Приемы рефлексивной деятельности на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_refleksivnoy_deyatelnosti_na_urokah_angliyskogo_yazyka.doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приемы рефлексивной деятельности на уроках английского языка»
Гималутдинова Гульназ Азатовна
учитель английского языка
МБОУ СОШ №6 г.Югорск
Содержание
- Актуальность.
- Цель и задачи.
- Реализация поставленных задач через конкретные мероприятия.
- Перспективный план реализации методической темы.
7. Список использованных источников.
8. Приложение
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения школьника к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь, начинается со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности. Поэтому именно действия контроля и оценки можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности. Именно на начальную школу ложится особая задача – формирование основ рефлексии у школьников, которая является основой умения учиться.
Это полностью совпадает с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, реализация которого предполагает:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться. ФГОС 2-ого поколения особое внимание уделяется следующим моментам.
Выпускник школы 1 ступени…
способен принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства её осуществления;
готов слушать собеседника и вести диалог; готов признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
готов доброжелательно излагать и грамотно аргументировать своё мнение, свою точку зрения, давать оценку событиям.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил выявить противоречие между: научно обоснованной важностью возникновения и развития у младших школьников навыков рефлексии, и недостаточным её учетом при организации образовательного процесса младших школьников.
ЦЕЛЬ: разработка системы развития рефлексивной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка.
ЗАДАЧИ:
1. Провести анализ научной и учебно-методической литературы по теме
2. Рассмотреть основные аспекты рефлексивной деятельности младших школьников. Изучить возможности и особенности использования приемов рефлексивной деятельности в начальной школе.
4. Подобрать наиболее эффективные приемы рефлексивной деятельности учащихся в современных условиях.
5. Апробировать приемы в работе с младшими школьниками.
6.Провести мониторинг успешности применяемой системы рефлексивной деятельности.
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПЕРВЫЙ ЭТАП - выработка цели, задач проекта, определение с выбором методов технологии, формами диагностики результатов деятельности.
ВТОРОЙ ЭТАП – исследование и применение элементов системы формирования и развития рефлексивной деятельности учащихся, выявление наиболее эффективных приемов для формирования и развития рефлексивной деятельности младших школьников, наблюдения за уровнем развития рефлексивной деятельности учащихся, отслеживание результативности.
ТРЕТИЙ ЭТАП – контрольно – аналитические процедуры с целью изучения результативности данной системы рефлексивной деятельности учащихся, разработка новых приемов с учетом потребностей младших школьников, выводы.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
сентябрь 2012г.-май 2015г.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
ПЕРВЫЙ ЭТАП- Теоретико-методологический
Задачи этапа | Действия по реализации | Предполагаемый результат |
Изучение теоретических основ процессов формирования и развития рефлексивной деятельности младших школьников | Ознакомление с трудами педагогов и психологов по теме проекта. | Создание информационного описания проекта и его обоснование |
Анализ уровня рефлексивной деятельности учащихся на начальном этапе работы | Разработка методов диагностики уровня сформированности и развития рефлексивной деятельности учащихся. Диагностика уровня сформированности и развития рефлексивной деятельности учащихся | Выявление проблем в развитии рефлексивной деятельности учащихся |
Отбор методик и приемов развития рефлексивной деятельности учащихся | Выбор элементов развития рефлексивной деятельности учащихся к урокам и внеурочной деятельности | Эффективность отобранных приемов и методик развития рефлексивной деятельности учащихся |
А что же такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.
Выделяют несколько классификаций рефлексии:
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
- цель занятия;
- содержание и трудности учебного материала;
- тип занятия;
- способы и методы обучения;
- возрастные и психологические особенности учащихся;
Подробнее остановимся на каждом виде рефлексии.
