«Младшие школьники – метод проектов в обучении иностранному языку»
учебно-методический материал по английскому языку
В современном понимании учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mladshie_shkolniki_-_metod_proektov.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Младшие школьники – метод проектов в обучении иностранному языку»
1. Место метода проектов в педагогическом процессе.
В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
В современном понимании учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Следовательно, учебный проект с точки зрения учителя:
- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии;
- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- практическому применению знаний, умений, навыков в различных, в том числе нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования ( анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению ).
Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Таким образом, проект – это "пять П": проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое "П" проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.
В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Он выделял четыре группы:
"ПРОЕКТЫ ИГР" – детские занятия, непосредственной целью которых являеся участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.
"ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ", которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой общественной жизнью.
"ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ", разрабатывая которые, дети имели целью "получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме" – устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.
"ИНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ", нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.
Полномасштабный проект включает стадии:
1. Планирование в классе.
Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта; составление интервью, способы сбора и вид необходимой информации ( статьи, брошюры, иллюстрации).
2. Выполнение проекта.
Обычно на этой стадии деятельность выходит за рамки классной комнаты. Учащиеся берут интервью, делают аудиозаписи, видеозаписи, собирают печатный материал. Важно помнить, что ребята будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, говорении, письмо и аудирование.
Главная задача на этом этапе - сбор информации. Что бы помочь детям в организации данного процесса, нужно посоветовать ребятам определиться, что они хотят узнать; решить, где лучше добыть нужную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе.; проанализировать индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и оформить материал как проект группы.
Выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает и и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных при на уроках. На обычных уроках учитель определяет язык, его содержание. В условиях проекта учащийся определяет содержание проекта и соответственно языковое содержание.
3. Возвращение в класс.
На этом этапе учащиеся оформляют свою проектную работу, используя ножницы, линейки, клей и так далее.
4. Презентация проекта.
Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, видеопоказ или устная презентация. Польза для учащегося очевидна. Он или она работает над интересной темой, используя уже выученное и дополнительно изучая ещё и то, что необходимо в связи с поставленной задачей. Учителю рекомендуется доброжелательно принимать всё, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.
5. Контроль.
Оценка проектной работы – нелёгкое дело. Способы оценки её вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика.
Необходимо учитывать два принципа оценки проектной работы.
1. Очевидно, что язык –это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основании лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, чёткость презентации.
2. Необходимо очень осторожно подходить к исправлению ошибок в конечном варианте проекта, либо делать это не чернилами, либо не делать исправлений вообще. Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий, и, возможно, ученики захотят сохранить её для себя. Хотя, с другой стороны, вполне вероятно, что учащиеся лучше запомнят ошибки, отмеченные в их проектной работе., потому что она значит для них больше, чем обыкновенная классная работа".
Таким образом, проектная работа – такой вид совместной деятельности учителя и учеников, при котором даёт возможность развивать у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.
Проект- это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявления, проведение интервью и исследований( с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика, как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.
2. Специфика метода учебных проектов на уроках иностранного языка
Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран
Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки
Особое значение имеет эго-фактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.
Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей – расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей
Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка – ключ к построению проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо – до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом, проектная работа, обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальные языковой материал.
При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, т.е. требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно.
Умение планировать свои действия так же активно формируется у младших школьников в процессе школьного обучения учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.
Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться и третий вид мышления: словесно – логический отвлеченное мышление, в отличие от наглядно – действенного и наглядно – образного мышления детей дошкольного возраста.
Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка.
Проект в учебной деятельности – это специально организованный педагогом и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.
Метод проектов позволяет осуществить актуальное исследование окружающей жизни, активное применение знаний и умений.
В основе метода проектов лежат следующие ценности:
- целесообразная деятельность учащихся,
- ориентация на личный интерес ребенка,
- практическая востребованность полученных знаний.
Принципиальное отличие проектного метода в среде детей младшего школьного возраста и школьников средней школы заключается в том, что в первом случае преподаватель занимает позицию руководителя проекта, тогда как во втором случае он лишь направляющий.
3. Отдельные аспекты использования метода проектов в обучении английскому языку
Работа над проектом обязательно проходит при гибкой поддержке учителя, представляя ему тем самым возможность реализовать на практике не только личностно – ориентированное обучение, но и личностно – ориентированное воспитание.
Выделяют следующие типы проектов:
1. Исследовательские проекты
2. Творческие проекты
3. Ролево-игровые проекты
4. Практико-ориентированные проекты
5. Монопроекты
6. Межпредметные проекты
Выполнение проекта требует определённой организации. Основные принципы проектной работы
1. Вариативность
Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы.
