Быстрый и эффективный способ подготовиться к уроку. Лайфхак.
статья по английскому языку

Михайлова Мария Игоревна

Тратите слишком много времени на подготовку к урокам? Хотели бы вы сократить это время, но при этом не потерять качества и повысить эффективность разработок? Тогда, думаю, эта статья будет для вас полезной, из которой вы узнаете, как можно быстро и продуктивно продумывать структуру и содержание уроков.

В своей педагогической практике я применяю метод интеллект-карт довольно часто. И в этой статье я расскажу о том, какие у этого метода преимущества, как ментальные карты можно использовать на уроках и при подготовке к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Быстрый и эффективный способ подготовиться к уроку. Лайфхак.

Тратите слишком много времени на подготовку к урокам? Хотели бы вы сократить это время, но при этом не потерять качества и повысить эффективность разработок? Тогда, думаю, эта статья будет для вас полезной, из которой вы узнаете, как можно быстро и продуктивно продумывать структуру и содержание уроков.

В своей педагогической практике я применяю метод интеллект-карт довольно часто. И в этой статье я расскажу о том, какие у этого метода преимущества, как ментальные карты можно использовать на уроках и при подготовке к ним.

Я думаю, многие слышали о них, а некоторые из вас уже используют в своей работе ментальные карты.

На самом деле, метод интеллект-карт не новый. «Новое – это хорошо забытое старое» - как однажды сказал Жак Пеше (не про интеллект карты).

Интеллект-карты (mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать ее. С английского языка «mind map» дословно переводится как «карта ума» («map» — карта, «mind» — ум). Также можно перевести это понятие, как: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта.

Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.

Аналогии различных диаграмм связей использовались с достаточно ранних времен, но создателем современной методики ментальных карт, такой, какой мы ее знаем сейчас, является Тони Бьюзен,  английский психолог, писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Также Тони Бьюзен написал книги «Супермышление» и «Научите себя думать», ставшие известными и популярными впоследствии, а первая книга, описывающая технику ментальных карт, вышла в 1974 году – «Работай головой».  

Интеллект-карта — это мощный графический метод, который помогает нам задействовать оба полушария мозга для решения какой-либо задачи, проблемы, вопроса, помогает нам «выгрузить» и структурировать всю имеющуюся у нас информацию по теме и даже выявить пробелы (что еще необходимо узнать для решения конкретной задачи). Этот метод помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее. Таким образом, метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где требуется совершенствование интеллектуального потенциала личности или решение разнообразных интеллектуальных задач.

Благодаря очевидным преимуществам интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования.

В своей педагогической деятельности я использую создание ментальных карт не только при планировании урока (технологическую карту я обычно составляю сразу на весь модуль), но и при изложении нового материала, при обобщении и систематизации изученного материала, на этапе контроля знаний, умений и навыков учащихся, для осмысления и закрепления изученного материала.

На уроках английского языка ментальные карты можно использовать:

- для работы с лексическим, грамматическим, тестовым материалом (составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.);

- для обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор (мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания);

- во время проведения “мозгового штурма” (с помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные);

- при проведении дискуссии, дебатов (изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон).

Каким образом создается ментальная карта? Ментальную карту можно создать на бумаге, используя цветные карандаши, фломастеры, стикеры. А можно воспользоваться графическим редактором или специальными программами. Я предпочитаю создавать интеллект-карты на бумаге, иногда я использую программу XMind 8 Update 9 для создания обширных и сложных карт.

Для начала в центре пишется главная идея, тема, название вопроса ... От нее отходят ветки (2-4 и более), у каждой из которых может быть свой цвет. На конце ветки показываем связь с главной идеей (или пишем ключевые ассоциации, раскрывающие главную идею). Можно добавить иллюстрирующие картинки, символы или графику. Это связи первого уровня.

От каждой ключевой под-идеи ведут ветки к ассоциациям второго уровня. Как правило, первым делом вписывают категории (то, чем оперирует человек, думая о главной идее). А во втором уровне прописываются конкретные задачи, ассоциации, связи.

Далее создается четвертый и последующие уровни: прорисовываем уровни, пока автор не посчитает схему законченной. Простой считается карта с тремя уровнями. Наброском – с одним уровнем. Диаграмму с четырьмя и более уровнями читать сложно. Если нужно больше, делают ссылку на новую карту и уже в ней расписывают необходимые детали.

Также при необходимости можно показать стрелками связь между понятиями, ассоциациями: связь может прослеживаться между под-идеей и одним из понятий второго уровня, между понятиями разных уровней. Для наглядности можно также обвести все связи каждой из веток, добавить заметки к блокам.

Для меня интеллект-карты или ментальные карты – это полезный инструмент, который экономит время (по сравнению с линейной организацией информации), позволяет «выгрузить» имеющиеся знания, факты, данные; выявить пробелы и недостаток информации по какому-либо вопросу, теме; позволяет сделать процесс нахождения оптимального решения эффективным; помогает увидеть ситуацию более объемно с учетом всевозможных фактов (целостное мышление).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – М.: Росмэн-Пресс, 2007. – 96 с.

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2003. – 304 с.

3. Воробьева, В.М. Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках: Методическое пособие. / В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова, – М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. – 44 с.

4. Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Х. Мюллер. – М.: Омега-Л, 2007. – 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии занятий по теме: « Восемь занятий быстрого и эффективного изучения графического редактора Paint»

Аннотация на статью.  Предлагаемая  методическая разработка занятий предназначена  для учащихся  5, 6 классов и рассчитана  на 8 учебных часов. Каждая тема включает теоретичес...

Методическая разработка серии занятий по теме: « Восемь занятий быстрого и эффективного изучения графического редактора Paint»

Аннотация на статью.  Предлагаемая  методическая разработка занятий предназначена  для учащихся  5, 6 классов и рассчитана  на 8 учебных часов. Каждая тема включает теоретичес...

Эффективные способы быстро включить в работу мозг ребенка.

Советы для активизации умственной деятельности школьников, можно применять на уроках и дома....

Разноуровневый подход в обучении как один из эффективных способов проведения продуктивного урока английского языка и подготовки к ОГЭ, в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация работы:1. Технология разноуровневого обучения.2. Продуктивный урок.3. Подготовка к ОГЭ по английскому языку....

Как быстро и эффективно организовать процесс дистанционного обучения (инструкция для преподавателей)

В 2020 году учительское сообщество столкнулось с новым вызовом - резким переходом на дистанционное обучение. Предлагаемая инструкция поможет структурировать подготовку к дистанционному уроку: в форме ...

Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке

Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...

Эффективные способы организации современного урока

Материал для педсовета или собрания МО...