Классификация | Этап урока | Задачи | Приемы ( Приложение 1) | Вопросы |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния | В начале урока | Установление эмоционального контакта с группой | цветопись, букет настроения, дерево чувств, художественные изображения: картина, музыкальный фрагмент, эмоциональное состояние, карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз; гномики, маятник настроения. |
|
В конце деятельности. | Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы | |||
Рефлексия деятельности | На этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ | Осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных | лестницы успеха, дерево успеха, наряди ёлку. |
|
В конце урока | Оценить активность каждого на разных этапах урока, эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) | |||
Рефлексия содержания учебного материала | На этапе изучения учебного материала | Выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. | незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…), выбор афоризма, точка зрения, дерево цели, достижение цели, отношение к проблеме, умозаключение, кластер, синквейн, работа с текстом, работа с фрагментом фильма. |
|
Рефлексия как способ обратной связи | В конце изучения темы, раздела. | Стимулируют речемыслительную деятельность учащихся и наиболее полно способствуют реализации развивающей цели обучения. Позволяют по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. | тесты, сочинения, стихотворения, эссе, размышления над вопросами, составление таблицы, многоточие, открытый финал. |
|
Вторая классификация учебной рефлексии, отражающая четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
- выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
- отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
- быть средством самопознания.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ работы над проектом совместно с психологом проводилась диагностика уровня сформированности рефлексивных способностей у младших школьников. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 Б класса МБОУ СОШ № 129 г.о.Самара в количестве 25 человек.
Были использованы следующие методы и диагностические методики:
- наблюдение,
- проективная методика "Автопортрет",
- сочинение на заданную рефлексивную тему.
Методика "Автопортрет", авторы - Е. С. Романова и С. Ф. Потемкин (Приложение 3).Автопортрет – это изображение человека, созданного им самим. Суть методики состоит в том, что детям предлагается нарисовать себя. В результате проведенной диагностики можно выявить уровень самооценки ребенка, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней.
Методика "Автопортрет" проводилась со всем классом, в результате чего был выявлен уровень самооценки ребят, их представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней. Полученные данные были занесены в таблицу с критериями завышенная самооценка, адекватная и заниженная.
Были получены следующие результаты:
63 % ребят имеют завышенную самооценку;
21 % имеют адекватную самооценку;
16 % - заниженную.
Большинство ребят имеют неадекватную самооценку, и, следовательно, недостаточный уровень сформированности рефлексивных способностей. Это показатель того, что дети находятся на стадии развития своих рефлексивных способностей, только учатся адекватно оценивать свои достижения, работу сверстников, сопоставлять результаты своей работы с оценкой учителя.
У большинства ребят завышенная самооценка, что является нормальным для данного возраста.
Высокий процентный уровень составили дети с заниженной самооценкой. Такие дети войдут в группу риска, так как заниженная самооценка снижает адаптацию детей, различные учебные ситуации выступают для них как стрессогенные, затрудняется общение, как со сверстниками, так и с учителем. С этими детьми необходимо проводить специальную работу с привлечением школьного психолога.
Для более детального изучения актуального уровня развития рефлексивных способностей был использован метод наблюдения. Этот метод, в отличие от других, позволяет фиксировать события в момент их осуществления и в меньшей мере влиять на естественное поведение испытуемых. В объективности результатов наблюдения была разработана карта по следующим параметрам:
- умеет планировать и организовывать собственную деятельность;
- умеет ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы;
- умеет адекватно оценить собственный вклад в дело;
- умеет сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело;
- умеет достигать поставленные цели, прикладывать волевые усилия.
По результатам наблюдения было выяснено:
22 % - ребят умеют планировать и организовывать собственную деятельность;
29 % - умеют ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению какой-либо проблемы;
33 % -умеют адекватно оценивать собственный вклад в дело;
29 % - умеют сотрудничать, адекватно оценивать вклад других в дело;
39% - умеют достигать поставленные цели, прилагать волевые усилия.
Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что большинство детей умеют сотрудничать, умеют выражать своё отношение к деятельности других ребят, адекватно оценивать вклад других в дело. Гораздо сложнее ребятам оценить себя, не завышая и не занижая действительных результатов собственного труда, сравнивать свои новые достижения с уже имеющимися, оценивать уровень собственного продвижения в деле. Им еще сложно удержать в памяти четкую цель и выполнять деятельность, не сбиваясь с намеченного пути. Именно поэтому для ребят оказывается еще сложным процесс планирования и организации собственной деятельности. Данные проявления рефлексии находятся еще на стадии развития, а стандартные учебные ситуации не всегда выводят ребенка на активную рефлексивную позицию. Следовательно, для того, чтобы дети могли в полной мере развивать свои рефлексивные способности, необходимо использовать специальным образом организованную деятельность, специальные методы и приемы.
