знаний: дети определяют жанр и тему любимых рифмовок.
  • На уровне применения знаний  учащиеся размышляют над проблемным вопросом: есть ли общие черты в русском и английском фольклоре? Делают сравнительную таблицу общих черт и особенностей. Учитель задаёт проблемный вопрос: почему больше общих черт?
  • На уровне анализа и синтеза работает критическое мышление: работая в группах, обучающиеся выдвигают свои гипотезы (помогают стимулирующие реплики учителя).
  • Взаимопроникновение культуры. Наши народы живут на одном континенте. Издавна Англия и Россия имеют торговые, культурные, дипломатические связи;
  • Единая древняя культура – пракультура;
  • Единая психология познания мира. Русские и английские дети одинаково познают мир.

       ВЫВОД №1 (образовательный продукт этого проблемно-обучающего диалога): если эти черты являются общими для русского и английского детского фольклора, значит они являются общими для детского фольклора всех народов, следовательно являются основными чертами детского фольклора вообще.

      ВЫВОД №2: детский фольклор – это уникальнейшее литературное явление, объединяющее народы всего мира. Именно поэтому дети быстрее находят язык общения между собой.

На другом уроке  обучающиеся ,размышляя над общими чертами и различиями русских и английских числительных, сделали вывод: различия связаны с грамматическими особенностями языков, а общее объясняется взаимопроникновением культур на уровне языков.

Более глубокий разговор получился на уроке «Романтические традиции  в творчестве Байрона и Пушкина». Подростки проследили развитие  романтических традиций в произведениях двух великих национальных поэтов, находили черты романтизма в художественных произведениях и на русском, и на английском языке.

Шла работа над формированием таких универсальные учебные действия обучающихся:

  • Знакомились с особенностями романтизма.
  • Анализировали поэтический текст, находили изобразительные средства.
  • Вспоминали факты биографии Пушкина/знакомились с биографией Байрона.
  • Выразительно читали поэтический текст на английском языке.
  • Выражали своё отношение к прочитанному произведению.

Размышляли одинаково ли море в стихотворениях поэтов.  (У Байрона море – часть природы, у Пушкина – жизнь в её многообразных проявлениях). Итог разговора (образовательный продукт урока) таков: два гения: русский и британский стали гениями общечеловеческими, потому что в своём творчестве с необыкновенной силой воспели чувства, мысли, присущие всем народам.

Проект рождался на глазах. Ребятам было предложено творческое задание: нарисовать эмблему романтизма или обложку к сборнику стихов Байрона и Пушкина. Затем состоялась презентация этих работ.

Второй особенностью интегрированных  уроков является информативная ёмкость их содержания. Ребята знакомятся с редко встречающимся материалом:   проследили черты романтизма в таких жанрах искусства, как музыка, живопись, поэзия. Вспомнили некоторые исторические факты в биографии поэтов.

Тема урока позволила расширить и углубить представления  учащихся о национальных традициях и обычаях страны изучаемого языка и России, позволила создать благоприятный режим для практического применения английского языка как интегратора знаний. Дети были поставлены в такие условия, когда вынуждены пользоваться языком и как средством общения, и как средством извлечения информации.

        Такие уроки требуют кропотливой подготовки самого педагога. Думаю, что они соответствуют новым тенденциям преподавания иностранного языка.

Личностные и метапредметные результаты интегрированных уроков:

  • Нравственная оценка событий.
  • Творческая деятельность: художественное слово, актёрское мастерство, музыкальный слух, мастерство переводчика.
  • Умение точно выражать свои мысли, обосновывая свою гипотезу.
  • Сотрудничество в группе:  поиск информации, культурное общение, умение слушать собеседника.
  • Владение основными мыслительными операциями: анализ информации, синтез, сравнение, объяснение причинно-следственных связей.
  • Участие в групповой исследовательской работе.

        Такие уроки дают возможность прикоснуться к культуре страны народа,

           создавшего эти произведения, понять его менталитет.  

Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создаёт условия для личностно-ориентированного подхода, как важного компонента межпредметной интеграции.

 Сейчас в контексте ФГОС я осваиваю интегрированные метапредметные занятия.  Метапредметная составляющая  в  традиционных уроках предполагает развитие универсальных знаний обучающихся,  ориентацию на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение,  способность целеполагания. Значение метапредметного подхода в образовании состоит как раз в том, что он позволяет сохранять и отстаивать  культуру формирования  целостного мировоззрения .

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического  и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных способов деятельности, способных обеспечить формирование органической картины мира в сознании ребенка.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:

•        метапредметный подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;

•        метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;

•        метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.

Стандартами установлено, что метапредметными результатами освоения основной образовательной программы должны быть отражены следующие показатели:

•        самостоятельное определение цели своего образования, постановка и формулирование новых задач в обучении, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

•        самостоятельное планирование альтернативных путей достижения цели, осознанность в выборе наиболее эффективных способов решения образовательных и познавательных задач;

•         способность определять свои действия в соответствии с планируемыми результатами, самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе достижения желаемого результата, выбирать наиболее эффективные способы действий в рамках существующих условий и вмененных требований, своевременно вносить корректировку в свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;

•        реально оценивать правильность выбора способов выполнения поставленной задачи, возможность собственных ресурсов для её решения;

•         способность определять понятия, создавать обобщения, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая основные положения и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логически верное рассуждение, подводить итоги;

•         владение фундаментальными способами самоконтроля, основными принципами принятия решений и осуществления сознательного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        владение способами создания, применения и преобразования знаков и символов, моделирования и схематического изображения решений учебных и познавательных задач; способность к организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками;

•        работать в составе группы и индивидуально, определять общее решение и разрешать конфликтные ситуации учитывая интересы и позиции конфликтующих сторон, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

•        способность осознанно, в соответствии с задачей коммуникации, использовать речевые средства для проявления своих чувств, мыслей, желаний и потребностей;

•        умение планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью в монологе и диалоге, освоить смысловое чтение;

•        умение формировать и развивать компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий;

•        способность к формированию и развитию экологического мышления, умение применять его в социальной сфере и профессиональной деятельности.

Метапредметную составляющую можно проследить на следующих уроках.  

Одно из них прошло по теме «Глобальные проблемы человечества: наша позиция» в классе с углубленным изучением языка» (УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой; модуль – «Человек и общество»). Это интегрированное занятие английского языка, истории, литературы.

Обучающая и воспитательная цель занятия – формирование личной позиции старшеклассников к проблемам войны и мира и умения выражать её на английском языке.

Готовясь к уроку, девятиклассники   учились использовать компьютер, принтер, копир, Интернет, что позволило самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, её сохранять, представлять в программе Power Point, а на самом уроке передавать другим (универсальные учебные действия, информационная  компетенция). На данном уроке учащимся было предложено в новой ситуации   мобилизовать свои знания, умения и навыки и найти другое решение их применению.

В начале занятия в процессе побуждающего диалога были определены основные глобальные проблемы человечества: экологические, гражданские права, права детей, охрана здоровья, образование, борьба за мир, опасность терроризма.

Основное содержание составили фундаментальные понятия: война, мир и универсальная проблема -  наша позиция к этим проблемам.

Для организации деятельности школьников использовала  технологии проблемно-диалогического обучения, обучение в сотрудничестве, методику про вакационных вопросов с использованием понятийного колеса/кластера.

Для метапредметного занятия характерны такие задания: докажи, определи, сравни, предложи, прокомментируй.

Для исследовательской работы с информационным материалом в группах я выбрала такие определения:

  • Докажите, почему терроризм – зло. Предложите, как решить эту проблему.
  • Прокомментируйте, как люди доброй воли борются за мир, против терроризма. Определите свою позицию к этой проблеме.
  • Назовите прогрессивные силы в борьбе за мир. Если будет возможность, примешь участие в марше мира, почему?

В задании определить главную идею урока предполагалось подвести ребят к определению своей позиции в вопросах войны и мира.

Момент осознания проблемы заключался в исследовательской деятельности в группах. Затем презентация этой работы в совместной деятельности: зашёл разговор о бедах, которые несёт терроризм (вспоминали основные события в России и за рубежом ( в том числе театральный центр на Дубровке, дети Бислана), называли формы борьбы за мир: молодёжные фестивали, марши, культурные,  спортивные фестивали, игры доброй воли, лауреатов Нобелевской премии в борьбе за мир, дети-послы мира, известные дипломаты, в том числе выдающегося дипломата и писателя  Александра Сергеевича Грибоедова, прогрессивные международные организации.

В заключении дискуссии вышли на образовательный продукт урока – вывод «Люди доброй воли должны быть более активными в борьбе за мир и разоружение, против терроризма. Мы поддерживаем усилия нашей страны в этой борьбе»

На заключительном этапе, в рефлексии девятиклассники оценили свою деятельность, отметили понравившиеся фрагменты занятия.

