«Развитие самостоятельной деятельности школьников на уроках английского языка через компетентностно — ориентированные технологии»
статья по английскому языку
Начиная с первых дней работы в школе, я стремлюсь к постоянному поиску эффективных методик, приемов и технологий, которые бы максимально решали образовательные и воспитательные задачи. Повышение квалификации на научно-методических семинарах, конференциях, курсах, знание возрастной психологии, корректировка образовательных и воспитательных целей способствовали осознанию важности совершенствования образовательного процесса, переориентации моего педагогического опыта на развитие познавательной самостоятельности школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mamedova_n.i.doc | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие самостоятельной деятельности школьников на уроках английского языка через компетентностно — ориентированные технологии»
Автор: Мамедова Назира Ибрагимовна
Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения, Закон «Об образовании», Комплексный проект модернизации образования ставят перед современным образованием новые задачи, направленные на воспитание нового поколения, способного к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Языковое образование как процесс направленно на приобщение школьников к новому для них средству общения, на познание ими чужой культуры и осмысление своей культуры, привитие им готовности к диалогу и толерантности по отношению к иным языкам и культурам..
Начиная с первых дней работы в школе, я стремлюсь к постоянному поиску эффективных методик, приемов и технологий, которые бы максимально решали образовательные и воспитательные задачи. Повышение квалификации на научно-методических семинарах, конференциях, курсах, знание возрастной психологии, корректировка образовательных и воспитательных целей способствовали осознанию важности совершенствования образовательного процесса, переориентации моего педагогического опыта на развитие познавательной самостоятельности школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.
Цель методической системы: Построение образовательного пространства, направленного на развитие самостоятельной познавательной деятельности школьника на основе компетентностного подхода
Задачи:
- Развивать самостоятельность школьников через интеграцию образовательных технологий
- Развивать оценочные компетентности школьников, повышать мотивацию
- Формировать личностные, метапредметные, предметные результаты через урочную и внеурочную деятельность
- Способствовать успешной социализации школьников
В современной педагогике и методике давно существует понятие «образовательная среда», впервые это понятие было введено в 90-е годы И. Фруминым и Б. Элькониным, основоположниками развивающего обучения. В. В. Рубцов разработал коммуникативно-ориентированную модель образовательной среды. Образовательная среда рассматривается им как форма коммуникативного взаимодействия субъектов этой среды. Исходным основанием такого подхода является участие обучающихся в совместной деятельности с другими участниками образовательного процесса. Я рассматриваю образовательную среду как условие, при которых строится коммуникативно и компетентностно- направленная деятельность и происходит развитие личности ребенка и её качественные изменения. Самостоятельная познавательная деятельность ученика выступает как средство самореализации, самосовершенствования и самообучения.
Для осуществления поставленных задач и реализации цели методической системы администрацией школы, социальными партнерами, родителями и учителем созданы условия, в которых развивается самостоятельная познавательная деятельность школьников.
- Материально-технические. Наличие в кабинете английского языка интерактивной доски SMART BOARD, магнитофона, учебно- методических комплектов, контрольно-измерительного, дидактического материала, словарей, художественной литературы
- Информационно-цифровые. Программное обеспечение к УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» издательства «Титул», аудиоматериал по всем классам, презентационно-иллюстративный, тестирующий материал по тематике каждого курса
- Кадровый потенциал педагога. Наличие высшего образования, системы повышения квалификации, система распространения педагогического опыта.
Как видно из данной схемы, методическая система состоит из нескольких блоков, которые пронизывают весь образовательный процесс и направлены на реализацию поставленной цели и задач. Методическая система направлена на достижения обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов при изучении английского языка:
Личностные
- Формирование мотивации изучения и стремления к самосовершенствованию
- Развитие таких качеств личности как самостоятельность, ответственность, инициативность, креативность
- Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации
Метапредметные
- Планирование речевого действия
- Развитие исследовательских учебных действий
- Развитие навыков смыслового чтения
- Осуществление регулятивных действий самооценки, самоконтроля в процессе коммуникативной деятельности на английском языке
Предметные
- Освоение программы в коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной сферах
В содержание методической системы входит:
- государственный стандарт образования, как основной документ образования
- учебный план образовательного учреждения, программа развития ОУ
- программа по английскому языку, учебно-методический комплекты «Английский с удовольствием» с 5-11 классы автора М. З. Биболетовой
- дополнительные учебные пособия (Английский язык. Подготовка к экзаменам, авт. Е. Н. Соловова, издательство «Лонгман», «Тесты, тексты, темы для экзамена по английскому языку» авт. Ю. Б. Кузьменкова, издательство «Титул» и др.)