Для диагностики кроме фиксации результатов своих наблюдений, учитель может использовать сочинение на заданную рефлексивную тему, например «Мой класс», «Праздник в нашей жизни», «Какой я?», «Человек которого я запомнил», «Кто такой настоящий друг?» и т.д. В моём классе дети писали сочинение по теме «Кто такой настоящий друг?» Для такой диагностики можно использовать «шкалу уровней» от наиболее низкого уровня развития к более высоким уровням.
1. Отсутствие содержания 2%
Ребенок говорит о чем угодно, но не о содержательной стороне вопроса. Не понимает темы разговора или совсем отказывается от обсуждения.
2. Низкий уровень 15%
Высказывается бессистемно, хаотично, эмоционально. Уже способен выделить содержание, но относится к нему эмоционально и не видит связей внутри содержания.
3. Средний уровень 45%
Есть попытка выстроить содержание логически. Способен с помощью учителя обнаружить внутренние связи, зависимости.
4. Норма 33%
Ребенок выстраивает содержание логически и есть попытка высказать свое собственное мнение (отношение) к данному содержанию.
5. Выше нормы 5%
Ребенок понимает содержание и соотносит содержание с собственным пониманием, может оценить свое понимание (совпадает – не совпадает)
На основе анализа полученных результатов исследования актуального уровня развития рефлексивных способностей учащихся у большинства детей была выявлена характерная неравномерность в развитии рефлексивных способностей, различные компоненты которых представлены с неодинаковой степенью выраженности.
ВТОРОЙ ЭТАП Экспериментальный, деятельностный
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ работы над проектом проводилась отработка технологии и диагностика эффективности приёмов системы рефлексивной деятельности учащихся.
Задачи этапа | Действия по реализации | Предполагаемый результат |
Исследование эффективности методов и приемов развития рефлексивной деятельности учащихся | Использование элементов рефлексивной деятельности на уроках | Развитие способности обучающихся к саморазвитию, осознание учащимися собственных дефицитов и видение путей их преодоления, повышение у учащихся мотивации к учению и познанию. |
Исследование эффективности методов и приемов развития рефлексивной деятельности учащихся | Использование элементов рефлексивной деятельности во внеурочной деятельности | Рост уровня позитивной мотивации учащихся, развитие рефлексивного слушания учащихся, формирование адекватной позитивной самооценки, формирование основ гражданской идентичности. |
За период с сентября 2012г. по декабрь 2012г. мною были использованы ещё не все описанные приёмы. Но сразу можно сказать, что детям моего класса тяжело проводить рефлексию как способ обратной связи.
Вид рефлексии | Предполагаемые причины неэффективности | Способы корректировки |
Рефлексия как способ обратной связи | Небольшой словарный запас учащихся, нежелание некоторых учащихся высказывать свою истинную точку зрения из – за боязни ошибиться. Отсутствие должного уровня связной речи и речевых умений для изложения мыслей в письменной форме | Повышение самооценки учащихся, уверенности в себе при помощи организованных психологических тренингов, комплекса упражнений для развития рефлексии. Написание эссе по ключевым словам, по принципу "Закончи предложение". |
Во время проведения внеклассных занятий были осуществлены, придуманные мною, приёмы рефлексии настроения и деятельности.
Внеклассное занятие по творчеству С.Михалкова закончилось изготовлением лягушат с улыбкой или «неулыбкой» путём аппликации и созданием коллективного панно.
Игра ко Дню космонавтики «Путешествие по планетам» закончилась выбором места для собственной ракеты : либо около солнышка, либо около понравившейся планеты.
Из перечисленных в проекте приёмов был создан методический банк, состоящий из эффективных приёмов рефлексивной деятельности младших школьников. (Приложение 1).
ТРЕТИЙ ЭТАП Контрольно – аналитический
Задачи этапа | Действия по реализации | Предполагаемый результат |
Мониторинг по развитию рефлексивной деятельности учащихся | Диагностика уровня развития рефлексивной деятельности младших школьников в процессе работы | Рост уровня рефлексивной деятельности школьников начального звена |
Внедрение и распространение собственных методических разработок по диагностике и использованию элементов системы рефлексивной деятельности учащихся | Проведение семинаров, выступления на МО, педсовете | Использование элементов системы рефлексивной деятельности учащихся учителями начальных классов |
МОНИТОРИНГ
Мониторинг рефлексивных умений учащихся в деятельности педагога выступает и как способ исследования реальности и как способ управления формированием рефлексивных умений посредством представления своевременной и качественной информации. Мониторинг необходимо использовать, так как речь идёт о постоянном наблюдении за процессом формирования рефлексивных умений учащихся с целью выявления соответствия желаемому результату, а такой результат достигается каждым учащимся индивидуально. В мониторинге диагностика ситуации осуществляется систематически с определенной заданной периодичностью и с использованием одной и той же (во всяком случае, базовой) системы индикаторов.
