Обучение чтению на уроках английского языка.
опыты и эксперименты по английскому языку

Бабкина Светлана Ивановна

Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учитывать личностную индивидуализацию учеников, соотносить речевые действия с их реальными чувствами, мыслями и интересами.

 По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой. Поэтому так актуально чтение.

 Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_gmo_-_kopiya_2.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя английского языка БОУ г. Омска «Лицей № 25» Бабкиной С.И.

Обучение чтению на уроках английского языка.

Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учитывать личностную индивидуализацию учеников, соотносить речевые действия с их реальными чувствами, мыслями и интересами.

 По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой. Поэтому так актуально чтение.

 Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.

Итак, обучение технике чтения вслух является и целью и средством обучения чтению, так как позволяет управлять через внешнюю форму формированием механизмов чтения, дает возможность упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности.

   По способам ориентации тексты делят на прерывно-фабульные и непрерывно-фабульные.

Фабула – это лежащий в основе текста сюжет.

В непрерывно-фабульных текстах развитие темы не прерывается авторскими отступлениями и минимально обеспечено фоновыми сведениями.

В прерывно-фабульных текстах развитие сюжета перемежается с фоновыми сведениями и авторскими отступлениями.

Исследователи выделяют три плана прерывно-фабульного текста:

- фоновый - включает предысторию события, различные сведения справочного характера, пояснения;

- сюжетный - передает развитие событий,

- авторский – предлагает авторские оценки, ассоциации, отступления.

Фабульный текст позволяет применить следующий прием контроля: описать наружность того или иного действующего лица, место, где происходит действие, сказать несколько фраз о людях, которые фигурируют в рассказе, и т. д. Этот прием имеет целью уяснить, насколько учащиеся поняли факты, изложенные в тексте.

В зависимости от целевой установки различают три вида чтения: просмотровое (поисковое), ознакомительное и изучающее. Умение читать предполагает, как владение всеми видами чтения, так и лёгкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию. Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста. Изучающее чтение отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстов.  Учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30% избыточной, второстепенной информации.

Изучающее чтение предполагает целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у учащихся умения самостоятельно преодолевать затруднения иностранного текста. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении.

А теперь немного практики, коллеги. Перед вами представлены советы, к какому виду чтения они относятся?

Упражнения для обучения ознакомительному чтению целесообразно строить на элементах текста (абзацах) и на целых текстах.  Алгоритм обучения ознакомительному чтению может быть представлен следующим образом:

  1. Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему.
  2. Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложении несущие главную информацию.
  3. Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат более важную информацию и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.
  4. Обобщите информацию, выраженную в абзацах в смысловое целое.

Основное требование к текстам - тексты должны быть информативны, по возможности занимательны, доступны, отражать адекватную картину мира. Они должны соответствовать возрастным особенностям; должны задавать содержательный план речи и обеспечивать реализацию практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения. На их основе осуществляется аналитико-синтетическая фаза деятельности чтения.

При  чтении текста выделяют три этапа:

  • Pre-reading
  • Прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте. (Упражнения на прогнозирование содержание текста)
  • Посмотрите на фотографии (картинки) и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.
  • Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему. (Упражнения на понимание лексико- тематической основы текста)
  • While reading
  • true false not stated
  • filling in the gaps
  • matching
  • multiple choice
  • answering the questions

 

  • Post reading

1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.

2. Скажите, какая проблема вытекает из содержания.

3. Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на его вопросы.

4. Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.

5. Выскажите мнение о прочитанном, Сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в статье.

6. Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию.

7. Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в вашей будущей профессиональной деятельности.

8. Создайте диалог/монолог на основе прочитанного.

9. Напишите письмо, рекламное объявление, проспект и т.д.

 

Пред текстовые задания и задания во время чтения используются для обучения чтению как цель.  После текстовые задания - для чтения как средство для развития продуктивных видов деятельности: говорение, письмо.

А теперь, уважаемые коллеги, немного практики.

Look at the title and the picture and guess what this text is about?

Now read the text and mark these statements true, false, not stated.

  1. The volcanic eruption affected only Europe.
  2. The volcano is situated in Iceland.
  3. Eyjafiallajokull is one of the ten most dangerous volcanoes in Europe.
  4. Millions of people are waiting at airports.
  5.  Volcanic ash is hazardous to car engines.
  6.  There is no evidence that volcanic ash can cause plane engines to shut down.
  7. The cloud of volcanic ash rose higher than planes usually fly.
  8. Every time a plane flies through a cloud of volcanic ash, it falls down.
  9. The airports will be open again when the ash falls down.
  10.  Alternative means of transport are very hard to get as they are all overbooked.

 “Your reaction to the text”. Учитель заранее готовит карточки или демонстрирует на доске (экране и т. п.) следующие незаконченные предложения:

What I found most interesting about this text was…..

 What I found most boring about this text was…..

 What I found most shocking about this text was…..

 What I found most amusing about this text was…..

 What I found most irritating about this text was…..

 What I found most baffling about this text was…..

 What I found most incredible about this text was…..

 What I found most distressing about this text was…..

 Студенты заканчивают предложения.

При обучении чтению необходимо обращать внимание учащихся на два важных правила:

1.  Читать, не значит переводить!

2.  Чтобы понять текст, не обязательно знать каждое слово!

Чтение способствует формированию УУД. Все УУД делятся на:

  • Личностные
  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие по обучению чтению на уроках английского языка

Данное мини-пособие по обучению чтению на уроках английского языка  можно применять как на уроках в качестве фонетической зарядки, так и дома для самообучения....

Методическая статья "Обучение чтению на уроках английского языка"

Методическая статья об обучение чтению на уроках иностранного языка....

Реализация индивидуального подхода к обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе

Презентация, содержащая формы и методы обучения чтению на английском языке  в начальных классах....

Обучение чтению на уроке английского языка на начальном зтапе.

Статья содержит методические рекомендации по обучению чтению младших школьников на английском языке, опробированные приемы и игры для более успешного усвоения учебного материала....

Обучение чтению на уроках английского языка

Приемы эффективного обучения чтению на уроках английского языка...

Работа с текстом как элемент обучения чтению на уроках английского языка

Методические  приёмы  работы  с  текстом.Этапы  работы  с  текстом.  Виды  упражнений....

Особенности обучения чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Прцесс чтения и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. В данном метриале рассмотрены особенности обучения чтению на уроках ан...