- Компьютерные обучающие программы к УМК
- Дидактический материал (лексико-грамматические тестирующие материалы, страноведческие тесты, задания для парной и групповой работы, задания для проектно-исследовательской работы, кейс-материалы по проблемным темам для автономного изучения и т. д.)
- Основная форма организации обучения - урок. В своей методической копилке имею несколько типов уроков:
- нестандартные уроки, наиболее распространенные из них-уроки- погружения «В стране неправильных глаголов», уроки соревнования «Что я знаю и умею», путешествия «Знаешь ли ты Великобританию», «Англоговорящие страны», концерты «Рождество в России и Великобритании», презентации «Школьное образование в России», экскурсии «Музей восковых фигур в Лондоне», «Третьяковская галерея» и т. д.
- интегрированные уроки, объединенные единой темой или проблемой с географией, экологией, историей, литературой, русским языком, психологией: «Знакомство с нашей планетой», «Мировые памятники культуры», «Праздники и народные приметы России и англоговорящих стран», «Путешествие как способ познания мира», «Проблемы загрязнения окружающей среды», «Проблемы современного подростка», «Конфликты между родителями и детьми» и др.
- комбинированные уроки, способствующие системному восприятию учебного материала, развитию самостоятельной деятельности. В старших классах я практикую лекционно-практические занятия при введении и первичном закреплении грамматики. На самообучение и развитие самостоятельности направлены обучающие уроки-тестирования, когда обучающие расширяют свои знания путем самостоятельного изучения и выполнения тестовых корректирующих упражнений с использованием разных источников информации: грамматические справочники, таблицы-схемы, словари, записи в тетрадях. Цель таких комбинированных занятий- учить стратегиям учения, т.е. развитие УУД.
- проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества, культуры умственного, продуктивного, творческого труда и развитие культуры проектной деятельности. Главное в проектном уроке умение управлять своей самостоятельной деятельностью, т.е. самостоятельно намечать цели, выбирать партнеров, планировать действия, реализовывать свой план на практике, представлять результаты совместного труда и оценивать самого себя. Оценке и самооценке на уроках уделяется особое место, в связи с этим разработаны оценочные листы для оценивания самостоятельной, автономной деятельности, групповой работы, проектной деятельности.
- уроки контрастивного страноведения, на которых изучается материал, недостаточно освещенный в учебной программе. Цель таких уроков не только познакомиться и изучить страноведческий материал по определенной стране, но и сравнить со своей страной, найти сходства, различия, выделить особенности каждой страны и культуры. Привлекается дополнительный материал в виде учебных фильмов и презентаций, созданных обучающимися, кейсы для самостоятельного изучения и презентации результатов, которые включают в себя текстовой аутентичный материал, разработанную систему упражнений для достижения предметных результатов, задания исследовательского и проектного характера, творческие задания интегрированного характера, направленные на развитие метапредметных результатов.
- дистанционное обучение, в дни карантина или морозов я применяю эту форму организации обучения, высылаю своим ученикам по электронной почте конспекты, планы разработанных дистанционных уроков и задания к ним. После самостоятельного изучения и выполнения заданий, обучающиеся высылают мне материалы для проверки. В свою очередь, я проверяю работы, делаю комментарии и оцениваю их. Таким образом, формируются и развиваются универсальные учебные действия- способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем присвоения новых знаний и умений, включая организацию познавательного процесса.
- фронтальную форму работы на уроке использую с целью погружения в языковую среду, «разогрева» обучающихся, первичной проверки усвоения и закреплении материала.
- индивидуальную форму применяю при организации творческих, практических, самостоятельных работ, при выполнении индивидуального исследования, мини-проекта.
- Основной формой организации самостоятельной деятельности считаю парную и групповую работу, которые применяю для изучения и закрепления нового материала, выполнения проектных заданий, проведения игровых уроков, уроков - обобщения изученного материала, применения знаний в новой ситуации. Для этого организую, пары и группы переменного состава, для того, чтобы ученик мог реализовать себя в разных ролях, ситуациях. Целью группового обучения считаю создание условий для продуктивной коммуникации, при которой учитывается языковой опыт, возрастные и психологические особенности. Такой вид организации познавательной деятельности использую при учебном исследовании, проектировании, моделировании ситуаций, самостоятельном изучении нового материала. Результат группового взаимодействия-это всегда продукт, который презентуется классу. Большое внимание уделяю развитию оценочной компетентности-умение проанализировать собственную деятельность, сравнить различные способы действия между собой, проверить и оценить собственные действия и действия товарищей.
