Последоватедьность действий учителя при составлении модульной программы
учебно-методический материал
Выступление на семинаре по теме "Технология модульного обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_modulnogo_obucheniya.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Последовательность действий учителя при составлении модульной программы.
Слайд 1
Учитель – консультант управляет познавательной деятельностью ученика, организует не только самостоятельную работу на уроке, включая работу с источниками знаний, но и коллективную творческую деятельность, предлагая комфортный темп работы для каждого, создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества, содействует самоанализу собственной деятельности ученика и формированию адекватной самооценки.
Слайд 2
В процессе подготовки перехода на модульное обучение учитель, прежде всего, должен разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю необходимо выделить основные научные идеи курса. Затем необходимо структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки. После чего формируется комплексная дидактическая цель. Она имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания учеником и ориентация его использования на практике, а также для изучения учебного содержания в будущем.
Слайд 3
Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), и формируются модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается дерево целей: вершина дерева – комплексная цель для модульной программы; средний слой – интегрирующие дидактические цели для построения модулей; нижний слой – частные дидактические цели для построения учебных элементов.
Данную технологию вы можете использовать при составлении программ внеурочной деятельности или факультативного курса. Я проходила курсы повышения квалификации по теме «Профильное обучение», итоговой работой было составление программы профильного обучение с использованием модульной технологии. Но сегодня мне бы хотелось остановиться на построении урока по модульной технологии, которую вы можете использовать на уроках на ровне с традиционными.
При построении урока по технологии модульного обучения меняется положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. В результате изменения его деятельности на учебном занятии меняется его характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому, как управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении интегрированных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели.
Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет проблемы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д. Каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление учением.
Слайд4
Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели. Затем задается задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий учащихся и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля – резюме, обобщающее ход выполнения заданий. Составляются задания выходного контроля, их смысл заключается в выявлении степени овладения содержанием модуля. Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.
Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал учеником, активизировал его на рассуждение, догадку, подбадривал, ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля.
Слайд 5
Традиционно модуль состоит из 7 учебных элементов.
УЭ-0 – Записывают цели модуля, то есть то, чего ученик должен достигнуть в процессе работы над модулем.
УЭ-1 – Проверка изученного материала. (Следует сказать, что работу над модулем учащиеся осуществляют после предварительного ознакомления с новым грамматическим материалом.) В нем производится входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе над модулем. При необходимости здесь можно провести соответствующую коррекцию знаний.
УЭ-2,3,4,5 – Закрепление пройденного материала. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (это мягкий контроль – самоконтроль, сверка с образцом). Текущий и промежуточный контроль имеет своей целью выявление пробелов в усвоении для их немедленного устранения.
УЭ-6 – Резюме. В этом учебном элементе реализуется возможность повторения основного содержания. (Обобщение может быть сделано не только словесно, но и в форме сравнительных характеристик, графиков, диаграмм.)
УЭ-7 – Подведение итогов. Здесь осуществляется выходной контроль. Выходной контроль показывает уровень усвоения модуля.
В начале работы с каждым модулем учитель информирует учащихся об объеме модуля, порядке работы и выдает модульную программу или методическое указание, ее заменяющее.
К модулю прилагается: «Приложение с упражнениями», «Листок контроля», «Схема уровня знаний», с помощью которой ученики оценивают свою работу. Как уже было сказано выше, выполнение учебного модуля осуществляется после предварительного изучения нового грамматического материала. На выполнение учебного модуля, если самостоятельная работа проводится на уроке, учитель отводит определенное время, о котором он заранее информирует учащихся. Если же подобная работа запланирована как домашнее задание, то ученик выполняет его в индивидуальном темпе. Но сначала, конечно, такую работу следует проводить на уроке, чтобы научить учащихся работать с модулями и, в случае возникновения трудностей, оказывать своевременную помощь и давать необходимые пояснения.
