Использование ИКТ на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках иностранного языка
в среднем звене
Применение компьютера на уроках иностранного языка
Информационно-коммуникативные технологии способствуют усилению учебной мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний учащихся. ИКТ направлено на совершенствование форм и методов процесса обучения. Современный период развития общества характеризует процесс информатизации. Одним из основных направлений процесса информатизации образования является внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. В связи с развитием процесса информатизации образования изменяется объем и содержание учебного материала. В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности стали внедряться новые информационные технологии, такие использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ в учебный процесс. Мы живем в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80-х годов и до сих пор продолжают наращивать темпы. Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку. Компьютер в учебном процессе является средством обучения детей, усиливающим и расширяющим возможности их обучающей деятельности. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся.
Сегодня, умение использовать в своей предметной области средства вычислительной техники и телекоммуникаций следует рассматривать как критерий общей грамотности, сопоставимый на сегодняшний день с традиционной трактовкой данного понятия – как уметь читать, писать и считать.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для нас новые возможности в преподавании иностранного языка, т.к. используя ИКТ на уроках английского языка, мы сталкиваемся с новыми формами и методами преподавания, а также ищем новые подходы и стили к процессу обучения.
И так, назовем наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проекта, интерактивной доски;
- электронные энциклопедии и справочники;
- образовательные ресурсы Интернета;
- DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями;
- видео и аудиотехника;
- интерактивные конференции и конкурсы;
- материалы для дистанционного обучения;
- научно-исследовательские работы и проекты;
- дистанционное обучение
Изучение английского языка с использованием ИКТ дает возможность принимать участие в тестированиях, в викторинах, конкурсах
Обучение лексике с применением ИКТ
Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Применение компьютерных технологий при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса.
Для отработки значения слова я предлагаю учащимся, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (school: chalk, desk, teacher. Family: mother, sister, aunt).
Для тренировки в употреблении слов с помощью компьютера я предлагаю учащимся составить предложение из данных слов: is, a, big, there, window, bedroom, in, my (Тhere is a big window in my bedroom).
На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования продуктивных лексических навыков я использую компьютер для тренировки учащихся в действиях по сочетанию лексических единиц. Например, упражнение для отработки:
- скажи, какими могут быть перечисленные предметы: house, room, sofa, carpet. В другой колонке размещены прилагательные: big, old, white, beautiful. Школьник должен правильно составить словосочетания из данных прилагательных и существительных, перемещая их из соответствующих колонок на строки снизу. При этом количество незаполненных строчек подсказывает ученику, что есть другие возможные словосочетания, которые он еще не составил. Учащийся, составивший словосочетаний больше других, получает большее количество баллов.
С целью формирования продуктивного навыка выполняется упражнение по заполнению пропуска в высказывании. Показателем правильности в данном случае является соответствие смыслового значения подставляемой лексической единицы той, с которой она сочетается. Например, я предлагаю учащимся заполнить пропуски в диалогах подходящими лексическими единицами. Или, например, даю задание выбрать фразу для ответа на вопрос.
Would you like some tea?
a) You are welcome
b) Yes, please
c) Help yourself
Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить объем изучаемой лексики за счет сэкономленного времени. Компьютер позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий. Приведу пример упражнения на употребление лексических единиц в речевой деятельности: ребята должны составить целостный диалог из разрозненных реплик.
- Yes, yes. Take it, please.
- Would you like fruit and ham?
- Help yourself.
- Yes,please. May I have five apples, please?
- Thank you! I like oranges. May I have an orange?
Учащиеся, которые составили одинаковые диалоги, объединяются в пары. Они читают и заучивают диалоги по ролям. После этого диалоги проигрываются перед всем классом. При этом у детей, которые прослушивают диалоги, формируются рецептивные лексические навыки.
Проведенная работа по формированию лексических навыков позволяет перейти к формированию речевых навыков диалогической речи. Использование компьютерных программ при формировании навыков учащихся на уроках показало, что компьютерные технологии обучения полностью отвечают целям, поставленным при обучении лексике иностранного языка.
Компьютерные технологии применялись мной наравне с традиционными средствами обучения. Однако практика применения компьютерных программ показывает, что компьютерные технологии имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация и интенсификация самостоятельности учащихся, повышение познавательной активности и мотивации, интенсификация обучения и создание комфортной среды обучения.
Обучение грамматической стороне речи
При обучении грамматике я также стараюсь использовать различные приемы работы с ИКТ.
Я использую презентацию в Power Point для объяснения нового правила или для проверки полученных знаний. Например, при изучении спряжения глагола to be я рассказываю учащимся сказку о приключениях этого глагола, сопровождая рассказ показом презентации. Яркая, красочная презентация помогает учащимся лучше запомнить теоретический материал и в дальнейшем употреблять глагол to be без ошибок.
