«Метод проблемных ситуаций»
статья по английскому языку (9 класс)
Название методической разработки | «Истина где-то рядом – решение проблемных ситуаций» |
Учебный предмет/дисциплина | Английский язык |
Класс | 9 класс, базовый уровень образования |
Программа | Рабочая программа по английскому языку для 9Б класса на 2019 – 2020 учебный год. Создана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования и авторской программы В.Г.Апалькова, ориентирована на использование УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 9 классов общеобразовательных учреждений. |
Место урока/занятия в учебном курсе | Урок № 26 (Модуль-3. Увидеть чтобы поверить. 1 урок) |
Замысел/ особенности урока/занятия | Компетнтностно – ориентированный урок, построенный с учётом принципов преемственности в образовании и проблемного обучения в процессе проектной деятельности как фактора повышения качества образования в условиях реализации ФГОС. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kudryashova_yu.v.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод проблемных ситуаций»
Проблемная ситуация — это особый вид интеллектуально-эмоционального взаимодействия субъекта (уч-ся) с объектом познания (задачей), в процессе которого учащийся осознает противоречие между необходимостью овладения объектом познания (решение задачи) и недостатком имеющихся у него знаний для этого.
Проблемная ситуация порождает у обучаемого ярко выраженную поисковую потребность, стремление найти (открыть или усвоить) объективно необходимые и достаточные для решения проблемы знания, и способы деятельности.
Проблемная ситуация в отличие от задачи включает три главных компонента:
- необходимость выполнения такого действия, при к-ром возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;
- неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;
- возможности уч-ся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.
При этом следует соблюдать такие условия: а) задание основывается на тех знаниях, умениях и навыках, которыми владеет учащийся; б) неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия; в) выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании. Предлагаемое учащемуся проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям [1]
Социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой радикальные изменения в образовании. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу данных решений и собственной деятельности. Реализация деятельностного подхода на уроке дает обучающимся возможность самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания.
Переход на ФГОС – это требование времени. Школьникам уже не так интересно получать готовые знания от учителя или из учебника. В век информатизации дети и сами могут найти ответы на все интересующие их вопросы. Но теперь это будет задача учителя, чтобы показать, научить, подсказать. Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. От этого должно повыситься и качество образования. Главными целевыми установками в реализации ФГОС являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. [2]
Темой моей работы в ОЭП является «Развитие информационной и коммуникативной компетенций учащихся в совокупности их составляющих»
В рамках работы школы в режиме ОЭП был создан ряд проектов: «Россия – Родина моя», «William Shakespeare – his life and plays”, «Блокада Ленинграда», «Истина где-то рядом – решение проблемных ситуаций» и телемост «Московский район – вехи истории », проведенный в рамках IX районного педагогического форума, посвященного 100-летию Московского района «МР100: Образование, устремленное в будущее»
В данном случае мы говорим о продуктивном инновационном проектировании. В отличии от обычных мультимедийных проектов, создающимся учителями и учениками в процессе учебной деятельности наши проекты являются телекоммуникационными – включающими в себя использование облачных технологий, пространства Google диска и системы «Пеликан» для проведения телемостов.
В ходе работы над проектом "Развитие интеллектуальных способностей, формирование коммуникативной и социальной компетенций при анализе проблемных ситуаций, поставленных перед учащимися" «Секре́тные материа́лы» (англ. The X-Files)» был проеден урок, «Истина где-то рядом – решение проблемных ситуаций» - компетнтностно – ориентированный урок, построенный с учётом принципов преемственности в образовании и проблемного обучения в процессе проектной деятельности.
Данный урок был проведен в целях демонстрации утилям и родителям учащихся школы применения компетентностного подхода в образовании при решении проблемных ситуаций в рамках реализации ФГОС.
1. Цели и задачи урока/занятия; >>>
2. Содержание учебного материала урока/занятия и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся; >>>
3. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов. учащихся на уроке;
Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов:
Личностные, метапредметные и предметные. [3}
Метопредметные;
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; (урок – непосредственная коммуникация в ходе урока с учителем и другими учащимися, презентация результатов)
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли (урок – работа в группах – решение проблемной ситуации и обоснование)
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации ( урок - аудирование с выборочным пониманием содержания, заполнение пропусков, взаимопроверка)
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке
(урок – работа в группах, выбор ответственных и отвечающих)
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления (урок – начало - определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средств для решения - конец)
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера (урок – составление плана выполнения задач, решение проблем творческого и поискового характера, выполнение мини проектов – как самостоятельная работа – домашнего задания + презентация с использованием видеоматериалов)
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата (урок - решения проблем творческого и поискового характера – выбор решения и обоснование своего решения, работа по плану – план работы указан в начале урока, конец урока рефлексия – выполненные пункты плана, сверка своих действий с целью и, при необходимости, исправление ошибок – взаимопроверка ответов на карточках и исправление ошибок)
Из вышеперечисленных этапов урока организации и содержания совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбора и последовательности представления учебного материала и выполнения домашнего задания явно прослеживается комплексный подход к проверке предметных и метапредметных результатов в ходе урока. Однако основной формой оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) проверочная работа по окончанию проекта или в конце учебной ситуации. Контроль и оценка метапредметных результатов также предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся, фиксируемый в «портфолио» - за участие в подобных проектах учащиеся получают сертификат об участии, который дает им возможность на участие в более крупных школьных проектах: День науки – исследовательские работы учащихся и других мероприятиях: педагогических конференциях (презентация опыта и продуктов) и семинарах, проводимых мной ежегодно.