Мониторинг формирования рефлексивных умений, проводится в два этапа:
- сбор и первичная обработка информации;
- анализ полученной информации;
- выводы.
Первичная обработанная информация фиксируется в итоговом табло, а анализ обработанной информации оформляется в аналитическую справку по итогам диагностики умений учащихся. В соответствии с разработанной моделью мониторинговые исследования проводятся на протяжении нескольких лет для выявления динамики формирования рефлексивных умений учащихся.
Развитие рефлексивной деятельности учащихся ведёт к эффективному личностному росту детей в целом. Этот факт находит своё подтверждение при диагностировании с использованием методики «Оценка личностного роста учащихся». Эта методика построена на методе педагогического наблюдения и анализе деятельности учащихся, охватывает различные аспекты формирования личности каждого ребёнка. (Приложение 2).
Результаты диагностики показали, что приёмы рефлексивной деятельности принимаются учащимися осознанно, вызывают интерес, способствуют стимулированию развития личности, повышению мотивации учения, всестороннему развитию личности каждого учащегося.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате многоаспектной и систематической работы по формированию предпосылок полноценной рефлексивности к окончанию начальной школы у учащихся могут быть сформированы:
- личностные результаты —
готовность и способность учащихся к саморазвитию,
осознавание собственных дефицитов и видение путей их преодоления,
повышение у учащихся мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметные результаты —
освоенные учащимися универсальные учебные действия - познавательные, регулятивные и коммуникативные, как следствие, повышение продуктивности мыслительной деятельности учащихся,
развитие рефлексивного слушания учащихся,
формирование адекватной позитивной самооценки,
развитие критериального оценивания собственной деятельности и деятельности окружающих;
развитие коммуникативных навыков;
- предметные результаты —
освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,
система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
повышение качества знаний по предметам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Барабанщиков В.А.Идея системности в психологии. - М., 2005.
- Главатских Р.Р.,Дыганова Я.И. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема. Http://www.udmedu.ru/files/IK1/2-4__.doc
- Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
- Гукалова Ирина Викторовна Роль и место содержательной рефлексии на уроке. ///http://kollegi.kz/publ/21-1-0-93
- Косарева Елена Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution
- Немов Р.С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. –5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – Кн. 1. Общие основы психологии.
- Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1.: Система работы психолога с детьми разного возраста: учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
- Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии., С-Пб, 2009.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А.. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте.Http://www.voppsyl.ru/4y/ISSUES/1990/903/903025.php.
- Стеганцева Т. А.,Аликин И. А., Толмачев А. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования: Пособие для студентов и аспирантов.-Красноярск: РИО КГПУ, 2006.
- Философский энциклопедический словарь. М., 2007.
- Хуторской А,В, Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
- Цукерман Г.А.Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности.//Нач. школа: – 2001. - № 1.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Приемы рефлексивной деятельности
Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии.
«Запрет»
Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.
В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную, позитивную рефлексию над своим опытом.
«Дерево цели»
Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель - чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью
«Мнение»
При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагается высказать свое мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:
1. Громко – тихо.
2. С запинками – без запинок.
3. Выразительно – нет.
4. Понравилось – нет.
При этом, в первую очередь, отмечаются положительные моменты в ответе учащегося, а о недочётах дети высказываются с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
«Мишень»
Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
1. свою деятельность
2. деятельность учителя
3. деятельность учащихся.
«Дерево предсказаний»
Ствол дерева – тема, вид деятельности.
Ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено).
Листья - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)
«Градусник»
Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.
«Ступени»
С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.
«Пик взаимопонимания»
Настроение изображено в виде ступеньки .Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Смайл»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся на планшетах или листах рисуют «смайлы», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.