2. Решение проблемы
Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранные языки для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а, думая они учатся.
3. Когнитивный подход к грамматике
Не ученики усваивают правила и структуры. Надо помочь учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у учащихся исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему
4. Учение с увлечением.
Учащиеся много усваивают, если им нравиться процесс обучения. Получение удовольствия – это одно из главных условий эффективности обучения.
5. Личностный фактор
Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.
6. Адаптация заданий
Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находиться учащийся.
4. Применение проектной методики в изучении английского языка в начальной школе.
Конечный этап проектов – это презентация. Презентация может проходить в виде постеров, докладов, ролевой игры, видеопоказ. Польза для учащихся очевидна. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитанности в себе.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении.
Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у учащихся. Использование метода проектов позволило педагогам создать условия для развития личности учащихся.
В начальных классах ведущими видами проектной деятельности являются творческий, ролево-игровой. Элементы предметно-содержательного и исследовательского характера также применимы.
Рассмотрим некоторые виды проектов, которые применимы при изучении иностранного языка в начальной школе.
К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздничных шоу, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы. К примеру: После прохождения темы «Моя любимая еда» второй год изучения по УМК «Spotlight 2», авторы, Н. И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс учащимся предлагается представить на отдельном листе свою любимую еду. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей – расширить вокабуляр детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.
Работу над проектами можно строить в группах или индивидуально. Следует отметить, что метод проектов помогает детям овладеть целым рядом таких компетенций, как:
1. готовность работать в коллективе;
2. принимать ответственность за выбор;
3. разделять ответственность с членами команды;
4. анализировать результаты деятельности.
При изучении иностранного языка даже самый слабый в языковом плане и менее активный в психологическом плане ученик имеет возможность проявить фантазию, творческую активность и самостоятельность, участвуя в проектных заданиях.
В качестве примера творческих проектов, предлагаемых (руководитель требует источник и кто предлагает, а также чем оличаются эти проекты от просто поделок) на 1-м году обучения, хотелось бы привести следующие:
- Изготовление бумажной куклы (Making a doll) по теме "My toys". Детям предлагается вырезать части тела из картона, приклеить и раскрасить их;
- Изготовление поздравительной открытки ко дню рождения (Making a birthday card), которую предлагается подписать и подарить другу или родственнику, у которого в ближайшее время день рождения.
Что касается исследовательских проектов, то на 2-м году обучения они могут быть следующие.
Детям дается задание проинтервьюировать друг друга по цепочке по теме "Дни рождения" ("Birthdays") с последующим заполнением таблицы. После получения ответа на вопрос "When is your birthday?" дети записывают имена опрошенных в соответствующем секторе таблицы ("Кусочек пирога").
Позже подводятся итоги: сколько ребят празднуют день рождения в каждом месяце года. ……..
Заключение
Метод проектов является одним из востребованных в раннем обучении детей иностранному языку. Его применения способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка, формированию мотивации к получению учащимися знаний.
Определяющая роль проектной деятельности в формировании положительной мотивации к изучению английского языка заключается в том, что:
- учащиеся ощущают рост языковых умений и навыков, являясь активными участниками образовательного процесса, самостоятельно определяя форму представления учебного материала и его содержательное наполнение;
- чередование творческих заданий разного вида и уровня сложности позволяет снимать возникающие в процессе учения мотивационные блокировки;
- учебное творчество, представленное в различных видах, позволяет ученикам с самыми разными способностями и склонностями найти возможность самореализации в ситуации успеха;
- творческие задания дают возможность непосредственного участия школьников в продуктивной деятельности, что стимулирует их к дальнейшему развитию и самосовершенствованию; - выполнение заданий возрастающего уровня сложности приводит к преобразованию познавательных мотивов учения от простых форм (любопытство, любознательность) к более сложным (интерес, интеллектуальные мотивы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Метод проектов в обучении иностранному языку"
Использование проектных технологий на уроках иностранного языка...
Метод проектов в обучении иностранным языкам.
Основная идея использования метода проектов в обучении иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений, с простого ...
Сущность метода проектов в обучении иностранным языкам
Статья посвящена выяснению сущности метода проектов, его структуры, типологии и этапов проектирования...
Статья "Метод проектов в обучении иностранному языку: теория и практика"
Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Отличительная черта проектной методики - особая форм...
Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку
материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...
МАСТЕР -КЛАСС "Метод проектов в обучении иностранному языку"
Для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования...
Метод проекта при обучении иностранному языку как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся на основе УМК «Английский в фокусе 5» (“Spotlight 5”)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования проектной технологии при организации самостоятельной работы обучающихся средствами УМК «Английский в фокусе 5», подчеркивается особая роль...