Средства повышения мотивации учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку

Тулупова Наталья Вадимовна

В статье дается определение термину " мотивация", приводится классификация видов мотивации, описаны средства повышения мотивации учащихся на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie333_2019.docx56.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1987"

https://sch1987uv.mskobr.ru/images/cms/thumbs/1f1204c38f5d7f50f0ab6bcf597ef97666ee60e8/1507032263nt2_jpg_250_135.jpg

 «Средства повышения мотивации учащихся на уроках английского языка»

учителя английского языка

Тулуповой Н. В.

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

                  Современное школьное образование учитывает возросший интерес и потребности к изучению иностранных языков. Образовательные программы уделяют особое внимание запросам общества и целям изучения иностранного языка. Родители и педагоги понимают ценность знания иностранных языков, рассматривая это как залог будущей успешной карьеры ребенка. Однако такой подход не вызывает у детей желание прилежно и основательно заниматься изучением иностранного языка.

                  Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенцииразвитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

                 Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Задача педагога при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) - отодвинуть на задний план. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых - вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности. Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

1.Суть понятия “мотивация”. Виды мотивации.

           Основными условиями для достижения успеха в любой сфере деятельности человека являются:

  1. Мотивация
  2. Заинтересованность
  3. Результат

           Мотивацию иногда называют даже “пусковым механизмом” любой успешной человеческой деятельности.

           А какие же мотивы движут учеником, который овладевает иностранным языком?

                                       Внешняя

                Мотивы, составляющие тот или иной вид мотивации.

1. Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык.

2. Родители интересуются моими успехами по иностранному языку. Английский язык знают в семье и это побуждает меня изучать его.

3. Изучаю потому, что иностранный язык стоит в школьной программе.

4. Учу из-за уважения к учителю.

5. Хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей.

Мотивация, связанная с перспективным развитием личности.

6. Изучаю, потому что иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни, учебе, профессии.

                                      Внутренняя

                       Мотивы:

1. Интересно общаться с ребятами на уроке:

обмениваться впечатлениями, высказывать свое мнение, обсуждать интересное, актуальное событие.

2. На занятиях иностранного языка интересно, и я не задумываюсь о других мотивах.

3. Иностранный язык служит средством удовлетворения моих вне учебных интересов.

              Мотивация, порождаемая преимущественно самой учебной деятельностью.

1. Вообще интересуюсь иностранным языком как таковым: нравится отгадывать значение новых слов, выполнять различные упражнения, выводить грамматические правила, ощущать успех в обучении.

            Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслового образования.

            Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников - это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация: « хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: « Я смогу! Я добьюсь!»

Можно выделить еще пять типов мотивации:

1. Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

2. Мотивация успеха - если предмет удается, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

3. Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.

5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.

         Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учится с радостью, а другой - с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.

          Формирование мотивации - это не перекладывание учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

        Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы:

учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.);

непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);

перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).

Какие формы работы служат для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения?

дидактические игры и упражнения;

личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

внеклассные мероприятия по предметам;

творческие работы учащихся по разным предметам;

проведение предметных олимпиад;

использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);

интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

2.Методы повышения мотивации к изучению иностранного языка

          Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка.

1. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности

          Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также эксплицитно моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения.

2. Переписка учеников с их американскими сверстниками

             Переписка учеников с их американскими сверстниками — ненавязчивый, опосредованный вариант, который реально работает на многих школьниках. Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность практики английского с носителями языка. Перевод письма, написанного грамотным американским школьником, представляет немалую сложность для наших школьников, а это мотивирует их на изучение каких-то конкретных тем. Переписка помогает значительно повысить идиоматичность речи наших учеников, т. к., читая и переводя письма своих сверстников, они обращают свое внимание на то, что одну и ту же мысль мы часто выражаем с ними по — разному. Нередко одного письма им бывает достаточно, чтобы запомнить какое-то клише или конструкцию, на что в обычных условиях уходит занятие или два. Переписка расширяет запас лексики. Причем они получают наиболее актуальную для них лексику от своих сверстников, которая обычно характеризуется высокой частотностью.

3. Встречи и дискуссии с носителями языка

             Встречи и дискуссии с носителями языка — еще один стимул, который повышает интерес учащихся к изучению английского. Дискуссии как правило проходят на заданную тему, обычно подбирается тема, волнующая данную возрастную категорию учащихся, либо разговор идет в режиме «вопрос — ответ», где можно задать вопрос на любую тему. Во время данных дискуссий у школьников есть возможность попрактиковаться в устной речи с носителями языка и развивать навыки аудирования, а также реально оценить свой уровень английского, что подстегивает многих к углублению своих знаний английского языка. Для тех учащихся, которые уже владеют устной речью, есть возможность развивать умение четкого и ясного выражения своей мысли и аргументированного отстаивания своей точки зрения в дискуссии. Трудно также переоценить опыт общения с носителями языка, который они приобретают во время таких дискуссий, преодолевая психологический барьер, возникающий при первом общении с иностранцами.