Также я демонстрирую презентацию «Неличные формы глагола» при изучении данной грамматической темы в 10 классе.
Для закрепления изученных грамматических правил я использую упражнения с обучающих дисков.
Я изучила и применяю в своей работе такие обучающие диски, как: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия « Уроки английского языка», 6 класс. “English in action. The Royal Family” Longmaster Learning Anywhere, Английский язык, 10 класс. Республиканский научно-методический центр информатизации образования. Английский язык, 11 класс. Республиканский научно-методический центр информатизации образования.
На этих дисках можно найти самые разнообразные упражнения по всем разделам английской грамматики. Здесь есть упражнения различной степени сложности – от самых простых до упражнений повышенной сложности, что позволяет дифференцированно вести процесс обучения.
Например, я использую диск с обучающей программой Виртуальная школа Кирилла и Мефодия . Возможны такие виды работы, как:
А) упражнения на заполнение пропусков. Обучающая программа предлагает учащемуся набор предложений с пропусками. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:
запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;
Б) упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом. Недостатком такой игры является невозможность переместить в необходимое место любое слово, перемещённое ранее последнего без коренной ломки всего предложения.
При изучении темы «Модальные глаголы» я не только демонстрирую учащимся презентацию с теоретическим материалом, но и использую тренажер «Глагол can» для отработки употребления этого глагола в речи учащихся.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю наиболее эффективно производить контроль над обучением при помощи тестов. Проведение тестов на компьютере позволяет проверить качество знаний за считанные секунды. Я готовлю тесты самостоятельно в редакторе Microsoft Excel.
Огромный потенциал дает учителю при обучении грамматике Интернет. Здесь можно найти не только упражнения по всем разделам английской грамматики, но и он-лайн тесты, в которых сразу же оценивается результат учащегося. В своей работе я пользуюсь многими сайтами сети Интернет, что позволяет мне более качественно и быстро проверить усвоение учащимися грамматического материала.
Обучение фонетике и чтению
Обучение фонетике и чтению в 5 классе является основной задачей. Поэтому учителя английского языка стараются найти такие приемы и формы работы, которые предоставили бы им возможность с наибольшей отдачей выполнить эту задачу. Здесь мне также помогают приемы работы с применением ИКТ. Во-первых, я стараюсь при каждом удобном случае использовать на уроке обучающие диски с фонетическими упражнениями. Но в связи с тем, что время ограничено, я рекомендую детям заниматься с такими дисками дома, так как сейчас в большинстве семей имеются компьютеры. Во-вторых, при объяснении правил чтения я использую презентации в Power Point.
Наряду с обучающими дисками и презентациями я использую очень интересное и полезное пособие для учителей английского языка «Читаем весело», выполненное в программе Macromedia Flash, которое я обнаружила в Интернете. Это пособие в яркой и занимательной форме дает учащимся представление о правилах чтения английских гласных букв, а затем в нем приводятся контрольные задания на проверку усвоения материала.
Для проверки понимания прочитанного я применяю тесты, выполненные в редакторе Word, что является самым простым применением ИКТ в процессе обучения. При возможности работы в компьютерном классе я применяю тесты, выполненные в Excel, которые позволяют быстро проверить правильность выполнения задания всеми учащимися путем выведения результатов учащихся на компьютер учителя.
При обучении аудированию
Формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста; умение понимать аутентичную речь.
В своей работе мы также используем возможности ИКТ для решения комплексных задач, поэтому для тренировки умений и навыков аудирования используются мультимедийные уроки и задания. Источниками таких заданий являются мультимедийные уроки и Интернет. Интернет - богатый источник аудио записей. Например, существует сайт, где есть необходимые песни "на все случаи жизни" – текст песни и музыка.
При обучении говорению
Формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. Умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д. Учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Например, при изучении темы «Лондон» учащиеся совершают виртуальное путешествие по городу и рассказывают о том, что они видят. Может осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог между жителем Лондона или гидом и приезжим.
При обучении переводу
Формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).
Рассмотрим использование компьютерных технологий на уроке английского языка.
Урок – проект
На подготовительном этапе используется Интернет для сбора информации Следующий этап: выполнение презентации в программе Power Point. Выступление: использование презентаций, компьютерных обучающих программ, таблиц, диаграмм. Очень интересно наблюдать за развитием учащихся в их презентациях. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Ученики делают презентации о себе по пройденным темам, на слайдах они размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им сделать сообщение по теме. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Были представлены презентации на следующие темы: «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя квартира», «Моя школа», «Мой день рождения», «Мой день». Презентации учащихся это не только рассказы о фактах своей жизни и своего окружении, но и попытка прокомментировать их и высказать свое мнение, а если его нет в выступлении, одноклассники обязательно поинтересуются. Этот интерес к мнению друзей соответствует возрастным особенностям.
