«Основы межкультурной коммуникации»
методическая разработка по английскому языку (9 класс)

Винярчук Лидия Рудольфовна

Данный курс «Практикум по английскому языку» предназначается для учащихся 9 классов, проявляющих особый интерес к изучению английского языка.

Данная программа реализуется по пособиям для подготовки к ЕГЭ 2018 года, авторы – составители - Вербицкая М.В., Соловова Е.Н..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_9_kl.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса по английскому языку

для 9 класса

«Основы межкультурной коммуникации»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс «Практикум по английскому языку» предназначается для учащихся 9 классов, проявляющих особый интерес к изучению английского языка.

Данная программа реализуется по пособиям для подготовки к ЕГЭ 2018 года, авторы – составители - Вербицкая М.В., Соловова Е.Н..

Цель курса: помочь учащимся подготовиться к олимпиаде по английскому языку и сдаче экзаменов по английскому языку в формате ЕГЭ

Данный курс нацелен на реализацию личностно-ориентированного коммуникативного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению английскому языку. В связи с происходящими изменениями в общественных отношениях, средствах коммуникации (использования новых информационных технологий) большое значение придается уровню владения иностранным языком.

Необходимость введения курса «Практикум по английскому языку» обусловлена сдачей  Единого Государственного Экзамена.

Программа ориентирована на подготовку учащихся к тестовой форме выпускного/вступительного экзамена по английскому языку в рамках ЕГЭ. Особый акцент в программе сделан на использование аутентичных текстов разных жанров, материалов Интернета, современной прессы, на ознакомление с демонстрационными вариантами ЕГЭ и изучение теоретических основ грамматики языка, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по английскому языку.

Приоритетные задачи курса:

  • повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, чтения и письма, аудирования, которые входят во все основные части экзамена;
  • ознакомить учащихся с экзаменационным форматом;
  • развивать гибкость мышления, способность ориентироваться в типах экзаменационных задания;
  • сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий;
  • научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
  • развивать творческий потенциал учащихся.

Основная образовательная программа курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов по иностранным языкам.

Данный курс рассчитан на учащихся 9  классов, планирующих принять участие в олимпиаде сдавать экзамен по английскому языку в предложенном формате. Занятия будут проходить 1 раз в неделю.

Курс может быть расширен за счет привлечения дополнительного материала для проведения тренингов или сокращен за счет уменьшения времени на объяснение лексико-грамматического материала при хорошей подготовке учащихся. Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся.

Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ЕГЭ, требующего обобщения и систематизации полученных знаний и умений.

В ходе работы осуществляется как текущий контроль, позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения тренировочных заданий после каждого занятия), так и итоговый - по окончании курса.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен иметь представление:

  • об основных подходах и приемах выполнения экзаменационных заданий;
  • о правилах заполнения бланков ответов;
  • о работе с инструкциями перед заданиями;

должен знать:

  • спецификацию экзаменационной работы по английскому языку;
  • требования к процедуре проведения ЕГЭ;

должен уметь:

  • понимать на слух иноязычную речь;
  • читать аутентичные тексты разных жанров;
  • построить письменное высказывание в соответствии с планом;
  • написать письмо личного характера;

должен владеть:

  • знаниями видовременных форм английского глагола, неличных форм глагола и других разделов практической грамматики.

Целью прохождения данного курса является помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ, обеспечение тренировки в формате экзамена: чтении ,аудировании, письме, говорении, лексике и грамматике.

В ходе реализации этой цели ставятся задачи:

  • формировать систему в подготовке к ЕГЭ;
  • совершенствовать умения всех видов речевой деятельности;
  • развивать способности и готовность к самостоятельному изучению иностранного языка.

При отборе материала учитывалась потребность учащихся в разнообразных по тематике и жанрам текстах для чтения и аудирования, способствующих повышению мотивации, а также в заданиях, направленных на совершенствование письменной речи различных жанров и стилей.

Технология и методы проведения занятий

Для повышения уровня образования учащихся предусматривается лекционная форма, обобщающие занятий, практические занятия, выполнение самостоятельных работ, творческие задание, тестирование и т.д.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия,занимаются самостоятельно.

Каждое занятие является практическим и начинается с обзора лексико - грамматического материала, который может быть сделан как учителем, так и самими учащимися. Затем учащиеся приступают к выполнению практических заданий в экзаменационном формате разнообразных по форме и сложности, направленных на повторение и закрепление пройденного материала.