Данные формы организации нахожу наиболее продуктивными в своей деятельности, так как наблюдаю поэтапное развитие и повышение уровня самостоятельности школьников, стабильность предметных результатов и высокий уровень метапредметных результатов.
При выборе методов обучения делаю акцент на степень самостоятельности в приобретении знаний, поэтому применяю классификацию, разработанную Никишиной И. В., кандидатом педагогических наук и описанных в методических рекомендациях «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе» (Волгоград,2007г) и методы, направленные на развитие исследовательских умений.
- Системно-деятельностный, позволяющий сделать английский язык личностно-значимым для каждого участника образовательного процесса
- Частично-поисковый (метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности- умение увидеть проблемы, сформулировать идею, найти способы решения проблемы и т. д. )
- Поисковый (направлен на поиск оптимальных способов решения проблемы или учебной ситуации)
- Коммуникативный (мозговой штурм, снежный ком, беседа, проектные задания, диалог, парная и групповая работа)
- Творческий (любое творческое задание преследует коммуникативную цель, развивает навыки работать с разными информационными источниками, публичной защиты и самооценки своей деятельности)
- Интерактивный (упражнения и учебные задания направлены на продуктивное взаимодействие участников процесса, активизирующее практическое применение языка)
- Методы стимулирования самостоятельной познавательной деятельности (эмоциональные, познавательные, волевые, социальные)
- Нетрадиционные методы оценивания (самооценка, самоконтроль, карты успеха, эмоциональные способы оценивания)
Постоянный анализ своей педагогической деятельности, корректировка цели обучения английскому языку, влияют на выбор методов и приемов обучения, которые в первую очередь направлены на развитие самостоятельной познавательной деятельности и на формирование иноязычной коммуникативной компетентности. Применяемые методы помогают мне обеспечить эффективность образовательного и воспитательного процесса, учить школьника работать во всем познавательном цикле:поиск проблемы-ранжирование проблем по степени важности-анализ-определение цели и задач-выбор вариантов решения проблемы-просчитывание условий и ресурсов-составление плана или программы.
Развитие самостоятельной деятельности через компетентностно- ориентированные технологии. Выбор в пользу компетентностно-ориентированного образования сделан в моей практике не случайно. После обучения на курсах «Технологии компетентностно-ориентированного образования в преподавании английского языка» в 2008г, участия в научно-методических семинарах, конференциях произошло осмысление всей педагогической системы. Педагогические технологии, используемые мной для развития самостоятельной деятельности направленны на изменение содержания образования, повышения его качества и степени самостоятельной деятельности школьников.
В настоящее время системное развитие самостоятельной деятельности осуществляется через УМК «Rainbow» О.В.Афанасьевой,И.В.Михеевой, полностью соответствующий ФГОС и рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Данный УМК включает в себя учебник, книгу для учителя, рабочие тетради, аудиоприложение и программное обеспечение. В основу образовательной программы, реализуемой УМК «Rainbow» заложена цель:
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных стандартом по иностранным языкам» (из Программы курса «Rainbow» О.В.Афанасьевой,И.В.Михеевой). Цель, задачи, содержание образования, формы организации учебного процесса и формы учебных занятий, выбор образовательных технологий в УМК согласуются с моей методической системой, опытом реализации компетентностного подхода и обосновывает выбор педагогических технологий, которые направлены на:
- резкое увеличение доли самостоятельной деятельности обучающихся на уроке и вне урока
- организация самостоятельной деятельности без вмешательства педагога
- адаптация к индивидуальным особенностям обучающихся при работе в разных режимах работы
- сбалансированность загруженности обучающихся домашней самостоятельной работой
- воспитательное воздействия доверия и уважения к личности обучающегося при интерактивном общении
- насыщение образовательного пространства информационными средствами, технологиями
Анализ педагогической деятельности, требования программы, ФГОС и социальный заказ общества позволили мне сделать выбор в пользу следующих технологий:
- Обучение в сотрудничестве
- Проектно-исследовательская деятельность
- Разноуровневое обучение
- Применение ИКТ
- Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо
- Элементы здоровьесберегающей технологии
- Технология сопровождения образовательных инициатив
Образовательная технология | % применения |
Обучение в сотрудничестве | 65% |
Проектно-исследовательская деятельность | 80% |
Разноуровневое обучение | 62% |
Технология развития критического мышления | 65% |
Применение ИКТ | 70% |
Элементы здоровьесберегающей технологии | 55% |
Технология сопровождения образовательных инициатив | 40% |
Как видно из таблицы, при активном использовании традиционных и инновационных технологий меняется технологическая составляющая урока и внеклассных мероприятий. В основе выбора данных технологий лежит степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний. Промежуточные результаты эффективности применения данных технологий показывают, что их внедрение повысило качество обучения, мотивацию к предмету и качество выполнения проектно-исследовательских работ. Эффективность использования инновационных технологии отслеживается через входные, промежуточные и итоговые контрольные срезы, целью которых является определение степени усвоения учебного материала и наблюдение за образовательными результатами школьников и их влияния на высокие результаты образовательной и внеурочной деятельности.
