Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
рабочая программа по английскому языку

Аскарова Эльвира Габделахатовна

 

УУД на уроках английского языка и   во внеурочной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка

  • во внеурочной деятельности

  • связи с переходом на стандарты второго поколения, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Актуальность данной темы семинара обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных УУД учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель работы нашего методического объединения  формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка через использование разных видов деятельности.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме; определить сущность, особенности, значение коммуникативных УУД;

 разработать комплекс заданий для формирования коммуникативных УУД

у школьников;

формировать и развивать коммуникативные УУД как на уроках английского языка, так и во внеурочной и научно - исследовательской деятельности.

Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит

  • находить». Поэтому, главная задача каждого преподавателя - развивать интерес к учению, научить учиться.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова»,- писал Ян Коменский. Про современную школу так не скажешь. Хорошо ли это? Ведь именно интерес является стимулом деятельности ребѐнка, его развития, обучения. А без хорошо продуманных активных форм, методов и инновационных технологий это невозможно.

  • широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в школе. В результате изучения у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познава-тельные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребѐнка. У ребѐнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться.

Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их со своей страной. Происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности.

Доказана эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо уже на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

общеучебные;

логические;

действия постановки и решения проблем.

Логические УУД на начальном этапе ещѐ не сформированы, но, тем не менее, на уроке английского языка необходимо развивать у ребѐнка логическое

мышление используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры. При помощи геометрических фигур формируется моделирование.

Анализировать учащихся можно учить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи.

Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности школьников.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, работая в парах и группах, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Формирование коммуникативных УУД является приоритетной целью в обучении английскому языку. Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета.

Формы работы по формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка:

  1. Планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками -

определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Например, ученики школы будут участвовать в спортивных соревнованиях, возьми интервью у трех своих одноклассников и узнай, что они умеют делать, определи, в каких соревнованиях, каждый из них может участвовать, и убеди тренера взять их на соревнования.

  1. Постановка вопросов  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. На начальном этапе урока для того, чтобы настроить учащихся на работу, можно использовать игру «Ювелиры»: учащиеся по цепочке задают друг другу вопросы, таким образом «изготавливая» цепочку. Так же для формирования этого действия используются упражнения на построение вопросов по схемам, позже задание усложняется: составить вопросы, расставив слова в правильном порядке, составить вопросы к ответам. Обучающиеся учатся задавать вопросы при выполнении подобных заданий.

  1. Разрешение конфликтов  выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Например, твой младший брат очень рассеян, помоги ему собрать портфель, назови предметы, какие у него есть, используя модель,

выбери        школьные        принадлежности        и        назови        их.

  1. Управление поведением партнера  контроль, коррекция, оценка действий партнера. Формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка способствует работа в группах и в парах. Она развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Дети обучаются этике дискуссионного общения на иностранном языке, умению оценивать действия, вносить дополнения, давать рекомендации и исправлять ошибки в работе других учащихся.

На занятиях важно создавать условия, когда школьники поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения.

Например, учащиеся разыгрывают диалог «В магазине», затем собеседники оценивают, все ли было понятно в их разговоре, какие ошибки в произношении, грамматике, выборе лексики или построении предложений допустил партнер по общению, какие рекомендации они дали бы друг другу.

На данном этапе важно самим ученикам разработать правила работы в паре и группе. Учитель должен вовремя оказывать помощь и предлагать необходимые языковые и речевые средства, оказывать любую необходимую помощь ребенку, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения.

5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

а) построение монологических высказываний. Для формирования данного действия можно использовать такие упражнения, как построение предложений по моделям, пересказ от третьего лица, пересказ в отрицательной форме, рассказ о себе или о своѐм друге по картинкам.

б) аргументация собственного мнения. Важную роль могут иметь следующие упражнения:

убеди учителя взять тебя в класс;

расскажи как можно больше о том, что ты умеешь делать;

убеди родителей купить тебе домашнего питомца,

опиши,        не        называя        имени,        своего        любимого        актера        /        исполнителя        /

спортсмена, так, чтобы одноклассники догадались, кто это.

в) владение диалоговой формой коммуникации. Для формирования этих действий на уроках можно разыграть ролевые игры: «Журналист», «Покупка билетов (в кино, в метро)», «В магазине одежды», «В кафе», «У ветеринара», «Расспрашиваем дорогу», «Как записаться в клуб/кружок» и др.

Важными технологиями при обучении коммуникативным УУД в школе являются:

 технология интерактивного обучения;

 информационно - коммуникационная технология обучения;  технология проблемного обучения;

 метод проектов;

игровая технология

Интерактивное обучение  это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Формы интерактивного обучения:

 обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные игры);  использование общественных ресурсов;  социальные проекты и внеаудиторные мероприятия;  ролевые игры;

нестандартные уроки ( урок открытых мыслей, уроки, которые ведут

другие ученики, урок-турнир и другие).

Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению.

Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы. Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей.

Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Сейчас имеется большое разнообразие мультимедийных средств, видео программы для учащихся. Этот материал можно широко использовать на уроке.

Проблемное обучение представляет собой организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций, способствуя развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.

Активные методы проблемного обучения

Учебная тематическая дискуссия

Метод круглого стола

Деловая игра

Интеллектуальный штурм

Анализ конкретных ситуаций

Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

 организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

 предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

 оформлять  свои  мысли  в  устной  и  письменной  речи  с  учѐтом  своих

учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением

средств ИКТ,

при        необходимости        отстаивать        свою        точку        зрения,        аргументируя        ее,

учиться подтверждать аргументы фактами.

Например, проект по английскому языку «Рождество в англоязычных странах» Учебный проект предназначен для учащихся 5 классов.