Особенности данного занятия заключались в достижении следующих результатов:

 Личностные

  • Нравственная оценка событий и действий
  • Воспитание чувств и эмоций
  • Расширение кругозора
  • Осознание ИЯ как основного средства общения

Метапредметные

  • Навык взаимодействия в группе, умение слушать собеседника
  • Умение делать выводы из прочитанного текста
  • Представлять полученную информацию, точно выражать свои мысли, обосновывая свою гипотизу
  • Навык публичного выступления с проектом
  • Навык дискуссии

Предметные

  • Готовность решать проблему на иностранном языке
  • Расширение словарного запаса по теме урока
  • Совершенствование навыков аудирования, чтения, говорения на  ИЯ

Таким образом, интегрированные уроки в контексте метапредметного подхода в образовании, личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проектные методики в определённой степени позволяют  решать проблемы мотивации, создавать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда школьники учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого обучающегося в самостоятельной работе над иностранным языком.

На наших курсах мне бы хотелось представить план-конспект урока английского языка в 8 классе по теме “Meeting the Guests”.

Содержание урока составили учебные материалы  УМК по английскому языку для 8 класса авторов   В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа и др. ( Москва, Просвещение, 2016 год).

Тип  урока  - метапредметный/ комбинированный, на котором присутствуют элементы повторения, применения знаний, изучения новой информации, её обобщения на уровне анализа и синтеза.

Используются следующие технологии: ролевая игра, дискуссия, развитие критического мышления, разноуровневое обучение, ИКТ технологии.

 Сильной стороной урока являются  коммуникативные компетенции учащихся,   которые рассматриваются  как  условие формирования познавательных ценностей.

Тема урока “Meeting the Guests” посвящена 19 Всемирному фестивалю молодёжи и студентов (который прошёл в Сочи в 2017 году), что позволяет создать благоприятный режим для практического применения английского языка. Дети поставлены в такие условия, когда вынуждены пользоваться языком и как средством общения, и как средством извлечения информации.

  • В реализации цели урока «Совершенствование умений и навыков коммуникативной компетенции учащихся» использованы следующие педагогические и методические приёмы:

  • Групповая и парная работа.
  • Ролевая игра.
  • Эффект удивления.
  • Эффект новизны.
  • Эффект разнообразной деятельности учащихся и творчества.
  • Эффект личного примера учителя.
  • Ситуация успеха ученика.
  • Активные методы познания: анализ, синтез, обобщение, дискуссия
  • Учёт индивидуальных способностей детей, их социальный опыт.

В начале занятия в процессе побуждающего диалога были определены основные глобальные проблемы человечества и современной молодёжи:  борьба молодёжи за мир, гражданские права детей и подростков, современное образование, здоровый образ жизни и развитие спорта, волонтёрское движение, решение экологических проблем, Интернет объединяют молодёжь всего мира.

Таким образом, данный урок формирует универсальные учебные действия, развивает познавательный интерес и способность учащихся эффективно использовать на практике полученные знания и навыки, что соответствует  метапредметному подходу в образовании.

Конспект  урока

 английского языка в 8 классе

   “ Meeting the Guests”

                            Посвящается 19 Всемирному фестивалю молодёжи и студентов

Цели урока:

1. Формирование личной позиции обучающихся к дружбе молодёжи на планете;

2. Воспитание толерантного отношения к обычаям и привычкам представителей другой страны.

3. Совершенствование умений и навыков коммуникативной компетенции учащихся.    

Основные учебные задачи на уровне наблюдаемых действий обучающихся:

  • Умеют определять цель своей учебной деятельности на уроке, анализировать и обобщать проблемную ситуацию урока;
  • Умеют представлять себя зарубежному другу;
  • Представляют  свою страну/ свой край в общении со сверстниками;
  • Применяют учебные умения и навыки иноязычного общения в ролевой игре;
  • Умеют выражать своё отношение к явлениям иноязычной культуры;
  • Знают структуру оформления личного письма/поздравительной открытки;
  • Знают основные лексические единицы по теме урока и применяют их в различных лексико-грамматических упражнениях с использованием ИКТ;
  • Владеют учебными умениями и навыками информационной компетенции:

 использование компьютера и Интернета в учебных целях и для  самостоятельной работы по английскому языку;

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ УРОКА:

  1. Коллективное формулирование ответа на вопрос: «Что объединяет молодёжь мира?»
  2. Выбор лозунга урока.
  3. Составление «послания добра» британским школьникам.

  1. Оборудование урока: компьютер, проектор, наушники для аудирования ситуации «Знакомство»,   журнал «Огонёк» 1985 года с фотоматериалами Московского фестиваля молодёжи и студентов, символы фестивалей, он-лайн упражнение https://yadi.sk/d/GNten7PH3PKdtB , флаги англоговорящих стран, реквизиты для угощения гостей за столом ( чай, конфеты, чайная посуда), красивое оформление классной комнаты к теме «Праздники», «послание добра» британским школьникам от учащихся школы, которое было отправлено на фестиваль.