«Солнечные лучики»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащимся предлагается выбрать солнечные лучики того цвета (красные, жёлтые, оранжевые), которые соответствуют их настроению и прикрепить к солнышку.
«Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
«Светофор»
Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да ( понравилось, получилось).
«Пятерочка – 1»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
«Пятерочка – 2»
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
«Слон»
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;
глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;
хобот – знания, которые вы приобретаете;
голова – это мыслительные процессы;
посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;
ноги тонкие – неуверенность.
«Карта настроения»
В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
«Дело в шляпе»
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
«Плюс – минус – интересно»
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на “+”, “–”, “?” или индивидуально письменно. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки.
“+” “–” “?”
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
«Ключевые слова»
На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например слова: оценка, задача, сосед, учитель и т.д.
«Итог урока»
• Что на вас произвело наибольшее впечатление?
• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
• Что нового вы узнали на уроке?
• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?
* что я делаю?
* зачем я делаю?
* как я делаю?
* что нового я узнал?
* каким способом я это узнал?
* чему я научился?
«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
«Завтра контрольная»
Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно заранее подготовить вопросы.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Бортовой журнал»
От (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
«Двухчастный дневник»
В одной графе – предмет рефлексии, в другой - комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ.
«Письменное интервью»
Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
«Комплимент»
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
«Кластеры»
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.
«Букет настроения»
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой».
Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.
«Рефлексия одного из участников группы»
Один ученик анализирует свою работу и работу группы. Такой способ организации рефлексии заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто-то скажет: "я делал так, потому, что считал, что …" - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: "А я считаю так же или иначе?".
«Протокол наблюдений»
Координатор фиксирует в ходе работы поведение членов группы, а затем выступает со своими записями (может служить также способом формирования у наблюдающего ребенка необходимых умений, т.е. выполняя свою роль, он увидит, как этим умением пользуются другие).
«Мозговой штурм»
Выбор действий для достижения цели задания. Обсуждение результатов и достижений в совместной работе. Выделение причин неудач в работе и способов их преодоления.
«Круглый стол»
Совместное обсуждение всей работы группы. Выводы и предложения.
«Творческий отчет»
Рефлексия проводится в необычной форме (в форме игры, выставки, рисунков). Готовит творческий отчет один участник группы или несколько ребят.
«Рефлексия себя в проекте»
Осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. (Ребята оценивают свою работу с позиции Я. Мы, Дело. По итогам работы над проектом дети оценивают: Я - как работал, был активен? (хорошо, средне, плохо). Какой внес вклад в работу над проектом? Мы - насколько эффективно смогли работать вместе, чего достигли в совместном обсуждении? Дело – насколько продвинулось? Узнал ли больше?).
- осознавание собственных дефицитов и возможных способов их преодоления.
«Горячий стул»
Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:
-Что нового ты узнал?
-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?
-Какие знания, умения, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
-Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо?
-О чем ты думал во время работы?
-Какие формы работы ты использовал (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?
-Что тебе понравилось при работе больше всего?
Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над заданием, не отраженную в вопросах.
Эмоционально – художественная рефлексия.
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Эмоционально – музыкальная рефлексия.
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
«Что ты чувствуешь сейчас?»
Учащиеся 3 – 4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса.
«Рефлексивный экран»
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
«Фразеологизмы»
Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
- каша в голове
- ни в зуб ногой
- светлая голова
«Острова»
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
«Ресторан»
Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Используется лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
«Мухомор»
На листе рисуется круг, который разделен на секторы по числу этапов урока. Вне круга записываются вопросы. Например, при общей теме обсуждения задается вопрос «Насколько я был доволен …»
• передачей содержания
• возможностью задавать вопросы
• психологической атмосферой в группе
• раздаваемыми рабочими и информационными материалами
• организацией отдыха
До начала работы предоставляется возможность обозначить свою оценку наклеиванием кругов на сектора круга или нарисовать фломастером. Чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру круга ставятся значки (ассоциация – попадания в цель)
Общий вид «мухомора» выявляет основные тенденции при оценки работы по отдельным ее аспектам. Далее проводится общее обсуждение итогов с уточнением отдельных моментов.
Этот метод уязвим, так как многие склонны присоединяться к оценкам своих предшественников. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы размещение значков в круге происходило не на глазах у всех участников, а ,например на стенде,повернутом обратной стороной.
«Химс»
Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Используется лист большого формата, фломастеры.
