Обучение чтению на уроках английского языка.
опыты и эксперименты по английскому языку
Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учитывать личностную индивидуализацию учеников, соотносить речевые действия с их реальными чувствами, мыслями и интересами.
По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой. Поэтому так актуально чтение.
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_gmo_-_kopiya_2.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя английского языка БОУ г. Омска «Лицей № 25» Бабкиной С.И.
Обучение чтению на уроках английского языка.
Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учитывать личностную индивидуализацию учеников, соотносить речевые действия с их реальными чувствами, мыслями и интересами.
По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой. Поэтому так актуально чтение.
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.
Итак, обучение технике чтения вслух является и целью и средством обучения чтению, так как позволяет управлять через внешнюю форму формированием механизмов чтения, дает возможность упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности.
По способам ориентации тексты делят на прерывно-фабульные и непрерывно-фабульные.
Фабула – это лежащий в основе текста сюжет.
В непрерывно-фабульных текстах развитие темы не прерывается авторскими отступлениями и минимально обеспечено фоновыми сведениями.
В прерывно-фабульных текстах развитие сюжета перемежается с фоновыми сведениями и авторскими отступлениями.
Исследователи выделяют три плана прерывно-фабульного текста:
- фоновый - включает предысторию события, различные сведения справочного характера, пояснения;
- сюжетный - передает развитие событий,
- авторский – предлагает авторские оценки, ассоциации, отступления.
Фабульный текст позволяет применить следующий прием контроля: описать наружность того или иного действующего лица, место, где происходит действие, сказать несколько фраз о людях, которые фигурируют в рассказе, и т. д. Этот прием имеет целью уяснить, насколько учащиеся поняли факты, изложенные в тексте.
В зависимости от целевой установки различают три вида чтения: просмотровое (поисковое), ознакомительное и изучающее. Умение читать предполагает, как владение всеми видами чтения, так и лёгкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию. Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста. Изучающее чтение отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д.
Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстов. Учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30% избыточной, второстепенной информации.
Изучающее чтение предполагает целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у учащихся умения самостоятельно преодолевать затруднения иностранного текста. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении.
А теперь немного практики, коллеги. Перед вами представлены советы, к какому виду чтения они относятся?
Упражнения для обучения ознакомительному чтению целесообразно строить на элементах текста (абзацах) и на целых текстах. Алгоритм обучения ознакомительному чтению может быть представлен следующим образом:
- Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему.
- Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложении несущие главную информацию.
- Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат более важную информацию и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.
- Обобщите информацию, выраженную в абзацах в смысловое целое.
Основное требование к текстам - тексты должны быть информативны, по возможности занимательны, доступны, отражать адекватную картину мира. Они должны соответствовать возрастным особенностям; должны задавать содержательный план речи и обеспечивать реализацию практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения. На их основе осуществляется аналитико-синтетическая фаза деятельности чтения.
При чтении текста выделяют три этапа:
- Pre-reading
- Прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте. (Упражнения на прогнозирование содержание текста)
- Посмотрите на фотографии (картинки) и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.
- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему. (Упражнения на понимание лексико- тематической основы текста)
- While reading
- true false not stated
- filling in the gaps
- matching
- multiple choice
- answering the questions
- Post reading
1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
2. Скажите, какая проблема вытекает из содержания.
3. Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на его вопросы.
4. Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.
5. Выскажите мнение о прочитанном, Сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в статье.
6. Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию.
7. Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в вашей будущей профессиональной деятельности.
8. Создайте диалог/монолог на основе прочитанного.
9. Напишите письмо, рекламное объявление, проспект и т.д.
Пред текстовые задания и задания во время чтения используются для обучения чтению как цель. После текстовые задания - для чтения как средство для развития продуктивных видов деятельности: говорение, письмо.
А теперь, уважаемые коллеги, немного практики.
Look at the title and the picture and guess what this text is about?
Now read the text and mark these statements true, false, not stated.
- The volcanic eruption affected only Europe.
- The volcano is situated in Iceland.
- Eyjafiallajokull is one of the ten most dangerous volcanoes in Europe.
- Millions of people are waiting at airports.
- Volcanic ash is hazardous to car engines.
- There is no evidence that volcanic ash can cause plane engines to shut down.
- The cloud of volcanic ash rose higher than planes usually fly.
- Every time a plane flies through a cloud of volcanic ash, it falls down.
- The airports will be open again when the ash falls down.
- Alternative means of transport are very hard to get as they are all overbooked.
“Your reaction to the text”. Учитель заранее готовит карточки или демонстрирует на доске (экране и т. п.) следующие незаконченные предложения:
What I found most interesting about this text was…..
What I found most boring about this text was…..
What I found most shocking about this text was…..
What I found most amusing about this text was…..
What I found most irritating about this text was…..
What I found most baffling about this text was…..
What I found most incredible about this text was…..
What I found most distressing about this text was…..
Студенты заканчивают предложения.
При обучении чтению необходимо обращать внимание учащихся на два важных правила:
1. Читать, не значит переводить!
2. Чтобы понять текст, не обязательно знать каждое слово!
Чтение способствует формированию УУД. Все УУД делятся на:
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособие по обучению чтению на уроках английского языка
Данное мини-пособие по обучению чтению на уроках английского языка можно применять как на уроках в качестве фонетической зарядки, так и дома для самообучения....
Методическая статья "Обучение чтению на уроках английского языка"
Методическая статья об обучение чтению на уроках иностранного языка....
Реализация индивидуального подхода к обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе
Презентация, содержащая формы и методы обучения чтению на английском языке в начальных классах....
Обучение чтению на уроке английского языка на начальном зтапе.
Статья содержит методические рекомендации по обучению чтению младших школьников на английском языке, опробированные приемы и игры для более успешного усвоения учебного материала....
Обучение чтению на уроках английского языка
Приемы эффективного обучения чтению на уроках английского языка...
Работа с текстом как элемент обучения чтению на уроках английского языка
Методические приёмы работы с текстом.Этапы работы с текстом. Виды упражнений....
Особенности обучения чтению на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Прцесс чтения и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. В данном метриале рассмотрены особенности обучения чтению на уроках ан...