Опыт внедрения компетентностно-ориентированных технологий был обобщен и систематизирован школьным методическим объединением учителей иностранного языка в педагогическом проекте «Развитие самостоятельной деятельности через проектно-исследовательскую деятельность школьников», мною разрабатывалась система мониторинга применения проектно-исследовательской технологии и мониторинг компетентностных результатов. Данный проект был представлен на областной конкурс «Интеграция современных образовательных технологий в работе учителя иностранного языка», я, как участник была отмечена сертификатом участия.
- Развитие самостоятельной деятельности через внеурочную деятельность
«Подход, при котором воспитание, которое сведено к проведению мероприятий фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, приводит к нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению мотивациии, росту неуверенности в собственных силах». (Из Примерной программы воспитания и социализации обучающихся www.edu.standart.ru).
«Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность» (Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования). При организации внеурочной деятельности я решаю следующие задачи:
- развивать познавательный интерес через совместную деятельность и изменение качества образовательного пространства
- развивать внутренние мотивы обучающихся
- повышать качественную успеваемость по предмету через вовлечение во внеурочную деятельность
- развивать навыки самостоятельной деятельности
- развивать коммуникативную и ключевые компетентности
- создать благоприятный психологический климат
Организовывая внеурочную деятельность, предлагаю обучающимся разные формы работы: индивидуальную, парную, групповую и массовую. Как видно на схеме, система внеурочной деятельности включает в себя интеллектуальное, научно-исследовательское и культурно-страноведческое направления. Выбор данных направлений обусловлен программой развития школы, требованиям образовательного стандарта и методической системы, направленной на развитие самостоятельной деятельности школьников. Формы и направления внеурочной деятельности направлены также на успешную социализацию школьников.
Одной из задач методической системы является создание условий для социализации через вовлечение в совместную деятельность. Это происходит через участие учеников в олимпиадном школьном движении, участии в работе школьного научного общества, участие в интеллектуальных и творческих конкурсах разных уровней. Главным показателем успешной социализации и высоком уровне метапредметных результатов являются результаты внеурочной деятельности.
Высокие результаты внеурочной деятельности станут возможными благодаря созданию эффективного образовательного пространства, акценту на самостоятельную познавательную деятельность школьников и сложившейся системе внеурочной деятельности.
III. Методическая система включает работу с одаренными детьми, чьи способности, возможности и потребности отличаются от таковых у их сверстников. Способствовать развитию детской одаренности для меня значит создать на уроке и во внеурочной деятельности условия, увидеть самые малые ростки необычных способностей и предоставить возможность их развития. Одним из эффективных способов является индивидуальный и дифференцированный подход к таким детям. Такой подход ориентирован не на усвоение обучающимися суммы знаний, а на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Кроме этого, я применяю технологию сопровождения образовательных инициатив при организации работы с одаренными. В моей педагогической деятельности она осуществляется через простраивание индивидуальной траектории образования и развития или образовательного маршрута. При создании такой траектории я учитываю психологические и возрастные особенности ребенка, его потребности, его языковые, коммуникативные способности, уровень мотивации, личностные качества.. С целью отслеживания промежуточных результатов я разработала оценочные листы, который позволяет наблюдать за развитием самостоятельной деятельности, оценочной компетентности.
Оценочный лист индивидуальной образовательной траектории обучения
Вид контроля | Дата | Самооценка | Оценка учителя | Комментарий учителя |
Знание лексики по теме | ||||
Тест «Герундий и инфинитив» | ||||
Проект-исследование «Газета» | ||||
Эссе «Моя любимая книга» | ||||
Информ. проект «Английские писатели» |
Совместно с учениками в начале года составляем перспективный план участия во внеурочной деятельности. Данный план соответствует потребностям обучающейся в самообучении и самовыражении.