Обобщение лексического материала тесно связано с отрабатываемым грамматическим материалом, что способствует повторению и автоматизации навыков употребления ранее пройденных структур.

Отработка лексического материала проводится в следующей последовательности:

  • тематическая лексика, вызывающая наибольшие трудности и предъявляемая при помощи сравнения значений;
  • фразовые глаголы;
  • устойчивые словосочетания;
  • речевые образцы и словообразование.

Отработка раздела «Чтение»

     1. Разминка– имеет цель введения и погружения в тему.

2. Развитие навыков чтения. Данный блок предлагает работу над совершенствованием различных видов чтения. Здесь же учащимся предлагаются практические советы и рекомендации по технике выполнения экзаменационного задания.

3.Практические задания по чтению. На данном этапе учащиеся выполняют упражнения на развитие умений и навыков различных видов чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое.

На данном этапе ведется работа над совершенствованием тех грамматических структур, знание которых поможет учащимся справиться с текстом любой сложности.

Отработка раздела «Письмо»

  1. Разминка – имеет цель введения и погружения в тему.
  2. Развитие навыков письма. Данный блок предлагает работу над совершенствованием различных жанров письма. Здесь же учащимся предлагаются практические советы и рекомендации по технике выполнения экзаменационного задания.
  3. Практические задания по письму. Практическая работа над письменными заданиями разных жанров и стилей.

В данном модуле особое внимание уделяется работе над теми грамматическими структурами, которые, как правило, используются в письменных сообщениях.

Работа в рамках модуля «Письмо» направлена на развитие у учащихся способности создавать различные типы текстов - от написания личных и официальных писем до написания сочинений с элементами рассуждения.

Отработка раздела «Аудирование»

  1. Разминка – имеет цель введения и погружения в тему.
  2. Отработка тематической лексики.
  3. Развитие навыков аудирования. Данный блок предлагает работу над различными типами заданий и совершенствованием навыков аудирования. Здесь же учащимся предлагаются практические советы и рекомендации по технике выполнения экзаменационного задания.

На каждом из этапов работы особое внимание уделяется работе над лексико-грамматическими структурами, необходимыми для успешного достижения цели.

Литература

Данный курс составлен в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных программ и требованиям к элективным курсам

Курс разработан на основе пособия - ЕГЭ, универсальный материал для подготовки учащихся 2018 г, ФИПИ, Вербицкая М.В. и Соловова Е.Н., Литература, используемая учителем при объяснении грамматического материала, а также для составления заданий (раздаточного материала) для учащихся: Английский язык – авторы: К.Н. Качалова, Е.Е. Израйлевич «Практическая грамматика английского языка»;

ЕГЭ Английский язык «Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ» – авторы: Е.С. Музланова, Е. И. Кисунько.

Методические рекомендации по реализации учебной программы

Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом экзамена, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.

Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным экзаменационным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности.

Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.

Ожидаемые результаты

Главным результатом данного курса является готовность учащихся к сдаче экзамена в формате теста. К концу данного курса учащиеся также обобщили и закрепили лексико-грамматический материал и отработали определенные умения и навыки.

Формы контроля

На протяжении всего курса будет осуществляться текущий, периодический и итоговый контроль.

Предполагается участие выпускников в он-лайн тестировании на интернет сайтах: ФИПИ, ege.edu; englishteachers

Изучение курса завершается репетиционным экзаменом, который включает в себя 4-х заданий: по аудированию, чтению, письму и лексико- грамматический тест.

Здоровьесберегающие технологии

1) Наличие заданий, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

2) Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

3) Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями

4) Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

Содержание

1. Аудирование:

1.Понимание на слух основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера в рамках изучаемых тем (прогноз погоды, объявления, программы теле- радиопередач, интервью, репортажи, фрагменты радиопередач.

2. Выборочное понимание на слух необходимой информации в объявлениях, информационной рекламе, значимой / запрашиваемой информации из несложных аудио- и видеотекстов.

3. Полное понимание текстов монологического и диалогического характера в наиболее типичных ситуациях повседневного и элементарного профессионального общения

2. Чтение:

1.Понимание основного содержания сообщений, несложных публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы

2. Полное и точное понимание информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы

3. Выборочное понимание необходимой / интересующей информации из текста статьи, проспекта.

4. Понимание структурно-смысловых связей текста.

3. Грамматика и лексика

1.Употребление видовременных форм глагола страдательного и действительного залога

2.Сложноподчинённые предложения.

3.Все типы условных предложений

4.Фразовые глаголы.