Этот метод помогает выяснить впечатления от урока или семинара по следующим вопросам:
• Хорошо…
• Интересно…
• Мешало…
• Возьму с собой…
Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.
«Всё у меня в руках»
Установление обратной связи от учеников от прошедшего урока.
Временные затраты: 5 мин. на объяснение; 10-20мин. на индивидуальную работу; 15мин. на осматривание выставки
Используется лист большого формата, фломастеры.
Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
• Большой палец – над этой темой я хотела бы ещё поработать;
• Указательный – здесь мне были даны конкретные указания;
• Средний – мне здесь совсем не понравилось;
• Безымянный – психологическая атмосфера;
• Мизинец – мне здесь не хватало.
Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.
«Уборка в доме»
Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.
К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
«Анкета».
Предлагается заполнить по результатам выполнения конкретного задания, например, проверочной работы.
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось _______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Самым интересным было _______________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ___________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _____________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Сотрудничество».
Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком V, насколько ты согласен с данным утверждением.
Утверждение | Абсолютно согласен | Согласен | Частично согласен | Не согласен |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы | ||||
Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы | ||||
Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение | ||||
Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне | ||||
Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними | ||||
Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу | ||||
Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании |
«Палитра»
Палитра | Закрасьте каждое поле цветом палитры, соответствующим значению ответа | ||||
Уровень достижения результата | Умение планировать работу | Умение принимать решения | Умение работать в группе, готовность к сотрудничеству | Умение применять полученные знания, ответственность за конечный результат | |
я могу(зелёный) | |||||
я с трудом могу(жёлтый) | |||||
я не умею, но хотел бы научиться(красный) |
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
Интересный | Работал | Понял материал |
Скучный | Отдыхал | Узнал больше, чем знал |
Безразличен мне | Помогал другим | Не понял |
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен |
Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / не интересным |
Приложение 2
Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.
Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения, основанные на игровом тренинге Заморина:
Представь что ты….
Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.
Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.
Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.
Покажи, что чувствует герой произведения
Покажи, что чувствуешь ты. Какое настроение.
Изобрази радость, горе, обиду и т.д.
После каждого задания дети делятся своими внутренними ощущениями, переживаниями, сравнивают их, стремятся понять. Что вызвало те или иные чувства.
Автопортрет.
Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам.
Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.
Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.
По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.
Без маски.
Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; - формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я". Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: "Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."
Да.
Цель упражнения: - совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что, когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".
Карусель.
Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
_ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
_ Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
_ Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
_ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Качества.
Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки. Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.
Комиссионный магазин.
Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества. Например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.
По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.
На упражнение отводится 20-25 минут
На какой я ступеньке?
Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
- 1-4 ступенька - самооценка занижена
-5-7ступенька-самооценка адекватна
- 8-10 ступенька - самооценка завышена
Проективный рисунок "Я такой, какой я есть".
Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.
Три имени.
Цель упражнения: - развитие саморефлексии; - формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Образно-рефлексивная процедура "Дерево".
1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?
2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и ... входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?
3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации.
Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя".
Цель: достижение каждым участником эмоционального ресурсного состояния.
1) Тренер предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться.
2) Тренер говорит участникам: «Вспомните конкретное событие, когда вы чувствовали себя уверенным (успешным, удачливым, достигшим цели и т.д.). Вспомните: где и когда это событие произошло. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите вновь это событие».
3) По прошествии достаточного для выполнения задания времени (5-7 минут) тренер предлагает участникам группы обсудить результаты индивидуальной визуализации.
4) Каждый участник рассказывает группе об увиденном и пережитом в своем воображении конкретном событии с обязательной рефлексией источника своего позитивного чувства (уверенности, успешности, удачи и т.д.).
5) По окончании рассказа каждому участнику тренер с помощью группы придумывает новое имя. В котором бы отражалась самая суть получения эмоционального ресурсного состояния: «Я тот, который (ая) ... (делает то-то и то-то)» или «Я уверен (а) в себе, когда я ... (делаю то-то и то-то)».
Обсуждение в группе (при необходимости).
Процедура "Рефлексия "Здесь и теперь".
Назначение:
- знакомство с сутью процесса рефлексии;
- обработка навыка рефлексии.
Примечание: Процедура 3 – одна из тех, которые желательно использовать в начале и в конце каждой встречи.