Наряду с развитием предметных умений, в план закладывается развитие и совершенствование метапредметных и личностных умений. Результатом реализации данного подхода ученики имеют высокие результаты учебной и внеурочной деятельности.
2011/12 уч.год. Республиканский конкурс переводов ко Дню Победы- сертификат,
республиканский конкурс письменного перевода, посвященный году химии- сертификат
2012/13 уч.год. Два диплома 1 степени в Международной дистанционной олимпиаде по основным предметам, городская НПК «Интеллект. Карьера», КФУ-2место, городская НПК «Культурно-нравственные и исторические ценности народов РТ»-3 место,
2013/14 уч.год. Городская VII НПК им. К.Д. Ушинского-1 место и 2 место
2015/16 учебный год. Городской НПК « Интеллект.Карьера»- 3 место, Международный конкурс «Мириада открытий»-1 место
Для достижения цели и задач реализации системы имею в своем арсенале следующие средства обучения:
- Книгопечатная литература (методическая, нормативная, УМК по классам, словари русско-английские, англо-русские, лингво-страноведческие, фразеологические, иллюстрированные, иностранных слов, дополнительные пособия для изучения грамматики, расширения лексики, подготовке к экзаменам в традиционной и новой формах)
- Экранно-звуковые средства (аудиотека к УМК, дополнительным пособиям по подготовке к экзаменам, олимпиадам, видеотека по тематике УМК, материалы к ИД, разработки уроков с применением интерактивной среды SMART NOTEBOOK)
- Демонстрационные пособия (грамматические таблицы, карты, флаги, гербы англо-говорящих стран, плакаты с достопримечательностями)
- Дидактические материалы (Таблицы-схемы, тематические лексические плакаты по темам уроков, индивидуальный раздаточный материал, КИМы, входящие, промежуточные и итоговые тесты по всем разделам английской грамматики)
- Информационно-коммуникационные средства (мультимедийные обучающие программы к УМК. Мультимедиа компьютерные программы «Профессор Хиггинс», «Репетитор» издательство ООО «Кирилл и Мефодий» (www.KM.ru/cm), «Привет, Америка» и другие (www.english.ru; www.public.ru)).
При анализе результативности учебного процесса определяю три уровня сформированности самостоятельной коммуникативной и познавательной деятельности:
-нулевой уровень - несамостоятельная деятельность, выполняемая с «подсказкой», при сопровождении учителя или ученика-эксперта;
-первый уровень-частично самостоятельная деятельность, выполняемая по инструкции, памятке или по алгоритму, при сопровождении учителя, ученика-эксперта;
-второй уровень – самостоятельная деятельность, использование языка как инструмента общения при самостоятельной организации учебного процесса. Мониторинг предметных результатов осуществляется в соответствии с планом и в соответствии с системой входных, промежуточных, текущих, итоговых тестов.
Мониторинг результатов образовательной деятельности
Виды контроля | Подходы к контролю | Объекты контроля | Формы контроля |
Входной | Диагностико – обучающий, информационно – констатирующий | Степень сформированности языковых умений и навыков | Диагностические тесты на определение уровня владения ИЯ |
Текущий | Диагностико – обучающий, рефлексивный | По блокам развития и формирования речевых умений и навыков | Презентация проектов, тесты достижений (тесты самоконтроля и взаимоконтроля |
Итоговый | Диагностико – обучающий, информационно – констатирующий | Уровень сформированности всех видов речевой деятельности | Комплексное тестирование (тесты достижений), ЕГЭ по выбору (11класс), экзамен(9класс) |
Разная степень усвояемости учебного материала и уровень языковой и коммуникативной подготовки, требуют создания валидных тестов, целью которых является оценка предметных достижений в соответствии со способностями обучающихся, наблюдение за динамикой индивидуальных достижений. Применение разноуровневых тестов дает возможность ученикам оценить свои достижения в изучении языка не в сравнении с другими участниками процесса, а с личными достижениями, увидеть свой рост, продвигаться в собственном темпе.
Авторская составляющая методической системы
С целью стимулирования познавательной активности на уроке и вне урока я делаю акцент на поощрения и поддержку каждого ученика, предлагаю богатую палитру заданий и понятную систему оценивания достижений.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).