Данный проект имеет своей целью расширить знания учащихся о праздновании Рождества и Нового года в западных странах, сообщить

учащимся новую информацию об особенностях зимних праздников в англоязычных странах.

  • историческом ракурсе рассматривается информация о возникновении символов Рождества; учащиеся знакомятся с традициями и обычаями каждой отдельно взятой страны.

  • начале проектной деятельности проводится актуализация знаний учащихся по теме проекта через обсуждение вопросов. Можно провести опрос

  • целью погружения учащихся в проблему. Идѐт работа с вводной презентацией учителя.

Учитель задаѐт вопрос, направляющй проект: Почему нужны праздники? В ходе обсуждения учащиеся вместе с учителем выходят на проблемный вопрос учебной темы: Каковы традиции празднования Рождества в разных странах?

В ходе проекта учащиеся ищут ответ на следующие учебные вопросы

Каковы символы Рождества в англоязычных странах?

Какие традиционные блюда на Рождественском столе в англоязычных странах?

Как украшают дома на Рождество в англоязычных странах?

Как празднуют Рождество в Южном Полушарии?

Далее идѐт детальное обсуждение плана работы каждой группы. В ходе работы над проектом учащиеся работают с разнообразными печатными источниками, учатся осуществлять поиск информации в сети Интернет, отбирать информацию, выделять главное, проводят исследование в соответствии с планом работы своей группы, создают презентации или буклет.

Итоговым завершением проекта является представление учащимися продуктов исследовательской деятельности на внеклассном мероприятии по данной теме в рамках недели иностранного языка. Группы производят взаимооценивание, используя критерии оценивания презентации и публикации.

  • как завершающий этап происходит осмысление и оценка проекта, подведение итогов и самоанализ.

Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле учащийся может почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации.

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть и мотив, и цель и результат. Включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке.

Игры могут быть лексические, грамматические, фонетические. Можно выбрать формой урока - игру - путешествие. Именно она обеспечивает, во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся, во-вторых, способствует актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками.

Использование различных видов наглядности - неотъемлемая составляющая уроков: игрушки, тематические картинки, плакаты, открытки, книжки, рисунки детей - вот, что затрагивает эмоции.

Ролевая игра  это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определѐнных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаѐтся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению.

Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся.

Для        того        чтобы        диалог        был        более        эмоциональным,        учащимся

предлагается ряд речевых клише, выражающих удивление, заинтересованность, восхищение, непонимание и др. Эмоции - важная часть мышления и все решения и выборы делаются на

основе наших чувств. Эмоции на правильной стадии мышления совершенно необходимы, поэтому учащихся следует учить правильному эмоциональному окрашиванию своей речи.

Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

  • УМК «Английский с удовольствием» представлен широкий спектр заданий, направленных на формирование коммуникативных УУД. В устной форме формирование коммуникативных УУД осуществляется в виде монолога

  • диалога посредством создания ситуаций для общения в пределах изучаемой тематики.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является приоритетной целью в обучении английскому языку и нашло

отражение в учебно-методическом комплекте «SPOTLIGHT». Данный курс направлен, в первую очередь, на обучение учащихся общению на английском языке в устной и письменной формах в пределах, установленных стандартом по иностранному языку для всех этапов.

Внеклассная работа по английскому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Проведение внеклассных мероприятий в оригинальной, познавательно-развлекательной форме не только способствует развитию основных видов речевой деятельности, памяти, ассоциативного мышления, но и формирует навыки общения в коллективе и творческую инициативу.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных игр, конкурсов и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса,

развитию монологической и диалогической речи. Кроме того, при участии в театрализованных постановках у обучающихся формируется устойчивый интерес как к самому предмету, так и к культурным традициям, обычаям страны изучаемого языка.

В рамках внеклассной работы по предмету исследовательская деятельность направлена на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов учащихся.

Исследовательская деятельность  необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными.

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер и имеет важное прикладное значение.

Неоценимым вкладом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, появляющийся в результате исследования.

Исследование с точки зрения учителя — это  средство развития, обучения

  • воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД. Наряду  с  личностными,  регулятивными  и  познавательными  УУД,

исследовательская деятельность способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Так, на этапе определения целей и задач учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

На этапе реализации исследовательского замысла учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать своѐ предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

На этапе представления результатов обучающиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, формируется культура публичных выступлений.

Таким образом, исследовательская деятельность является перспективной формой работы в данном направлении.

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания.

Я.А. Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется человеку, не знающему грамоты. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка в силу ряда причин:

1. Песни, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения. В них уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает еѐ активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.

  1. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.

  1. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.

  1. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого.

  1. Благодаря музыке на уроке создаѐтся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка.

  1. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности учащихся, способствуют развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с песней играет большую роль в формировании коммуникативных УУД как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности.

Часто считается, что процесс школьного обучения — это череда искусственно созданных учителем задач той или иной степени сложности, препятствий, которые хороший ученик должен успешно преодолевать. Но можно действовать и другим способом — облегчая, а не усложняя учебные процессы, и такой подход особенно эффективно действует при обучении иноязычному общению, формируя коммуникативные УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности по предмету, начиная уже с начальных классов.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

  • сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Работа по развитию коммуникативных УУД

Помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни.

Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор.

Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них.

Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

  • значит положительно и только положительно влияет на результат учебной деятельности!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта учителя по данной проблеме, итоги проектной методики...

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Методическая система «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Методическая система педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

«Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

Происходящие сегодня изменения в нашем обществе,  средствах коммуникации (использование новых информационных технологий), повышение интереса к России требуют повышения коммуникативной компетенции...

Представление опыта по теме: «Эффективные практики для формирования читательской грамотности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности».

Описание опыта, в использовании приемов, которые, на мой взгляд, эффективных для формирования читательской грамотности на уроках английского языка....