4. Внедрение азартных технологий

            Внедрение азартных технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. Групповая настольная игра «Лексический конструктор» — один из примеров использования новой технологии азартного изучения английского языка. Для игры учителю нужно подготовить учебное пособие, состоящее из нескольких карточек. На каждой карточке записывается английское слово: существительное, прилагательное, числительное или местоимение. Записанные слова должны составлять взаимозаменяемые выражения из нескольких элементов. Так можно составить 20 выражений с использованием следующих элементов: порядкового числительного, существительного, обстоятельства места, выраженного существительным с предлогом (всего 3 элемента).

         В процессе игры происходит комбинирование. Игра строится на собирании элементов в единое целое, поэтому при отборе выражений для игры, важно учитывать необходимость их взаимозаменяемости (карточки будут попадаться игрокам в произвольном порядке). В основу может лечь любая модель языка, состоящая из трех или четырех элементов. Содержание учебного комплекта зависит от задач конкретного урока. Подготовка такого комплекта занимает определенное время, но полученный набор карточек в дальнейшем экономит силы и время учителя, а главное, делает процесс обучения более интересным для всех его участников. Мне кажется, к подготовке урока вполне применимы слова Авраама Линкольна: «Если мне дадут 8 часов на то, чтобы срубить дерево, я потрачу 6 часов на то, чтобы заточить топор»

5. Работа с газетными материалами

          Одной из целей преподавания английского языка является приближение образовательного уровня учащихся к европейскому стандарту. Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же являясь частью культуры страны изучаемого языка. Обращение к газетному материалу обусловлено несколькими причинами.

          Во-первых, газетная лексика является актуальной и современной. Через ее призму учащиеся понимают особенности стилистики и новые явления в языке.

          Во-вторых, информация, содержащаяся в газетных публикациях, помогает школьникам понять современные тенденции в обществе, повысить их культурологическую компетенцию.

          В-третьих, газетные материалы содержат дискуссионные вопросы, которые помогают организовать обсуждение и тем самым развивают навыки успешного общения с использованием лексических единиц по заданной теме.

          В процессе работы над статьей я стараюсь развить у учащихся навыки комплексного подхода: овладеть различными видами работы с текстом (поисковое, просмотровое, ознакомительное), тренировать умение работать с контекстом для правильного использования лексических единиц, для использования корректного перевода. Кроме того, газетная лексика и тематика статей является прекрасным материалом для подготовки дискуссий и выражения своего собственного мнения, что полезно для развития навыка говорения.

6. Применение новых информационных технологий

          Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

          Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

Например:

а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

с) эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мульти медийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

7. Внеурочная деятельность

           Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

8. Дистанционные олимпиады

           Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа на поставленную задачу, они разрабатывают свою собственную творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе.

9. Музыка

          Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Каковы же методические преимущества песен в обучении английскому языку?

          Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.

         В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции

Использование песен способствуют:

совершенствованию навыков произношения

позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации

углубляет знания по английскому языку

обогащает словарный запас

развивает навыки и умения чтения и аудирования

стимулирует монологическое и диалогическое высказывание

развивает как подготовленную, так и спонтанную речь.

          Более того, песня вносит в процесс изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.

10. Художественный перевод стихотворений

          Художественный перевод стихотворений формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка. В результате работы с рифмованными текстами у школьников активизируется познавательная деятельность, что способствует их самореализации. Бесспорно, что при такой работе расширяется филологический кругозор учащихся и соответственно запас лексических единиц.

11. Игра

          Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.

         Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.

            Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы.

           Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно — побудительную функцию.

Заключение

           Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Именно перечисленные методы и приёмы способствуют развитию широких познавательных мотивов в младшем школьном возрасте, именно этот возраст является благоприятным для развития познавательных мотивов.

Список  литературы.

  1. Зимняя И.А.Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ № 6, 2000.
  3. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками// Иностранные языки в школе № 5,1985.
  4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики.- М.: Русский язык, 1989.
  5. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство «Вышейшая школа», 2004.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аудиовизуальный метод как средство повышения мотивации учащихся при изучении английского языка.

Данный материал содержит информацию о том как в современной школе можно использовать аудиовизуальный метод обучения, приводятся примеры упражнений, которые можно использовать при просмотре фильмов на ...

Отчет по теме самообразования "Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка".

Использование элементов драматизации и инсценирования в течение  урока английского языка дает возможность активной устной практики для каждого ученика, способствует формированию навыков уверенног...

Отчет по теме самообразования "Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка".

Использование элементов драматизации и инсценирования в течение  урока английского языка дает возможность активной устной практики для каждого ученика, способствует формированию навыков уверенног...

Средства повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Средства повышения мотивации учащихся на уроках английского языка...