Считаю, что компетентностный подход и новые образовательные стандарты требуют применения нестандартных методов оценивания. Целенаправленная работа направлена на развитие контрольно-оценочной компетентности. Поэтому второй год я ввожу в учебный процесс систему оценочных отношений, направленный на сотрудничество учителя и ученика в определении объектов оценивания, выработке критериев оценивания. В УМК, реализуемым мною, заложена определенная система оценивания. В конце изучения каждой темы обучающиеся выполняют тест и по предложенной шкале оценивания выставляют себе оценку в соответствии с набранными баллами. Мне эта система кажется несовершенной и недостаточной, поэтому возникла необходимость в создании других видов и форм содержательной оценки и самооценки. Оценка и
самооценка, применяемые на уроках, бывают индивидуальными и коллективными. Мною разработаны и применяются следующие формы оценивания:
1. Балльная система оценки и самооценки промежуточных и итоговых результатов. Лексический и грамматический материал, изучаемый на разных ступенях обучения, отличается объемностью и сложностью. Поэтому я разбила его на несколько блоков и разработала тесты, которые позволяют мне наблюдать за усвояемостью материала, корректировать программу и развивать оценочные навыки. Обучающиеся выполняют тест, проверяют его друг у друга по таблице ответов, переводят баллы в оценку. Результаты заносятся в сводную ведомость.
Список группы | №1 дата | № 2 дата | № 3 дата | № 4 дата | Итоговый тест |
Качество обучения % |
Такой способ контроля и оценивания является открытым для учителя, родителей, ученика и администрации школы. Если ученик пропустил занятие, он в индивидуальном режиме изучает материал и сдает тест ученику-эксперту.
2.Таблицы с критериями для оценивания своей деятельности в чтении, говорении, аудировании и выполнении домашнего задания. Таблицы используются на каждом уроке, после каждого или нескольких этапов урока. У учеников появляется желание сделать задание качественно, чтобы получить хорошую оценку. В таблице есть графа с оцениванием домашнего задания. Мои наблюдения показывают, что с применением таблиц уменьшилось количество обучающихся, не выполняющих по разным причинам домашние задания. Качество выполнения заданий возросло.
Оценка | Слушание | Чтение | Письмо | Говорение | Дом. задание |
5 | Я могу понять главную информацию, факты, и выполнить задание по аудированию правильно | Текст прочитан и понят, задания выполнены правильно, без ошибок | Я могу выразить свою мысль, раскрыть тему, употребить клише, в соответствии с объемом | Я могу выразить свое мнение, эмоционально без грубых ошибок, используя изученный материал, оценочные фразы | Задание выполнено все и правильно, ошибок нет |
4 | Я могу понять прослушанный текст, но не разобраться в деталях и сделать большую часть задания правильно | Текст прочитан, но понят частично. Более половины заданий выполнены правильно | Я могу раскрыть тему, но упустил важные детали, употребил клише | Я могу выразить свое мнение, эмоционально, есть некоторые ошибки, но они не мешают пониманию | Задание выполнено все, есть незначительные ошибки |
3 | Мне сложно понять о чем речь, не могу выделить гл. Информацию. Выполнена 1/3 задания по аудированию | Текст прочитан, но содержание понято частично. Выполнена 1/3 задания по чтению | Смог частично раскрыть тему, нарушена логика, частично использовал клише | Я могу частично выразить свое мнение, много ошибок, сложно использовать изученный материал в устной речи | Выполнена часть задания, много ошибок |
2 | Не понял текст, не смог справиться с заданиями по аудированию | Текст прочитан, не понят, не смог справиться с заданиями по тексту | Не смог выразить свою мысль, много грам. ошибок | Не могу выразить свое мнение, много ошибок | Дом. работа не выполнена |
Таким образом, ученики имеют возможность адекватно оценить свою деятельность на уроке, увидеть свой прогресс или, наоборот, свои проблемы в разных видах речевой деятельности. Наблюдения показывают, что с применением нестандартных, инновационных способов оценивания повышается мотивация к изучению предмета и планомерно формируется оценочная компетентность. Совместно с учениками также разработаны таблицы оценивания групповой работы и таблицы оценивания проектной работы.
Критерии оценивания по 5 балльной системе (от 1до5) | Группа № 1 комментарии | Группа № 2 комментарии | Группа № 3 комментарии |
Умение увидеть идею и актуальность проектов | |||
Умение работать с разными информационными источниками | |||
Умение оформлять полученные результаты | |||
Умение работать в группе, | |||
Умение презентовать продукт, оценивать результаты |
Оценка | Работа в группах |
5 | Наша группа работала слаженно, быстро распределили роли, смогли найти в тексте все важные факты, оформить кластер и без ошибок презентовать его классу |
4 | Наша группа работала слаженно, долго распределяли роли, смогли найти в тексте некоторые важные факты, оформить кластер и презентовать его классу с незначительными ошибками |
3 | Наша группа работала разрозненно, долго распределяли роли, смогли найти в тексте несколько важных фактов, с трудом оформили кластер и презентовали его классу с ошибками |
3.Оценка эмоционального, психологического состояния в начале и в конце урока. Для меня важно, как меняется эмоциональное состояние ученика на уроке, это ценная информация для корректировки моей деятельности.