5.Модальные глаголы и их эквиваленты.

6.Предлоги места и направления.

7.Согласование времён. Косвенная речь.

8.Словообразование.

4. Письмо

1.Написание личного письма с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, с изложением новостей, рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни, с выражением своих суждений и чувств, описанием планов на будущее и расспросе об аналогичной информации партнера по письменному общению.

2.Описание событий / фактов / явлений, в том числе с выражением собственного мнения / суждения

Календарно-тематическое планирование

№п/п

№ урока

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Тип занятия

Форма контроля

оборудование

Аудирование

8

1

1

Установление соответствия приведенных утверждений услышанному тексту

1

лекционная форма (разбор памяток)

2

2

Установление соответствия приведенных утверждений услышанному тексту

1

Практическое занятие

тест

СD

3

3

Множественный выбор из предложенных вариантов

1

лекционная форма (разбор памяток)

4

4

Множественный выбор из предложенных вариантов

1

Практическое занятие

тест

СD

5

5

Установление множественных соответствий

1

лекционная форма (разбор памяток)

6

6

Установление множественных соответствий

1

Практическое занятие

тест

СD

7

7

Установление логической последовательности

1

лекционная форма (разбор памяток)

8

8

Установление логической последовательности

1

Практическое занятие

тест

СD

Чтение

10

9

1

Установление соответствия приведенных утверждений прочитанному тексту

1

лекционная форма (разбор памяток)

10

2

Установление соответствия приведенных утверждений прочитанному тексту

1

Практическое занятие

тест

Тексты (варианты)

11

3

Выбор правильного ответа из предложенных вариантов

1

лекционная форма (разбор памяток)

12

4

Выбор правильного ответа из предложенных вариантов

1

Практическое занятие

тест

Тексты (варианты)

13

5

Заполнение пропусков

1

лекционная форма (разбор памяток)

14

6

Заполнение пропусков

1

Практическое занятие

тест

Тексты (варианты)

15

7

Установление соответствия

1

лекционная форма (разбор памяток)

16

8

Установление соответствия

1

Практическое занятие

тест

Тексты (варианты)

17

9

Расположение частей текста в правильном порядке

1

Практическое занятие

тест

Тексты (варианты)

18

10

Обобщение «Аудирование, чтение»

1

Самостоятельная работа

тест

CD,тексты

Грамматика и лексика

9

19

1

Употребление видовременных форм глагола действительного залога

1

Практическое занятие

тест

Тесты (варианты)

20

2

Употребление видовременных форм глагола страдательного залога

1

Практическое занятие

тест

Тесты (варианты)

21

3

Сложноподчинённые предложения.

1

Практическое занятие

тест

Тесты (варианты)

22

4

Типы условных предложений

1

Практическое занятие

тест

Тесты (варианты)

23

5

Фразовые глаголы.

1

Практическое занятие

тест

Тесты (варианты)

24

6

Модальные глаголы и их эквиваленты.

1

Практическое занятие

тест

Тесты (варианты)

25

7

Предлоги места и направления.

1

Практическое занятие

тест

Тесты (варианты)

26

8

Согласование времён. Косвенная речь.

1

Практическое занятие

тест

Тесты (варианты)

27

9

Словообразование.

1

Практическое занятие

тест

Тесты (варианты)

Письмо.

8

28

1

Написание личного письма

1

Практическое занятие

Схема написания письма

29

2

Написание официального письма

1

Практическое занятие

письмо

30

3

Написание эссе с элементами рассуждения

1

Практическое занятие

эссе

31

4

Оформление письма

1

Практическое занятие

письмо

32

5

Обобщение по теме «Письмо»

1

Самостоятельная работа

33

6

Оформление адреса

1

Практическое занятие

34

7

Выполнение тренировочных упражнений. Итоговый урок

1

тест

тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара

Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...

Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.

Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена  мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как  средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...

Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики.

Презентация к работе  "Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики."...

Доклад «Межкультурная коммуникация как основа обучения иностранному языку.»

В современной жизни роль и значение английского языка значительно повысились, так как английский язык является средством международной коммуникации. Теперь язык хотят не знать, а использовать как сред...

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

В статье рассматривается понятие межкультурной коммуникации и его неразрывная связь с преподаванием немецкого как второго иностранного языка в школе. Обучение иностранным языкам в школе предполагает н...

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ

Между преподаванием иностранных языков и межкультурной коммуникацией есть единая, взаимодополняющая связь. Каждый урок иностранного языка– это практическое столкновение с иной культурой, прежде ...