Приёмы постановки целей на уроках.
методическая разработка по английскому языку

Морозова Жанна Евгеньевна

Современный подход к постановке целей и задач на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie_na_urokah_angl._yazyka.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок, соответствующий требованиям ФГОС

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач урока

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), преподаватель консультирует

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), преподаватель консультирует

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, преподаватель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Преподаватель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), преподаватель консультирует

Итог урока

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные, общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач урока

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные

целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(преподаватель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(преподаватель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(преподаватель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценки), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные

Возможные приемы целеполагания:

1. Тема-вопрос – план

 «Would you like to know what music your classmates prefer to listen?»

2. Работа над понятием

 «Countable and uncountable nouns» 

3. Подводящий диалог

«The differences between the country and the city» 

4. Ситуация яркого пятна

 make-made, begin-began, come-came, go-went, read-read, write-wrote, become-became…, глагол COOK-COOKED

4. Группировка

 «Shops and shopping»

Meat

Fish

Fruit

Vegetables

 

 

 

 

5. Исключение

 «Countable and uncountable nouns» 

 На доске пишутся слова: sugar, salt, banana, milk, water, coffee, tea, rice, coke, buckwheat etc.

6. Домысливание

 «Character and appearance»

Сформулируйте цель с помощью  опорных глаголов

 изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.

7. Прием «знаю - не знаю - хочу знать»

«Hobbies» 

Знаю (Know)

Не знаю (Don’t know)

Хочу знать (Want to know)

 

 

 

8. Скрытая ошибка

«Present Continuous»

Исправьте ошибки

  1. Mary cooking lunch at the moment.
  2. Simon is smileing.
  3. My father are playing football.
  4. I live in Brighton at the moment.
  5. I reading an interesting book now.

Тема-вопрос - план

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Ими выдвигается множество мнений и предположений, чем больше, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, можно задать вопрос «Would you like to know what music  your groupmates prefer to listen? (Хотели бы вы узнать, какую музыку предпочитают ваши одногруппники?». Как это сделать?

1. Спросить

2. Послушать рассказ одногруппника

3. Прослушать отрывок из музыкального произведения

Так формулируются  конкретные учебные цели и способы их достижения.

Работа над понятием

Тема урока предоставляется для зрительного восприятия. Учащимся предлагается

объяснить значение каждого слова в названии темы. Затем, от значения слова определяем цель урока. Например, тема «Countable and uncountable nouns» («Исчисляемые и неисчисляемые существительные»). Что в формулировке темы уже известно? (Например, известно, что означает «noun», учащиеся могут назвать множество существительных на английском языке.)

Как вы думаете, что обозначают понятия «исчисляемые» и  «неисчисляемые»?

Знаете ли вы, как используются исчисляемые и неисчисляемые существительные  в английском языке? Хотели бы сегодня узнать?

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. В итоге, диалог сводится к тому, о чем студенты не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Таким образом, возникает ситуация, в которой возникла потребность в  дополнительных исследованиях или действиях. На этом этапе и ставится цель.

Например, предъявляем тему урока: «The differences between the country and the city (Различия между деревней и городом)».

Возможные варианты заданий:

  • заполнить таблицу, вписывая преимущества и недостатки жизни в  городе и деревне
  • составить словесную паутину
  • выбрать  из предложенных слов те, что описывают город, деревню
  • записать 7-10 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город или деревню

Выясняем, все ли  различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока.

Ситуация «Яркого пятна»

Прием заключается в том, что среди множества однотипных слов, цифр, букв или  фигур одно выделено цветом, расположением или размером. Таким образом, посредством  зрительного восприятия внимание концентрируется на выделенном предмете. К примеру, тема занятия «PastSimple» (Простое прошедшее время), на доске выписаны пары глаголов: make-made, begin-began, come-came, go-went, read-read, write-wrote, become-became…, глагол COOK-COOKED написан крупным шрифтом, окончание –ed выделено. Совместно c учащимися определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Затем определяется тема и цели урока.