Урок начинается и заканчивается высказываниями о своем состоянии и настроении. Для этого в классе есть специальная рефлексивно-оценочная зона, висят картинки с изображением разного настроения, есть стенд «Звездные ученики», куда мы приклеиваем звездочки с именами учеников, чья работа на уроке, защита проектного задания заслужила высокой оценки одноклассников.
В старших классах я применяю специальные приемы, при помощи которых ученики оценивают так же содержание учебного материала. А я, как учитель могу выяснить, как они осознали изученный материал. Для этого я использую прием незаконченных предложений: Сегодня на уроке я узнал, выяснил, понял и т. д. В группах с высоким уровнем развития коммуникативной компетентности часто оцениваем цель урока. Для этого в начале урока вместе формулируется цель и записывается на доске. В конце урока ученики по очереди оценивают достижение цели. В рефлексивно-оценочной зоне висят речевые клише, которые помогают логически и адекватно дать самостоятельную оценку: Теперь я знаю, как рассказать о… , объяснить проблему…, выразить свое мнение о…, найти необходимую информацию о… .Рассматриваю эти приемы не только как рефлексию содержания и цели урока, но и как коммуникативно направленное неподготовленное упражнение.
4.Разноуровневость оценки (узнавание языкового явления, репродуцирование, продуктивная деятельность, творческая деятельность) связана с поэтапностью формирования коммуникативной компетентности. На уровне введения языкового материала оцениваю, как ученик узнает его среди изученного и неизученного, например, находит изучаемые лексические единицы в тексте, соотносит её значение и форму. На уровне репродукции оцениванию подлежит знание ученика лексической единицы, применение её в устной и письменной речи. Продуктивная деятельность подразумевает самостоятельное использование лексической единицы в коммуникативной деятельности: ролевой игре, проведении мини-исследования, сообщении-описании и т.д.
4.Дифференцированность оценки (оценивание личностных результатов с учетом состояния здоровья, интеллектуальных возможностей, скорости и качества усвоения материала и т. д.)
Мониторинг оценивания компетентностных результатов
Ключевая компетентность | Цель | Инструмент оценивания |
Речевая | Развитие коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности(чтение, говорение, слушание, письмо) | Лексико-грамматические тесты в конце каждого раздела (темы),полугодия, года, экзамен по английскому языку в традиционной форме |
Языковая | Овладение языковыми средствами (лексика, грамматика, фонетика) | Таблицы оценивания языковых результатов, текущие тесты, экзамен по английскому языку в традиционной форме |
Социокультурная | Приобщение к традициям, культуре, реалиям | Лингво-страноведческие тесты, презентации проектов, исследований, рефератов |
Компенсаторная | Развитие умений выходить из положения дефицита языка, использовать язык в различных ситуациях общения | Повседневные ситуации общения, создание проблемных ситуаций |
Учебно-познавательная | Развитие УУД, самостоятельной деятельности | Наблюдение, таблицы самооценки, самоконтроль |
Кроме перечисленных форм оценивания, мною разработаны инструмены оценивания компетентностных результатов. Как видно из таблицы, такими инструментами выступают разные виды тестов, защита исследовательских и проектных работ на уроке и во внеурочное время, экзамен по английскому языку, таблицы самооценивания в том числе.
Я только в начале пути по формированию контрольно-оценочной самостоятельности, но уже могу сделать некоторые выводы: работа по формированию и развитию оценочной компетентности дает стабильные результаты учебной деятельности, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, развивает коммуникативную компетентность и самостоятельность школьников при оценке своего труда, является необходимым условием успешности обучения, дает полную педагогическую диагностику уровня обученности по предмету.
За 23 года работы в школе накоплен большой педагогический опыт по развитию самостоятельной познавательной деятельности развитию коммуникативной компетентности, которым охотно делюсь с коллегами в школе, районе, области. Я распространяю свой опыт на районных, межрегиональных, всероссийских научно-практических конференциях, семинарах и через публикации, в том числе Интернет-публикаций. В данной таблице представлена система по распространению педагогического опыта через публикации, в которых отражены элементы методической системы.
