Игровой подход в обучении как способ повышения мотивации обучающихся
статья по английскому языку

Башилова Регина Александровна

Что наша жизнь?

-Игра.

Игра-естественный процесс для ребенка. В игре мы познаем мир чуть ли не с самого рождения. В статье идет речь о том как игра может помочь повысить эффективность обучения, сделать его удовольствием, причем не только для ученика, но и для учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой подход в обучении как способ повышения мотивации обучающихся.

В наше время существует  проблема отсутствия мотивации у обучающихся, и как следствие снижение эффективности обучения. Также в настоящее время остро стоит проблема повышенной психоэмоциональной нагрузки на учеников. Однако , если есть проблема, то есть и пути ее решения. Давайте обратим внимание на слова  Симона Львовича Соловейчика «Всем известно- у кого большие способности, у того обычно есть интерес к знаниям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.» Получается, что дело за малым, найти пути вызова интереса.

Давайте обратимся к статистике усвоения информации Эдгара Дейла

Эта пирамида показывает, что при чтении усваивается 10 % информации, при просмотре видео-20%, при просмотре слайдов с пояснением-30 %, при учебных видео-50%,, при выполнении спецупражнений-70%, и 90 % при игре.реальной деятельности!!! Ещё во времена Аристотеля  при обучении использовалась игра-драматизация. Уже тогда говорили что прогрессивное обучение заключается в том, что ученики делают, а не заучивают.    

Давайте вспомним как ребенок познает мир в естественной среде. Допустим выпал первый снег и ребенок выходит, трогает его руками, может и на язык попробовать. Так он через свое действие познает что такое снег, его характеристики: мокрый, холодный. Если сравнить эту ситуацию с образованием, то что происходит. Ребенок выходит на снег и мы его закидываем снежками и говорим, вот видишь это был снег. В наших силах такого не допустить и дать возможность через действие усвоить материал.

Применение игровых форм обучения способствует снижению информационного давления на учащихся и повышает интерес. В процессе игры ребенок незаметно для себя овладевает учебным материалом. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». О целесообразности применения игрового подхода в обучении говорят и  слова М.Н. Скаткина, о том, что специфика игры заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируется. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится».

В Федеральном образовательном стандарте второго поколения было внесено требование формирования у учащихся системы универсальных учебных действий, отражающих умения приобретать и присваивать знания. Уверенное овладение универсальными учебными действиями — основа успешного обучения.
Дидактические игры успешно помогают достичь поставленных в образовательных стандартах целей обучения, так как на всех этапах обучения учащиеся активно включаются в образовательный процесс, проявляя инициативу и совершая творческую работу. Таким образом, не смотря на давнее использование игр в педагогике , сейчас их применение стало актуальными как никогда.

.

Однако,не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для развития У У Д и навыков. Поэтому выбор нужной игры – одна из первоклассных задач учителя. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленности игры, возможности постепенного ее усложнения и наполнения. Отобранные для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на задний план, а доминантой становятся наблюдение и внимание. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку как и любому другому предмету, преподаватель руководит ходом игры и контролирует его.

Существует много разных классификаций обучающих игр. Лингвистические игры подразделяются на

-фонетические

-лексические

-грамматические

-Стилистические

-речевые

На уроках я применяю следующие игры:.

1)Taboo words или некоторые знают эту игру как Alias. В процессе игры учащиеся должны дать устное описание слова на карточке( слово может быть написано или изображено картинкой) не называя самого слова.

Эта игра сочетает в себе лексическую и речевую игры. С одной стороны обогащается словарный запас, с другой стороны обучающиеся учатся давать хоть и небольшое, но спонтанное монологическое высказывание. В такой игре учитель не должен обращать внимание на грамматические ошибки, чтобы не отбить желание учащегося говорить.

2)Board games. Настольная игра ходилка. Игра ходилка таит в себе много возможностей. Может быть наполнена лексическим материалом, грамматическими вопросами, а также способствовать развитию речевых навыков обучающихсяВ 6 классе задания были направлены как на отработку пройденного грамматического материала, так и на развитие разговорных навыков (ответы на вопросы).

Особое внимание привлекают к себе в младших классах игры–драматизации. Они полезны, прежде всего тем, что развивают образную, выразительную речь ребенка.

Участвуя в игре – драматизации, ребенок становится одновременно объектом, на который направлена воля преподавателя и субъектом, познающим мир. Именно эта форма была использована ещё во времена Аристотеля. Это прогрессивное движение в образовании заключалось в том, что ученики «делали», а не заучивали.

      Технология драматизации (по О.А. Шороховой) активно используется в работе с детьми, так как пьеса становится своего рода «мостиком» между рациональным мышлением взрослого и образным, «волшебным» миром ребенка, в котором не существует абстракций и все происходит здесь и сейчас.

Что касается моего личного опыта, я применяю драматизацию не только для отработки речевого материала, но и для усвоения грамматического материала.

Например, при изучения времени Present Simple, обучающиеся назначаются на роли слабых глаголов, вспомогательных глаголов, знаков препинания и начинается путешествие глагола по стране грамматики.

Также на уроках в младшей школе, обучающиеся показывают действие, а остальные в классе должны угадать что изображает ведущий. Эта игра направлена на усвоение времени Present Continuous. Ребята употребляют время, даже не замечая этого.

Игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, развивает познавательную активность школьников.

  Игровой метод имеет богатый обучающий и психотерапевтический потенциал. Игра создает умственное напряжение, без которого невозможен активный процесс обучения в старшей школе. Игра посильна практически каждому  ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Компетентность в решении игровых задач усиливает мотивацию к изучению языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую употреблять в речи слова иностранного языка. Постепенно снижается тревожность и скованность, появляется позитивный образ самого себя. В игре обучающийся может потерять страх общения, общаясь возможно не от своего лица, а примеряя на себя роль другого персонажа. Таким образом игра дает возможность быть вовлеченными в занятие детей разного уровня владения языком применить индивидуальный подход и создать ситуацию успешности.

Видя результаты и заинтересованность учащихся, учитель сам становится более мотивированным. К.Д. Ушинский говорил : «Если вы удачно выберете труд, то счастье само вас отыщет.» Я желаю вам всем чтобы работа чаще приносила удовольствие и счастье отыскивало вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Исследовательская работа на уроках химии как способ повышения мотивации обучающихся"

"Исследовательская деятельность учащихся на уроках химиии как средство повышения мотивации к учебе"...

Использование возможностей сервисов Google на уроках музыки и во внеурочной работе как один из способов повышения мотивации обучающихся

Статья  посвящена исследованию вопроса создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет ресурсов....

Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся к изучению биологии

Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся  к изучению биологии...

Презентация "Внеурочная деятельность по английскому языку как один из способов повышения мотивации обучающихся"

Во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей ...

мастер класс Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.

В данном материале идет речь об использовании технологии проблемного обучения на уроках с целью повышения мотивации обучаемых к изучению иностранного (английского) языка и  сценарий работы с учит...

Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».

Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...