ХОД  УРОКА

  1. НАЧАЛО УРОКА. Этап целеполагания. Постановка целей и задач урока. Прогнозирование деятельности.

Today we have unusual lesson. Have a look: our classroom is decorated with national flags,  balloons, it is so beautiful!

Guess, what is the topic of the lesson?

  • As you ask me, I think the topic  is  “Holidays and national traditions.
  • Yes, Ann, well done! I suggest to devote our lesson to the 19th Festival of Youth and Students, the international holiday of Youth. We have the role game “ Meeting the Guests”

  What would you like to learn or to do?

     Возможные ответы:

  • I am ready for our role game.
  • Meeting the foreign friends I’d like to repeat our dialogues.
  • As for me I’d  like to work with headphones.

Teacher: You should do  different exercises, using a computer, headphones  and Internet. Besides you will learn to represent yourself and our country. I suggest the educational aim of the lesson- answering the question “ What unites the Youth of our planet?”

Let’s begin with phonetic drills “Short answers”.

  1. Этап актуализации знаний/ Реализация целей на уровне  применения знаний. /ранее изученный лексический и грамматический материал/.
  • Фонетическая зарядка с использованием коротких диалогов по теме «Знакомство»(прослушивание в наушниках). Совершенствование навыка аудирования. Грамматическая тема «Короткие ответы» на разные вопросы в общении со сверстниками. Подготовка к ролевой игре. Работа в парах.

Например:

Hello! My name is… What is your name?

Are you from Russia? – Yes, I am. Where are you from?

I am glad to see you! Let’s play! – Let’s!

  • Реализация целей на уровне понимания: учащиеся  работают с  упражнением  (см. приложение №1, слайд 3) и выполняют он-лайн упражнение https://yadi.sk/d/GNten7PH3PKdtB 
  • Реализация целей на уровне творчества. Ролевая игра «Встречаем гостей».

Введение в ситуацию. Imagine: we have guests from the 19th Festival of Youth and Students.

Hi! I am a teacher of English and these are my pupils. We are glad to see you! Please, introduce yourself. ( несколько учащихся представляются, называя свой адрес, хобби, род занятий, приветствуя гостей.  Представляются и «гости»)

Have you any questions to each other? (беседа)

- My favourite subject at school is Geography. What is your favourite subject?

- What subjects do you study? – We study different subjects: Maths, Geograthy, Arts, Music, Russian as mother tongue, English as a foreign language.

- Really?! Your English is good. Must all the pupils learn a foreign language?

- Yes, we have been studying English since the second form. We have 5 lessons a week.

- How long is your school day?

- My school is open all day. School starts at 9 o’clock with registration. We don’t get much homework. We usually get homework in 2 subjects each day. I go home at 4a.m.

- I have a question to Alex. What form are you in?

Alex: I’m in the second form?

  • Really? How old are you?
  • - 12
  • 12 and in the second form? I am 12 too, but I’m in the 7 form? Sorry, I don’t understand.
  • Well, in most English schools forms start only at the second school, at the age of 11.
  • I see.

         Alex: Friends! What are your marks at school?

  • I get 4’s and 5’s.
  • 4’s and 5’s? What does it mean? Are you a good pupil?
  • Yes, I am. 4 means good and 5 means excellent.
  • Oh, well done. But in my culture they mean B and A.

Учитель: It’s a very interesting discussion! Thank you, friends.

 Lena, invite our friends to the table.

Ситуация «Угощение за столом» типа:

-Would you like a cup of tea? Help yourselves!

-How tasty! Thank you for your hospitality!

-Good luck! All the best!

  1. Этап предъявления новых знаний. Реализация цели на уровне обобщения информации.  Выход на образовательный продукт урока.

 Do you remember the educational aim of the lesson? Formulate the answering the question “ What unites the Youth of our planet?”

The 19th Festival of Youth and Students is a great international event. It makes a deep impression. Работа в парах. Затем учащиеся предлагают свои ответы. В результате на доске ( потом на экране) появляется  «понятийное колесо» (см. приложение№1, слайд 4).

Учащиеся делают записи в тетради.

  • Выбор девиза урока:
  • We are for Peace!
  •  For Friendship between British and Russian Youth!
  • Let’s overcome problems together!
  • We are proud of our Planet!

Голосование на школьной доске.