1. Ведущий предлагает каждому участнику выразить свое представление о происходящем с ним и с группой. Делать это можно в любой форме – вербально, невербально, рисунком на листе бумаги и др.
2. Каждый из участников группы по семибальной шкале оценивает степень своей собственной усталости, активности и интереса к происходящему.
3. После того, как эта процедура проделана, ведущий дает основные понятия рефлексивной работы.
Приложение 3
Методика «Автопортрет»
Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самоотношение, самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности). Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949). По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.
В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.
Существует несколько возможных интерпретаций результатов данного теста.
Признак | Критерии признака |
1 – самооценка (расположение рисунка на листе) | 1.1 в центре – адекватная 1.2 в верхней части листа – завышенная 1.3 в нижней части листа - пониженная |
2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова) | 2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность 2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания 2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность |
3 – контроль над телесными влечениями (шея) | 3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями 3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле 3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям 3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля |
4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище) | 4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений 4.2 маленькое туловище - отрицание потребностей и влечений 4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями 4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений |
5 – чувствительность к критике, общественному мнению | 5.1 большие уши – повышенная чувствительсноть к критике, реактивность на критику 5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике |
6 - тревожность | 6.1 сильный нажим 6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность) 6.3 перерисовка и стирание 6.4 заштрихованные волосы (беспокойство) 6.5 руки прижаты к телу |
7 - страхи | 7.1 интенсивная штриховка 7.2 обведение контура 7.3 затушеванные зрачки |
8 - агрессивность | 8.1 сильный нажим 8.2 жирный контур рисунка 8.3 ноги расставлены 8.4 видны зубы (вербальная агрессия) 8.5 выделены уши-ноздри-рот (выраженная агрессивность) 8.6 подбородок увеличен и акцентирован 8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия - самосохранительная) 8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости 8.9 оружие |
9 – выраженная защита | 9.1 улыбка 9.2 руки за спиной или в карманах 9.3 человек изображен в профиль (замкнутость) |
10 – эгоизм, нарциссизм | 10.1 пишет свое имя 10.2 крупный рисунок 10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе) |
11 - депрессия | 11.1 рисунок в нижней части листа 11.2 слабый нажим и контур 11.3 скованная, статичная поза 11.4 эскизный контур |
12 – зависимость (в том числе и от матери) | 12.1 крупный (красный) рот 12.2 пуговицы по центральной оси 12.3 маленькие ступни и ладони 12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины 12.5 груди очень подчеркнуты(зависимость от матери) у мужчины |
13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм | 13.1 глаза без зрачков 13.2 опускание шеи 13.3 детские черты лица 13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда |
14 - демонстративность | 14.1 длинные ресницы 14.2 волосам уделено много внимания 14.3 выделенные крупные губы 14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная 14.5 макияж и украшения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение рефлексии и рефлексивных вопросов на уроках английского языка
В данной статье представленно мое представление того как и когда необходимо использовать рефлексию на уроках....
Приемы активизации познавательной деятельности на уроке английского языка
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Я выделила три основных приема, которые могут активно использоваться на уроках английского язык...
Информационная карта, план урока, рефлексивный отчет к уроку английского языка по теме "Разговорная практика: диалоги по предложению блюд на завтрак, кондитерских изделий к чаю, кофе, десерту", проведенный в ГАПОУ "НАТ" с группой 2 курса
https://cloud.mail.ru/public/GKaG/78qZp4dFw...
Информационная карта, план урока, рефлексивный отчет к уроку английского языка по теме "Разговорная практика: диалоги по предложению блюд на завтрак, кондитерских изделий к чаю, кофе, десерту", проведенный в ГАПОУ "НАТ" с группой 2 курса
https://cloud.mail.ru/public/GKaG/78qZp4dFw...
Синквейн как один из методических приемов контрольно – оценочной деятельности на уроках английского языка
Обеспечить новый подход к оцениванию знаний и повысить эффективность уроков английского языка позволяет применение технологии развития критического мышления. Синквейн является одним из методичес...
Статья "Организация рефлексивного осмысления результатов урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС"
Особенности использования рефлексии как средства формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка....
Мастер-класс "Использование приемов театрализованной деятельности на уроках английского языка"
Данная презентация сопровождает мастер-класс по использованию приемов театрализованной деятельности на уроках...