Тема: «Articles»
Номер учебного элемента (УЭ) | Учебный материал с указанием заданий | Управление обучением |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: 1.Повторить употребление определенного и неопределенного артиклей. 2.Закрепить употребление артиклей. 3.Проверить уровень усвоения темы самостоятельно, в парах и группах по листкам контроля. | |
УЭ-1 Проверка изученного материала | Входной контроль Цель: Проверить усвоение употребления определенного, неопределенного и нулевого артиклей. Когда употребляется неопределенный артикль? Когда употребляется неопределенный артикль? Вспомните, какие географические названия употребляются с артиклями. | Выполняйте задание всей группой устно. Контроль фронтальный. |
УЭ-2 Повторение пройденного материала | Цель: Сформировать навыки в разнице употребления определенного и неопределенного артиклей. 1.Вспомните правила употребления неопределенного артикля. 2.Вспомните правила употребления определенного артикля. 3.Вспомните правила употребления артикля с уникальными существительными. 4.Выполните упр.1 5.Проверьте правильность выполнения упражнения по листку контроля. 6.Поставьте оценку за выполнение упражнения, используя схему уровня знаний | Выполняйте задание устно. Выполняйте задание письменно |
УЭ-3 Закрепление пройденного материала | Цель: Сформировать умения учащихся в употреблении артикля с географическими названиями и достопримечательностями. 1.Вспомните случаи употребления артикля с географическими названиями. 2.Вспомните правила употребления артиклей с названием достопримечательностей. 3.Вспомните правила употребления артиклей с названиями планет. 4.Выполните упр.2 5.Проверьте правильность выполнения упражнения по листку контроля. 6.Поставьте оценку за выполнение упражнения, используя схему уровня знаний | Выполняйте задание устно. Выполняйте задание письменно |
УЭ-4 Закрепление пройденного материала | Цель: Сформировать умения употребления артиклей перед существительными с обобщающим значением. 1.Вспомните правила употребления артикля перед существительными с обобщающим значением. 2.Выполните упр.3 3.Проверьте правильность выполнения упражнения по листку контроля. 4.Поставьте оценку за выполнение упражнения, используя схему уровня знаний | Выполняйте задание устно. Выполняйте задание письменно |
УЭ-5 Закрепление пройденного материала | Цель: Сформировать умения учащихся в употреблении артиклей в устной речи. 1.Выполните упр.4 2.Проверьте правильность выполнения упражнения по листку контроля. 3.Поставьте оценку за выполнение упражнения, используя схему уровня знаний 4.Обсудите прочитанное и выкажите свое мнение | Выполняйте задание письменно Выполняйте задание в группах |
УЭ-6 Закрепление пройденного материала | Резюме: Повторите правила употребления артикля. | Выполняйте задание устно всей группой |
УЭ-7 Подведение итогов | 1.Оцените уровень усвоения темы «Articles» 2.Проанализируйте свои ошибки | Используйте схему уровня знаний |
Упражнения к УЭ модуля «Articles»
Упражнение 1.
a) I know … doctor. - … doctor is nice.
I know … teacher. - … teacher is wise.
I know … girl. - … girl is pretty.
I know … boy. - … boy is witty.
b) … wind is strong, … sky is blue.
… world is great and so are you.
… sun is hot. … sky is blue.
… moon is cold. And I see you.
… sun is red. … sky is blue.
… moon is yellow, and I miss you.
Упражнение 2.
- The capital of …. Russia is …. Moscow.
- …. America is a continent and …. USA is a country.
- …. Kooperativnaya Street is very long.
- We live in …. Tyumen region.
- …. largest ocean in the world is …. Pacific Ocean.
- … Trafalgar Square is in the centre of … London.
- When we were in … Igrim, we lived in Fakel Hotel.
- … most famous Moscow theatre is … Bolshoi Theatre.
- In … Tretyakov Gallery you can see a lot of beautiful pictures.
- … Baikal is the deepest lake in the world.
Упражнение 3.
- She likes … oranges.
- … Russians is a great nation.
- When was … telephone invented?
- Are … Americans as friendly as … Italians?
- He usually has … milk for breakfast.
- … whale (кит) is the largest animal in the world.
- James asked for … water.
- … bears like … honey.