  • Учитель добавляет следующую информацию:

 The word of your Teacher:

  • If you know English, you can talk to people of any nationality, you can get information anywhere in the world.
  • Remember:  learning never stops!

Учащиеся читают и переводят.

  • Оформление приветственного письма британским школьникам. Работа в группах. Задание: расположить в правильном порядке фрагменты письма, прочитать полученный текст, перевести на русский язык. (см. приложение №2)

Проверка выполнения /самоконтроль/.

  1. Заключительный этап урока. Реализация целей на уровне оценки знаний, умений и навыков. Рефлексия.

Учитель сообщает  об успешности проделанной работы на уроке, оценивает работу и активность учащихся на занятии.

 - Вопросы для мобилизации учащихся на рефлексию

Я узнал….        Я вспомнил…        Легче всего мне было…        Для меня было особенно трудно….. Мне стоит повторить….        Дома я расскажу ,что на сегодняшнем уроке…

Полученные знания пригодятся мне….        Самым интересным на уроке было….        

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  написать поздравительную открытку зарубежному другу..

Я думаю, что на этом уроке произошла  интеграция знаний, приобретён опыт творческой деятельности  и  учителя, и обучающихся.

 Метапредметный урок – урок нового типа, в основе  которого  лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Такой урок позволяет мне, как учителю решить следующую задачу: научить учащихся самостоятельно

добывать необходимую информацию, получать знания для того, чтобы тут же, в процессе обучения решать реальные задачи и находить решение современных проблем, используя неординарные подходы  и  творческие идеи.

Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно  больший  багаж знаний, сколько   обеспечить его  общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Используемая литература

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В.Козлова. Москва. Просвещение. 2009 г.
  2. А.Я. Данилюк и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва. Просвещение. 2011 г.
  3. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. Москва. Серия «Стандарты второго поколения».Просвещение. 2009 г.
  4. УМК В.П.Кузовлева. Учебник английского языка для 8 класса. Москва. Просвещение. 2015 г.
  5. Рабочая программа учителя. 2017 год
  6. Методический альманах «Иностранный язык и современность». Редактор-составитель Т.А.Шайденко. Тула. ИПК и ППРО ТО. 2012 год.
  7. Статья «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов,» Автор  Нина ГРОМЫКО, заместитель директора НИИ ИСРОО. Образовательный портал «Мой университет» www.moi-universitet.ru 
  8. УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой; модуль – «Человек и общество» Учебник английского языка для 9 класса (углубленное изучение). Москва. «Просвещение» 2016 г.
  9. Шихалеева Марина Ивановна. Статья «Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.» на портале «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru  https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2018/10/22/metapredmetnost-i-metapredmetnyy-podhod-v 
  10. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие / М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012. –50 с. (Серия «Новые стандарты»).
  11. Метапредметный урок: методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ, студентов направления «Педагогическое образование» / авт.-сост. С.В. Галян.  – Сургут: РИО СурГПУ, 2012. – 83 с.
  12. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. /Интернет-журнал"Эйдос". - 2011. - No4. - 25 апреля. –[Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm 
  13. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)/ Интернет-журнал"Эйдос".  - 2012.  -No1.  http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Конспект метапредметного урока английского языка и литературы «Быть или не быть?» (от «Гамлета» к сонетам) Мастерская построения новых знаний.

Смысловые вехи проектирования.Уровень интеграцииТематические / межпредметные связи.Метапредметное понятиеПонятие-символЛичностный уровень.Основная идея урока:интеграция разных видов искусств и их стил...

Метапредметный урок Английский язык 5 класс “People’s hobbies”

Данный урок по английскому языку  разработан по УМК «Английский язык.5 класс (Серия Rainbow English)» О.В. Афанасьевой, И.Б.Михеевой, К.М. Барановой по теме “People’s hobbies”. Соответствие...

Достижение метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка. Урок английского языка по ФГОС.

Данный учебный материал представляет собой технологическую карту урока английского языка, разработанного в соответствии с ФГОС....

Конспект интегрированного открытого урока английского языка по теме: "Travelling into the Past. The events of the 20th century" (Путешествие в прошлое. События 20 века)

Конспект урока английского языка к  учебнику Английский язык для 6 класса для общеобразовательных учреждений. / Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова, К.Макбет-М.:ООО "Русское слово" Макмиллан 20...

Интегрирование на уроках английского языка "Английский язык и родная литература"

известный ученый Юрий Лотман отмечает, что через поэтический материал, учащиеся больше узнают о предметах , явлениях, событиях, людях. Читателям предлагаюся стихи хантыйского поэта Романа Ругина на ан...