Изучение новой темы
Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей ИКТ поможет учителю в подборе разнообразного материала, как правило, более интересного.
Итоговый урок
ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Учащиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования. Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности оценки.
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.
Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач. Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.
Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:
способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
улучшают качество усвоения материала;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
дают возможность избежать субъективности оценки.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что ИКТ на уроках английского языка (и во внеурочной деятельности при подготовке к урокам и самообразовании) – отличный помощник учителя, который нельзя недооценивать, но не следует применять ИКТ только ради новизны. Неправильное использование этого средства может привести к демотивации как учителя, так и его учеников.
Интернет
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка, расширять кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
электронную почту (e-mail);
телеконференции (usenet);
видеоконференции;
возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
доступ к информационным ресурсам:
справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy, Yandex, Google);
поисковые системы (Alta Vista, Open Text, WebCrawler);
разговор в сети (Chat).
Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.
Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW.
Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие межкультурной компетенции, т.е., знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.
Здоровьесберегающие технологии при использовании ИКТ
О здоровье как важнейшей предпосылке успешности в обучении и развитии детей в 60-х годах прошлого столетия писал Василий Александрович Сухомлинский: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе — плохое состояние здоровья, какое-либо недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя...».
Компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски – вся эта техника призвана, чтобы акцентировать внимание учеников, усилить познавательный интерес, мотивацию к обучению. Но применять эти инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка.
Применение ИКТ нужно сочетать с использованием традиционных форм урока, что позволит периодически переключать внимание учеников.
Не нужно забывать про оздоровительные моменты на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации. Использую специальные комплексы упражнений для нормализации осанки, для восстановления сил, для снятия утомления, для снятия напряжения с мышц туловища, для глаз.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Вверх-вниз, влево-вправо
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считать до 10.
Раскрашивание
Предлагаю детям закрыть глаза и представить перед собой большой
белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно
любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым,
зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно
самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не
допуская пробелов.
ФИЗИЧЕСКИЕ МИНУТКИ
1. Hands up, hands down
Hands on hips, sit down
Bent left to the side
Bent left bent right
1, 2, 3 hop 1, 2, 3 stop!
Stand still
2. Stand up clap clap
Arms up clap clap
Step step arms down
Clap clap please sit down
3. Hands up clap clap clap
Hands down shake shake shake
Hands on hip jump jump jump
Hop hop hop stop stand still
Good sit down please
4. I can jump I can run
I can sing I can dance
I can swim I can’t fly
I can climb and say good bye.
При проведении дыхательных упражнений, гимнастики для глаз и для осанки можно использовать интерактивную доску и выполнять упражнения под музыку.
Результативность использования ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя свой опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволило мне:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Принимая во внимание все вышеперечисленное, считаю необходимым использовать электронные ресурсы в своей поурочной деятельности
мною был применён мониторинг с целью выявления эффективности и результативности использования ИКТ. Он заключался в следующем: я взяла два 6-х класса, где в одном применяла технологии ИКТ, а в другом проводила только традиционные уроки. По окончании, заметила следующее, в том классе где применялись ИКТ успеваемость, темп урока и мотивация к изучению языка была более высокая, чем в том классе, где проводились уроки без технологий ИКТ. ( Приложение 1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Интернета на уроках английского языка
Доклад на методическом объедининии учителей иностранного языка об опыте использования электронных ресурсов Интернет на уроке английского языка...
Использование ИКТ на уроках английского языка
в статье приведены материалы об использовании информационо- коммуникационных технологий на уроках английского языка...
открытый урок на школьный конкурс "Использование ИКТ на уроках английского языка"
Тема: “MY FREE TIME” (Мое Свободное Время)Учитель: Рыжова Н.П.Цель урока: познакомить учащихся с новыми словами по теме " Свободное время " и научить использовать данные слова в различных речевых ситу...
Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...
Выступление на ШМО учителей английского языка «Использование ИКТ на уроках английского языка»
В докладе отражены основные положения по использованию ИКТ на уроках английского языка...
Методическая разработка урока в 5-м классе по теме: "Мой мир" (технология использования ЭОР на уроках английского языка)
В данной публикации представлена методическая разработка урока английского в 5-м классе по теме: "Мой мир" и технология использования ЭОР на уроках английского языка....
Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка
Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...