4. Текст методической разработки, раскрывающий, в том числе, критерии оценивания методической разработки
1. Актуальность – компетентностно - ориентированный урок. Сконструмрованный на основе новейших педагогических технологий с применением средств ИКТ и дающий учащимся возможность применения их знаний в более крупных школьных проектах и жизненных ситуациях: День науки – исследовательские работы учащихся и других мероприятиях: педагогических конференциях (презентация опыта и продуктов) и семинарах, проводимых мной ежегодно
Оригинальность урока – хорошо продуманная учебная ситуация, развивающая все виды компетенций и внедрение актуальной информации в работу, предусмотренную авторами УМК, а также заданий, аналогичных заданиям ГИА по английскому языку
2. Цели и задачи данного урока полностью соответствуют планируемым результатам, указанным в технологической карте.
3,4. Организация деятельности учащихся на уроке соответствует требованиям системно-деятельностного подхода в образовании (групповая работа, взаимопроверка, определение цели урока и анализ проделанной работы в ходе урока) и позволяет активно развивать универсальные учебные действия (УУД)
5. Данный урок был создан в холе работы над проектом "Развитие интеллектуальных способностей, формирование коммуникативной и социальной компетенций при анализе проблемных ситуаций, поставленных перед учащимися" (Истина где-то рядом). Проектный методический материал содержит разнообразные упражнения на употребление прошедших времен английского языка, опорные таблицы для составления краткого и подробного пересказа текста, лексический материал по теме "Терроризм и его последствия", таблицы для подбора заголовков, сопоставления различных частей текста, использования связующих единиц текста, презентацию (Microsoft Power Point), с привлечением заданий УМК "RisingStar" – Pre-First Certificate Course (Автор: Luke Prodromou, Издательство "Macmillan", 2004. При подготовке данного методического материала были использованы интернет-сайты о событиях, происходивших в Беслане.
К каждому из заданий разработан методический аппарат, позволяющий активизировать познавательную и учебную деятельность, лучше усвоить изучаемый материал, анализировать ситуации и решать поставленные перед учащимися задачи в пределах учебной ситуации. Возраст обучающихся: 9-11 класс. Ключевые понятия соответствуют содержанию курса.
6. Фундаментальность и глубина содержания урока определяется точностью исторического материала, глубиной исследования и связью с настоящей реальностью
7. Problemsolving (анализ проблемных ситуаций) – это решение речемыслительных или проблемных задач, процесс, в ходе которого учащиеся анализируют и решают проблемную ситуацию, поставленную перед ними реальной жизнью. Данный методический приём обеспечивает повышение мотивации учащихся, их умственное напряжение, стимулирует речевую активность, развивает механизм мышления, ориентации в ситуации, принятие решения, а значит, формирует социальную компетенцию учащихся и практические умения пользования языком как средством общения. Также в процессе работы над данным проектом были использованы такие методические приёмы как «brainstorming» - спонтанное и свободное высказывание, актуализация речевой деятельности, «mapping» - составление семантической карты уроков, «reconstruction» - реконструкция высказываний или целого текста, «expansion» - расширение заданного языкового материала и многие другие и может использоваться как методическое пособие для проведения последовательных уроков по теме.
8.В урок включены методы оценки метапредметных результатов на всех этапах проведения.
Список использованных методических материалов:
1. Источник: https://potencial-school.ru/metod-problemnyx-situacij.html © potencial-school.ru
2. Лункина Татьяна Николаевна: «ФГОС ООО третьего поколения, их особенности». https://nauka-plus.ru/publication/fgos-ooo-tretego-pokoleniya/
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования; Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников; Веселова Елена Викторовна, зам. директора по УВР НШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование метода разрешения проблемных ситуаций на уроках технологии"
В данной статье предлагается познакомиться с опытом использования на уроках технологии метода решения проблемных ситуаций. Материал будет интересе и всем тем кто собирается заниматься проектной ...
Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
Педагогическая статья по теме: "Метод моделирования проблемных ситуаций в обучении иностранному языку в ссузе".
Ю.С. Болдырева, преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ» г. Волжский, Волгоградской области Метод моделирования проблемных ситуаций в обучении иностранному языку...
Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...
Доклад «Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноц...