Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.
статья по английскому языку

Манухина Елена Сергеевна

Роль здоровьесберегащих технологий приобретает все более важный характер. Уместное использование и чередование различных видов работы на уроках позволяет добиться хороших результатов обучения, при этом сохранить эмоциональное и физическое здоровье обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.

Здоровье человека всегда ставилось во главу угла, затрагивая абсолютно все сферы его жизнедеятельности.

Ещё великий Генрих Гейне сказал: «Я не знаю большей красоты, чем здоровье».

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой и вызывает тревогу специалистов.

Поэтому современному учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Но как помочь учащимся освоить весь объем знаний, необходимых для того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье. Эту проблему призваны решить здоровьесберегающие технологии. 

Так что же это за технологии?  

Один из известных авторов работ по здоровьесберегающим технологиям в школе, профессор Смирнов Никита Константинович, дает следующее определение здоровьеформирующим образовательным технологиям. Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Другой не менее популярный автор, Валентин Дмитриевич Сонькин, приводит еще более обширное определение. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);  рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;  необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

Критерии здоровьесбережения:

  • Обстановка и гигиенические условия в классе (Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний и т.п);
  • Количество видов учебной деятельности (норма – 4-7 видов за урок);
  • Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности (Ориентировочная норма – 7-10 минут.);
  • Количество видов преподавания (Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3х.);
  • Чередование видов преподавания (Норма – не позже чем через 10-15 минут.);
  • Наличие и место методов, способствующих активизации (Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). 
    Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки);
  • Место и длительность применения ТСО;
  • Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления;
  • Поза учащегося, чередование позы;
  • Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
  • Психологический климат на уроке;
  • Эмоциональные разрядки на уроке;
  • Момент наступления утомления и снижения учебной активности;
  • Темп окончания урока;

Четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока.

Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

Правило 2. Использование всех каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: 
левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; 
правополушарные люди — доминирование правого полушария, развитие конкретно-образного мышления и воображения; 
равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: 
- аудиальное восприятие; 
- визуальное восприятие; 
- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровье сбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%.

Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз.

Педагоги обязаны учитывать тот факт, что вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Комплексы упражнений выполняются примерно на 10 и 20 минутах урока.

Здоровьесберегающие образовательные технологии включают в себя:

-технологии проблемного обучения,

-игровые технологии,

-технологии критического мышления,

-групповые способы обучения,

-методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, т.е. активные - методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар),

-применение ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),

-включение в урок вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

А сейчас позвольте перейти непосредственно к «Здоровьесберегающим технологиям на уроках английского языка». Ввиду того что иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока, уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий на уроках чрезвычайно важно.

При подготовке урока наибольшее значение имеет его организация. Преподаватель должен заранее учитывать необходимое для каждого задания время, а в процессе проведения урока ему следует чередовать виды деятельности. При построении структуры урока необходимо исходить из динамики внимания учащихся.

          Для того, чтобы не допустить чрезмерной усталости учеников преподаватели активно проводят смену различных видов деятельности, таких, например, как: самостоятельная работа и ответы на вопросы, работа с учебником и творческие задания, чтение, слушание и письмо, все это является необходимыми элементами на каждом уроке. Они способствуют развитию мышления, памяти, а чередование этих видов деятельности позволяет сохранять внимание воспитанниц и помогает не загружать их однотипной деятельностью, тем самым, не давая им утомиться.

Этого же эффекта можно добиться включением в урок оздоровительных моментов: минуток релаксации, физкультминуток, или, например, гимнастик для глаз. Поэтому преподаватели стараются добавлять в структуру урока такие элементы. Кроме предотвращения утомляемости, эти небольшие физкультминутки служат для профилактики нарушения осанки и зрения. Необходимым условием эффективного проведения оздоровительных элементов – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки могут быть в виде мини-игр, стихотворений или песенок. Это позволяет не только снять физическое напряжение во время урока, но и одновременно отработать лексические и произносительные навыки.

Очень эффективным в рамках здоровьезбережения является применение метода полного физического реагирования (TPR – total physical response). Применяя этот метод, преподаватель применяет все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. На занятиях, где используется метод TPR, ученики не просто слушают речь педагога, но и принимают непосредственное участие в процессе обучения: повторяют слова и фразы с различными эмоциональными оттенками, берут в руку различные предметы, двигаются, танцуют. Лексика при этом подбирается таким образом, чтобы охватить как можно больше глаголов движения.

Одним из примеров игры может стать подвижная игра “Head and Shoulders”. Для начала, нужно разучить с детьми саму песенку:

Head and Shoulders,

Knees and toes, knees and toes,

Head and Shoulders,

Knees and toes, knees and toes,

Eyes and ears, mouth and nose,

Head and Shoulders

Knees and toes, knees and toes,

Никакие слова при этом не нужно переводить на русский. Просто повторяя движения и слова, дети очень легко выучат эту песню.

 Конечно же, этот метод применим в большей степени в 5-6 классах, но какие-то элементы TPR можно использовать и в среднем и старшем звене.

На уроках английского языка, в любых возрастных группах, преподаватели используют песни, как один из самых эффективных способов воздействия на чувства и эмоции человека. С её помощью можно учить лексику, отрабатывать фонетику языка, практиковать грамматические структуры, и многое другое. Песни необходимо подбирать легкозапоминающиеся, желательно, чтобы их можно было петь хором. Можно совместить такие минутки со здоровьесберегающими мероприятиями, например, подбирать такие песни, которые включают в себя различные движения, например, прыжки или махи руками. Это даст возможность ученикам расслабиться, сделать перерыв в учебной деятельности. Такие минутки можно проводить в середине или конце урока, когда нужна пауза, когда необходимо снять напряжение, немного отдохнуть и восстановить работоспособность. Кроме этого нельзя не упомянуть и об главных плюсах пения.  Пение активизирует функции голосового аппарата, развивает память и музыкальный слух, а в рамках урока английского облегчает запоминание новых слов и речевых оборотов и повышает интерес к изучению английского языка.

Также, при проведении уроков, преподавателями широко используются тексты, которые пропагандируют здоровый образ жизни, тексты о спорте, здоровом образе жизни, правильном питании. Эти тексты используются как для получения новой информации, так и для лингвистического анализа.

Как уже говорилось, важно создавать на уроке положительную эмоциональную настроенность учащихся. Нельзя говорить о здоровьесберегающих технологиях, если в классе царит напряженная атмосфера. Положительные эмоции наоборот, способны полностью снять любые последствия отрицательных воздействий на организм учащихся. Для создания нужного эмоционального фона преподаватели часто используют эмоциональную разрядку, такую, например, как смешное четверостишие, шуточное высказывание или поговорка.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика.

 Она может быть вербальной: «Well done!», «A god job!», «Excellent!» и т.д.

        Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

        Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.

На уроках широко используется самооценивание и взаимооценка. Например, оцени свою работу на уроке, используя смайлики.

Большое применение здоровьезберегающие технологии нашли не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Разнообразные формы и виды работы способствуют повышению мотивации к изучению английского языка, раскрытию творческого потенциала воспитанниц, развитию познавательного интереса, самостоятельной работы и коммуникативных навыков.

Каждый год с большим успехом проходят недели английского языка, в которой принимают участие все воспитанницы всех параллелей. Проходят разнообразные конкурсы, викторины, игры. Такие как, конкурс чтецов, конкурс переводчиков, конкурс англоязычной песни и интеллектуальные игры по страноведению и многое другое.

Нужно отметить, что материальный и технический потенциал Пансиона воспитанниц позволяет применять здоровезберегающие технологии в полной мере. Классы оснащены качественным оборудованием, воспитанницы имеют возможность пользоваться разнообразными источниками информации, преподаватель обеспечен всеми средствами для проведения урока на высоком уровне с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Подводя итог, можно сказать, что здоровьесберегающие технологии дают возможность учащимся гораздо более качественно овладевать знаниями на уроке, помогают им достигать поставленных целей, а также позволяет преподавателям эффективнее решать стоящие перед ними задачи обучения и воспитания детей. Используя такие технологии в образовательном процессе можно научить детей решать стоящие перед ними проблемы, избавить от ненужных волнений, научить вести правильный образ жизни.

В заключение хотелось бы привести слова академика, хирурга Н.М. Амосова:“Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю.… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.

Список литературы:

Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004

Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004

Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.

Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004

Материалы с сайтов http://pedagogika.by.ru/ , http://allbest.ru/langv-e.htm,  learnenglishkids.britishcouncil.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...