- Распространение педагогического опыта через публикации, отражающие элементы методической системы
№ | Тема,вид публикации, количество страниц | Уровень | Где напечатана | Год издания |
1 | «Научно-исследовательская деятельность учащихся в модели личностно-ориентированного образования», статья, 4 страницы | Российский | nsportal.ru | 2013 |
2 | «Королевская семья», конспект внеклассного мероприятия, 5 страниц | Российский | nsportal.ru | 2013 |
3 | «Научно-исследовательская деятельность учащихся в модели личностно-ориентированного образования», статья, 3 страницы | Международный | Сборник статей НПК «Актуальные проблемы поддержки и развития талантливой молодежи в условиях массовой школы: опыт, проблемы, поиски»» | 2014 |
4 | «School is fun if you are optimistic», конспект урока,7 класс, 4 страницы | Российский | Kopilkaurokov.ru | 2014 |
5 | «Natural Disasters», конспект урока, 8 класс, 4 страницы | Российский | Kopilkaurokov.ru | 2014 |
6 | «Развитие критического мышления на уроках английского языка при помощи использования техник графических способов» | Российский | СМИ «Образцовая школа» | 2016 |
2. Распространение педагогического опыта:
выступление
№ | Тема выступления | Уровень | Тема конференции | Дата |
1 | Развитие исследовательских навыков | Международный | «Актуальные проблемы поддержки и развития талантливой молодежи в условиях массовой школы: опыт, проблемы, поиски» | 2013 |
мероприятия
№ | Тема, класс | Уровень | Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие | Дата |
1 | «School is fun if you are optimistic»,7а класс | Район | Cеминар«Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла» | 2014 |
2 | «Natural Disasters», 8а класс | Школа | Открытый урок в рамках предметной недели языка для учителей английского языка | 2013 |
3 | Литературная галерея по произведениям С.Я.Маршака, 5 классы | Школа | Открытое внеклассное мероприятие в рамках предметной недели для учителей английского языка | 2013 |
4 | Конкурс песен и стихов на английском языке , 5-9 классы | Школа | Мероприятие в рамках предметной недели для учителей английского языка | 2013 2016 |
Результаты участия в конкурсах
№ | Название конкурса | Уровень | Результат | Год участия |
1 | «Использование высоких технологий в учебно-воспитательном процессе» | Школьный | 3 место | 2011 |
2 | «Интеллектуальная галерея» | Республиканский | участие | 2013 |
3 | «Лучший педагогический опыт» | Международный | Диплом 2степени | 2014 |
4 | «Лучший современный урок» | Международный | сертификат | 2014 |
5 | Лучшая научно-популярная статья по педагогике | Всероссийский | сертификат | 2015 |
6 | Конкурс работников образования «Инновационные методики и технологии в обучении» | Всероссийский | Диплом 1 степени | 2016 |
7 | Творческий конкурс «Конкурсовик» | Международный | 2 место | 2016 |
8 | Педагогический конкурс им. В.С. Сухомлинского | Всероссийский | Диплом 2 степени | 2016 |
Таким образом, методическая система включает:
- Дополнительные занятия по английскому языку
- Подготовку к конкурсам, олимпиадам, проектам, исследованиям
- Индивидуальные занятия с одаренными детьми
- Индивидуальная работа с обучающимися с образовательными нуждам
- Сотрудничество со школьным научным обществом
- Работу с Интернет ресурсами, сотрудничество с профессиональными Интернет-сообществами
- Ведение личной страницы на школьном сайте
Авторская составляющая, направленная на развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников
Результаты реализации методической системы
- Стабильно высокие результаты учебной деятельности (среднее качество за три года составляет 75%)
- Высокие результаты внеурочной деятельности по предмету
- Активное и результативное участие обучающихся в социально направленной деятельности
- Результативность внедрения образовательных технологий в учебный процесс, отражающая на качестве образования и воспитания
- Система обобщения и распространения педагогического опыта, повышения уровня профессионального развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность на уроках английского языка по личностно- ориентированной технологии"
презентация...
Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе
Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе...
Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий
Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий...
мастер-класс "Повышение эффективности уроков английского языка через применение приемов технологии развития критического мышления"
В этой презентации идет речь, что такое критическое мыщление, цели, задачи, механизмы критического мышления и стадии ....
Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка
Данная статья представляет собой обзор на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...
Формирование самостоятельной деятельности школьников на уроке английского языка
Презентация дает общирный материал с яркими примерами для самостоятельной деятельности обучающихся на уроке английского языка....