Группировка

Учащимся предлагается разделить на группы ряд слов или понятий.

К примеру, тема занятия «Shops and shopping» (Магазины и поход по магазинам). Задание: Мы идем в магазин. У нас с собой список продуктов. Согласно списку нам надо купить “Meat”(Мясо), “Fish”(Рыбу), “Fruit” (Фрукты) and Vegetables (Овощи)”. В рамке слова: beef, carp, apple, marrow, banana, plum, onion, veal, cod, lemon, radish, pork, chicken, date, bean, carrot, potato, lamb, grape, mango, pear, tomato, herring, eel, cucumber… Распределите все покупки по отделам:

Meat

Fish

Fruit

Vegetables

 

 

 

 

Исключение

К примеру, тема занятия «Сountable and uncountable nouns» («Исчисляемые и неисчисляемые существительные»). На доске пишется список слов: sugar, salt, banana, milk, water, coffee, tea, rice, coke, buckwheat etc.

Задание: Определите, что объединяет все эти слова.  Какое слово является лишним в этом ряде? По каким критериям вы это определили?

Домысливание 

Данный прием предполагает формирование целей при помощи опорных глаголов.

Преподаватель называет тему урока, например «Character and appearance» («Характер и внешность»), затем просит учащихся сформулировать цель с помощью  опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.

Учащиеся, к примеру, предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие их характер и внешность, узнать о своих одногруппниках,  уметь рассказать о себе и своем друге.

Прием «Знаю (Know)…. Не  знаю (Don’t know)… Хочу  знать (Want to know)…»

Предъявляется  тема урока, например  «Hobbies» («Хобби»).

На доске чертится  таблица из трех  колонок:

Знаю (Know)

Не знаю (Don’t know)

Хочу знать (Want to know)

 

 

 

Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме  (например, названия самых популярных видов хобби), добавляют, что  они хотели бы узнать (например, как по-английски назвать различные хобби: «садоводство», «гонки», «вышивание», «альпинизм», «изучение иностранных языков» и.т.д.). Все записывается в соответствующую колонку, а  во время заключительного этапа делается вывод о том, что из желаемого и неизвестного удалось узнать на уроке.

Отсроченная отгадка.

Задать в начале урока загадку, или поставить проблемный вопрос,  но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить.  Поиск правильного решения  и станет целью урока.

Скрытая ошибка.  Данный прием позволяет проверить лексико-грамматические знания учащихся. Упражнения или тест имеют ошибки, находя которые учащиеся закрепляют  грамматические правила, тренируют употребление лексических единиц.

Например, работая над темой «Present Continuous» («Настоящее продолженное время»), учащимся предлагается следующее задание:

Исправьте ошибки

  1. Mary cooking lunch at the moment.
  2. Simon is smileing.
  3. My father are playing football.
  4. I live in Brighton at the moment.
  5. I reading an interesting book now.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Цель необходимо записывать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать текст, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели. В зависимости от этого формулируется  домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Постановка целей урока, их влияние на успешность урока"

Доклад "Постановка целей урока, их влияние на успешность урока"...

Постановка целей и задач на уроке

Выступление на педагогическом совете школы по теме:«Постановка целей и задач на уроке» Что такое цель и задача? В чем разница? Для начала заглянем в словари. Самое интересное и наиболее полное оп...

Постановка цели урока. SMART цель.

В настоящее время рекомендуется вести подготовку к уроку более целенаправленно. Этому служит постановка цели уроки по SMART. Предлагаем вашему вниманию презентацию по данной теме....

Мастер-класс "Постановка целей на уроках с учетом возможностей кабинета географии» "

Данный мастер-класс был представлен на районном научно-практическом семинаре учителей биологии, географии и химии по теме «Целеполагание. Целеосуществление.Целедостижение.» в октябре 2013 ...

Характеристика приемов постановки цели на уроке

Характеристика приемов постановки цели на уроке...