- … shamrock is … little plant.
- They want to visit … China, to understand … Chinese and the way that … Chinese people live.
Упражнение 4.
Daily Routine.
Every day is the same in Tom’s life. Tom is 15 and he lives in … London, the capital of … UK. He studies at … local business college. He gets up at 7 o’clock, takes … shower, cleans … his teeth and has … light breakfast. He usually has … cup of coffee and sandwiches. Tom likes … coffee. Then he gets dressed and goes to school by bus. His lessons begin at 9 o’clock. Tom has 6 classes … day. His favourite subject is … Maths. Mr. Brown is … very strict teacher. After school Tom comes … home and often plays … football near … his house. In the evening he does his homework, plays … computer game or watches … film on TV. Tom goes to bed at 11o’clock.
Листок контроля к модулю «Articles»
Упражнение 1.
a) I know a doctor. - The doctor is nice.
I know a teacher. - The teacher is wise.
I know a girl. - The girl is pretty.
I know a boy. - The boy is witty.
b) The wind is strong, the sky is blue.
The world is great and so are you.
The sun is hot. The sky is blue.
The moon is cold. And I see you.
The sun is red. The sky is blue.
The moon is yellow, and I miss you.
Упражнение 2.
- The capital of Russia is Moscow.
- America is a continent and the USA is a country.
- Kooperativnaya Street is very long.
- We live in Tyumen region.
- The largest ocean in the world is the Pacific Ocean.
- Trafalgar Square is in the centre of London.
- When we were in Igrim, we lived in the Fakel Hotel.
- The most famous Moscow theatre is the Bolshoi Theatre.
- In the Tretyakov Gallery you can see a lot of beautiful pictures.
- The Baikal is the deepest lake in the world.
Упражнение 3.
- She likes oranges.
- The Russians is a great nation.
- When was the telephone invented?
- Are the Americans as friendly as the Italians?
- He usually has milk for breakfast.
- The whale is the largest animal in the world.
- James asked for water.
- Bears like honey.
- The shamrock is a little plant.
- They want to visit China, to understand Chinese and the way that the Chinese people live
Упражнение 4.
Daily Routine.
Every day is the same in Tom’s life. Tom is 15 and he lives in London, the capital of the UK. He studies at a local business college. He gets up at 7 o’clock, takes a shower, cleans his teeth and has a light breakfast. He usually has a cup of coffee and sandwiches. Tom likes coffee. Then he gets dressed and goes to school by bus. His lessons begin at 9 o’clock. Tom has 6 classes a day. His favourite subject is Maths. Mr. Brown is a very strict teacher. After school Tom comes home and often plays football near his house. In the evening he does his homework, plays a computer game or watches a film on TV. Tom goes to bed at 11o’clock.
СХЕМА УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Упражнение | Количество ошибок | Оценка |
1 | 0 - 2 3 - 5 6 - 9 10 - 17 | 5 4 3 2 |
2 | 0 - 2 3 - 5 6 - 9 10 - 15 | 5 4 3 2 |
3 | 0 - 2 3 - 5 6 - 9 10 - 15 | 5 4 3 2 |
4 | 0 - 2 3 – 5 6 - 9 10 - 16 | 5 4 3 2 |
Фамилия ученика:
По оценкам исследователей, модульное обучение позволяет сократить учебный курс дисциплины примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Учитель сам формирует «модуль», исходя из требований школьной программы. Технологическая карта раздаётся перед изучением темы и нацеливает ученика на содержание и результаты работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Материалы в помощь учителю для составления рабочей программы
Материалы в помощь учителю для составления рабочей программы к учебнику «Математика», 6 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, Мнемозина,2006. Структура документа...
Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
Метод проектов- один из основных методов работы социального педагога...
Презентация по теме "Действия учителя во время инцидентов на уроке"
Какие действия предпринимать учителю, если ученики ведут себя некорректно, и от каких действий и слов стоит отказаться......
План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)
Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...
Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456
Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными. Современные дети должны:-...
Каков алгоритм действий учителя при составлении рабочей программы по географии ?
Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы.Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разрабо...